Что такое картодром. Картинг — новый вид спорта. Картинг — что это такое

* В расчетах используются средние данные по России

Боевые искусства с давних пор пользуются большой популярностью в нашей стране. Интерес к ним появился в 80-90-х годах, когда на российские экраны вышли западные фильмы, посвященные боевым искусствам.

Люди занимаются единоборствами по разным причинам. Кто-то отдает своих детей в школу боевых искусств, чтобы они потом смогли постоять за себя. Некоторые считают, что такие занятия – это хорошая физическая подготовка. Другие же превращают свое хобби в основной источник дохода.

При столь высоком спросе на услуги по обучению неудивительно, что недостатка в предложениях нет. По крайней мере, на первый взгляд. В крупных и средних городах существует большое количество автономных секций, которые создаются, как правило, на базе обычных школ, по обучению различным видам единоборств. В первую очередь, это карате, дзюдо, ушу, кун-фу, айкидо, тхэквондо, кикбоксинг, джиу-джитсу. Существуют и другие, менее распространенные виды единоборств, например, славяно-горицкая борьба, Вин Чун, самбо, боевой цигун и т. д.

Однако, несмотря на большое количество существующих спортивных школ и секций, эта ниша на рынке образовательных услуг, по мнению специалистов, еще недостаточно заполнена. Особенно, если речь идет о небольших городах. Поэтому перед открытием собственной секции единоборств необходимо тщательно изучить конкуренцию и спрос на предлагаемые услуги.

Ключевую роль играют два фактора: уровень преподавания и, следовательно, квалификация преподавателя, а также месторасположение школы. Как правило, в каждой секции работают минимум два тренера, которые специализируются на определенном виде единоборств. Крупные центры стараются охватить сразу несколько направлений.

Для создания собственной школы боевых искусств вы должны либо быть мастером в своей области, либо найти профессиональных учителей. В последнем случае уделите подбору специалиста максимум внимания, так как от него напрямую зависит успех вашего бизнеса. Совсем необязательно тренер должен быть мастером спорта международного класса. Уровень преподавателя лучше всего определять не по его победам, а по достижениям его учеников. Безусловно, хороший специалист заслуживает достойной оплаты своего труда. При составлении бизнес-плана сразу учитывайте расходы на заработную плату тренеру в течение минимум первых шести месяцев существования секции.

После того как вы найдете профессионального преподавателя, можно подумать о поиске подходящего помещения, где будут проводиться занятия. Его площадь зависит, в первую очередь, от планируемого количества человек в группе. Оптимальный вариант для открытия небольшой спортивной секции – арендовать физкультурный зал в расположенной поблизости школе. Плюсы этого варианта: низкая стоимость почасовой аренды, большие размеры помещения, наличие всего или части необходимого оборудования, удобное месторасположение для жителей района (родители стараются выбирать для своих детей секцию поближе к дому).

Готовые идеи для вашего бизнеса

Из оборудования вам понадобятся маты, спортивные снаряды. Нередко большую часть тренировки занимает общая физическая подготовка, особенно, если вы планируете заниматься с детьми. Когда мастер набирает группы детей от 4-6 лет, то занятия с ними проводятся, как правило, для общего оздоровления и укрепления физической формы с некоторыми элементами боевого искусства – упражнениями на растяжку, защитными движения и стойками.

Дополнительное снаряжение ваши ученики будут покупать самостоятельно. Многие секции предлагают посреднические услуги, приобретая для своих учеников специальную одежду для тренировок, защиту и необходимое снаряжение и продавая их со своей наценкой.

Обратите внимание: в том случае, если вы открываете настоящую специализированную школу определенного вида боевых искусств, а не просто спортивную секцию, вам необходимо состоять в ассоциации единоборств. Кроме того, придется принять специальное положение и устав, в соответствии с которыми вы будете вести свою деятельность. Если же вы оформляетесь как индивидуальный предприниматель, в составлении этих документов нет необходимости.

После того как вы найдете тренеров, договоритесь об аренде зала и приобретете необходимое оборудование, ваша работа не заканчивается. В новую спортивную секцию нужно набрать первые группы учеников. Для небольшой секции с минимальным стартовым капиталом, расположенной в спальном районе города, эффективно работает адресное распространение рекламных листовок. В зависимости от тиража, формата и сложности макета, стоимость печати таких листовок составляет от 1,5-2 р./шт.

Самый простой вариант листовок-визиток с контактными данными можно сделать на цветной бумаге у себя дома на принтере. Распространить их по району можно либо самостоятельно, либо обратившись за помощью к рекламным агентствам или распространителям бесплатных рекламных изданий. Услуги посредника обойдутся минимум в 3-5 рублей за листовку.

Не забудьте повесить объявление о существовании новой секции единоборств в школе, где вы арендуете помещение. Как правило, большая часть детских и подростковых групп состоит из учеников близлежащих учебных заведений.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Размер необходимого стартового капитала зависит от размеров вашей секции или школы боевых искусств, количества преподавателей, от методов рекламы и продвижения, которые вы намерены использовать для привлечения клиентов. Минимальная сумма составляет от 30 тысяч рублей из расчета, что вы будете регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и лично обучать детей, подростков и взрослых в арендованном спортивном зале. Стоимость обучения составляет от 150-200 рублей в час или от 1000 рублей в месяц для регионов.

В столице эти цифры на порядок выше. Как правило, даже в самой маленькой секции занимается минимум две группы (в зависимости от возраста) по 10 человек в каждой. Занятия проходят 2-3 раза в неделю по часу на каждую группу. Дополнительный источник дохода – продажа одежды и спортивного снаряжения.

129 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 32128 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Кёрлинг – это командная спортивная игра, которая пришла в нашу страну совсем недавно, но быстро обрела преданных поклонников. Кёрлинг-клубы в регионах – еще относительная экзотика, хотя их открывается...

Дайвинг-клуб – бизнес достаточно увлекательный, интересный и при этом очень перспективный. В России пока ещё дайвингом занимается не так много людей, но учитывая, что наметилась тенденция, когда насел...

Сумма стартовых инвестиций для открытия школы кэндо лежит в пределах 200 тысяч рублей. И это без учёта найма дополнительных тренеров, то есть для школы, в которой сам предприниматель является нас...

Коммерческий спортивный клуб будет успешен в том случае, если он обладает талантливыми и перспективными игроками и опытными и квалифицированными тренерами. В дальнейшем развитии клуба скауты должны на...

Создание любительского футбольного клуба – не слишком затратное (даже в рамках среднего бизнеса), но достаточно тяжёлое дело. С профессиональными клубами всё гораздо сложнее, тем более, что в России у...

Бизнесмен, планирующий открыть мини-гольф клуб, должен, прежде всего, определиться с типом игровых полей: собирается ли он проводить спортивные соревнования или его заведение будет ориентировано на не...

Для организации бизнеса, связанного с настольным теннисом, прежде всего, нужно определиться, будет это спортивный клуб, в котором в дальнейшем планируется проводить спортивные соревнования, или вашей...

Инвестиционные затраты в открытие бильярдного клуба составляют 2 164 000 рублей. Срок окупаемости – 12 месяцев.

Стоимость проекта – 4 477 00 руб. Из них инвестиции в недвижимость – 1 700 000 руб., в закупку оборудования – 2 277 000 руб., в нематериальные активы – 100 000 руб., в оборотные ср...


В детстве мы все любили играть, это было основное наше занятие и развлечение. Через игры мы учились познавать и узнавать каждый раз что – то новое. Девочки любили играть в куклы, ну а мальчишки в солдатиков и машинки. Вспоминается, как нам совсем еще маленьким мальчишкам хотелось покататься или порулить на настоящем автомобиле. И вот мечты сбываются. Сейчас мы работаем тренерами в секции картинга при Доме творчества, что на Поклонной горе, а пришли мы сюда, когда нам было лет 11-12.

Сейчас очень много людей от самых маленьких до уже солидных дяденек любят отдыхать, катаясь на картингах. Целые семьи проводят свой досуг в картинг клубах, получая огромное удовольствие, даже не зная, что это очень серьёзный вид автоспорта. Но подождите, мы, как опытные картингисты нашли некоторые ошибки, которые нас немного настораживают. Во-первых на автомобиле мы будем ездить, а не кататься, и этот автомобиль правильно называть -картом . Это надо запомнить. Картинг - это вид автомобильного спорта, а карт – автомобиль, на котором ездят водители, которых называют картингистами . Но это высокое звание еще надо заслужить большим трудом, а пока мы с вами просто Водители.

Сейчас существует огромное количество открытых

и закрытых картодромов. Картинг- это увлечение, которое объединяет целые семьи, друзей. Он не только развлекает, но и очень развивает человека всесторонне. И мы попытаемся на примере нашей школы вам это доказать. Итак, начнем.

Как же появился картинг? Книг про картинг на русском языке очень мало и все они в основном рассчитаны на будущих спортсменов. НО только каждый десятый любящий ездить на этих машинках становится настоящим спортсменом-картингистом, а остальные? Остальные так и продолжают наслаждаться этим несравненным удовольствием. Для них это –досуг, свободное время они посвящают картингу, любимому хобби: и не скучно, и интересно, и полезно…

Так вот существует мнение, что картинг появился благодаря американским военным летчикам, которые во время второй мировой войны на своей воздушной базе в свободное от полетов время развлекались ездой на тележках с небольшими моторчиками. Другие рассказывают, что рождение картинга связано с американскими мальчишками 9-14 лет, которые на особых тележках в виде деревянных ящиков катались с горок. Управлялись такие тележки с помощью веревки соединенной с передними колесами. Они соревновались между собой и такие соревнования назывались «гонками мыльных ящиков (Soap Box Derby). А может быть раньше это были ящики из-под мыла? Интересно, но слова KART в англо-русском словаре вы не найдете, а вот слово CART есть и переводится оно как раз как – «телега». Их тележки были без моторчиков и называли их тогда микромиджеты, что переводится как «самые маленькие». Потом эти ящички кто то предложил заменить плоской стальной рамой. Дальше еще интересней. Примерно в 1955 году один американский журнал рассказал об одном мальчике, который решил поставить на свой «мыльный ящик» маленький моторчик от стиральной машины, мощностью всего 0,75 лошадиных сил. Наверное, так и родился первый клуб самых маленьких автомобилей. Появляются первые правила для этих машинок, так называемые технические требования, то есть требования к данной технике –микроавтомобилям. Длина машины должна была быть не больше метра с половиной, диаметр колеса – 30 см, а масса заправленной горючим машины должна была быть не более 92 кг. Сзади, для безопасности были защитные дуги, а гонщики пристегивались ремнями безопасности.

И только в 1956 году взрослый дядя Арт Ингелс, он был механиком, построил карт на котором проехал уже взрослый автогонщик Даффи Ливингстон. Он показал собравшейся поглазеть на такое зрелище публике насколько проста эта машинка и главное не дорогая. Начали появляться фирмы по изготовлению этих машинок. Первую такую фирму, по постройке картов создал сам Ливингстон и назвал её «Го-карт Компании». Машинки сначала назывались го-карты, а потом просто карты.

В 1957 году появляется «Американский клуб картинга». В этом клубе разрабатывают специальные правила для проведения соревнований по картингу. В 1958 году картинг перебирается и в Европу (Микки Флин, летчик ВВС США, привез 5 картов в Англию). Англия, Франция, Италия активно стали выпускать такие машинки и приспособлений к ним. К сожалению единых требований и правил не было и тогда Международная автомобильная федерация (FIA), которая считала картинг только лишь досуговым развлечением, решила взять его под своё крыло и создать Международную Комиссию Картинга (CIK). Тогда всё встало на свои места. Появились четкие правила и требования. И уже в 1964 году проводились международные соревнования.

В Россию картинг пришел благодаря иностранным журналам. В 1960 году такой журнал привез из Франции Виктор Маржецкий. Картинг начал приживаться и в нашей стране. Федерация автомобильного спорта России, еще до появления российских картов в нашей стране разработала и утвердила «Правила проведения соревнований, классификация и технические требования к автомобилям типа «карт». Это было 3 декабря 1960 года. В1961 году Юрий Меликов на стадионе имени В.И. Ленина проехал на карте по ледяной дорожке почти целый круг. Кстати Россия является единственной странной где проводятся зимние гонки. И «Тимкарт» много лет подряд занимает в них наивысшие места, являясь многократным Чемпионом Москвы и Московской области.

Сегодня в России ежегодно проводятся многие десятки соревнований по картингу. Картинг открывает всё новые и талантливые личности, как среди гонщиков, так и механиков. В нашем клубе работают выдающиеся механики они же бывшие спортсмены Лобанов Сергей, Шевченко Тарас, Стариков Константин, Осиповы Валерий и Роман и другие.

А теперь кратко и по датам, узнаете?

Кратко по датам:

С 30-х годов ХХ века – «гонки мыльных ящиков» (Soap Box Derbi), (9-15 лет).

1951 г. в г. Феникс – двигатель 0,75 л/с

1953 – 25 участников; трековые гонки

1955 - журнал «Популярная механика» статья «Дорогу микромиджетам»

1956,сентябрь – Арт Ингельс построил, проехал – Даффи Ливингстон, Помона. 1,84 кВт.

Ливингстон – «Го-карт компании», Ингельс – «Каретта»

1957 – «Американский клуб картинга», правила соревнований

1958 – 5 картов привезли в Англию, Микки Флин ВВС США (1960- более 100 фирм)

1962 – Международная комиссия картинга (СИК), единые спортивные и технические правила

1964 – первый Чемпионат Мира – Рим, итальянец Гвидо Сала

СССР

1960 – курский дворец пионеров, Лев Кононов; харьковский дворец пионеров, Виталий Енин и Эдуард Костенко; Одесса – Федор Шахматов; Латвия – Леонхард Рейнгольд

1960, декабрь – Федерация автомобильного спорта (ФАС) СССР: Правила проведения соревнований и классификация и технические требования

1961, январь – Лужники: мотогонки на льду, показательный заезд на карте, Юрий Меликов

1961, май – первые соревнования, велотрек в Латвии г. Вентспилса,14 спортсменов

1961 – соревнования в Москве, Туле, Ногинске, Смоленске (велотрек, гаревая дорожка)

1962 – первые , Г. Рига, 80 спортсменов из 8 городов, «автомобильное кольцо»

М. ПОДОЛЬСКИЙ, преподаватель МАДИ, тренер гоночной команды «Мегафон-моторспорт».

На трассе соревнований по картингу бывает очень тесно.

Узлы и агрегаты карта.

Прокатные карты со всех сторон защищены отбойником из труб. Маленький, но мощный двигатель с автоматической трансмиссией разгоняет машину до очень приличной скорости, иногда до 80-100 км/ч.

Финишный флаг. Чёрно- белый, клетчатый.

Красный флаг.

Чёрно-белый флаг.

Чёрный флаг.

Чёрный флаг с оранжевым кругом.

Зелёный флаг с жёлтым шевроном.

Голубой флаг с двумя красными диагоналями.

Жёлтый флаг.

Жёлтый флаг с красными полосами.

Зелёный флаг.

Белый флаг.

Голубой флаг.

Сколько существует видов спорта на Земле, подсчитать невозможно. И не только потому, что под спортом разные люди понимают разные вещи. Мало того, обычные зрители могут считать, например, что лёгкая атлетика - это один вид спорта, а специалисты скажут, что одних прыжков существует как минимум четыре вида. Не исключение и автомобильный спорт. Кто-то думает, гонки они и есть гонки, а разбирающийся человек возразит: только ралли существует не менее всё тех же четырёх видов - классическое ралли, ралли-рейды, ралли-кросс и ралли-спринт. А кольцевые гонки? В них принимают участие и специальные гоночные машины (например, в популярных гонках «Формулы-1»), и обычные серийные машины, и даже грузовики и газонокосилки. Один из самых распространённых и доступных видов автомобильных гонок - картинг. О нём поговорим подробнее.

Заниматься картингом можно в любом возрасте. В больших городах существуют крытые картодромы, где ездят круглый год. Машины там прокатные, но практически при каждом картинг-центре созданы гоночные школы. К занятиям допускают детей с 5 лет, и уже через пару-тройку месяцев устраивают первые гонки юных пилотов. Да и в спортивном картинге самый маленький «профессиональный» класс - «Микро» - уже освоен 6-7-летними гонщиками.

Считается, что первые карты появились у американских военных пилотов во время Второй мировой войны. Однажды лётчики приспособили к тележке для перевозки багажа мотоциклетный мотор и между полётами от нечего делать стали гонять по лётному полю. Потом начали устраивать соревнования. В 1956 году механик фирмы «Куртис крафт компании Арт Ингельс построил первый карт похожий на современные. На простую раму он установил двигатель от газонокосилки, сделал ручной тормоз и элементарное рулевое управление. А уже в 1957-м в Америке организовали картинг-клуб и приняли правила проведения соревнований. В Европе карты появились в 1958-м. В 1960-м году только в Англии работало уже более 120 фирм по производству картов.

За какие-то 15 лет картинг завоевал весь мир. В 1964-м прошёл первый официальный чемпионат мира. Соревнования, состоявшиеся в Риме, выиграл тогда итальянец Г. Сала. Между прочим, в картинге начинали свою спортивную карьеру практически все выдающиеся гонщики. Например, семикратный чемпион мира в «Формуле-1» Михаэль Шумахер, четырёхкратный чемпион мира по ралли Себастьян Лоэб, многократный победитель международных и российских соревнований Алексей Васильев.

Чем же так привлекателен картинг? Во-первых, машинка проста в изготовлении (правда, если сравнивать с другими гоночными автомобилями) - следовательно, стоит недорого. Во-вторых, машинка устойчива и, следовательно, довольно безопасна. В-третьих, картом несложно управлять - следовательно, ездить на нём может практически любой.

Картинг, пожалуй, единственный вид автоспорта, в котором существует почти официальное разделение машин на специальные спортивные и прокатные. Спортивные машины в большинстве случаев мощнее, имеют двухтактные двигатели, а иногда и «настоящую» трансмиссию со сцеплением и коробкой передач. Прокатные же в основном оснащают четырёхтактными моторами, а вместо коробки передач - центробежной муфтой (вариатором).

АНАТОМИЯ КАРТА

Все агрегаты карта крепят на раму, сваренную из прочных стальных труб с наружным диаметром 35-40 мм. Передние, управляемые, колёса устанавливают на поворотных кулаках. С помощью поперечной тяги и рулевого вала они соединены с рулём. На карте нет рулевого редуктора (механизм, который в «больших» машинах помогает поворачивать колёса), поэтому ход рулевого колеса очень короткий, почти как на велосипеде. Поворот руля требует немалого усилия, и после получаса езды у неопытных пилотов руки «отваливаются». На раме устанавливают и сиденье пилота, причём так низко, что пилот буквально чертит попой по асфальту. Чтобы сберечь «пятую точку», сиденье делают достаточно прочным и под ним (снизу на раме) прикрепляют лист из алюминия, стеклопластика или толстой авиационной фанеры.

Мотор ставят справа и чуть сзади от сиденья (чаще всего именно справа, но на некоторых моделях слева или совсем сзади). С помощью цепной или ременной передачи двигатель соединён с задней осью. На картах недавно появившегося класса DD 2 (Direct Drive означает прямая передача) мотор установлен на задней оси и привод осуществляется её непосредственным вращением через шестерёнку. Задняя ось у карта, в отличие от автомобиля, цельная. На ней укрепляют тормозной диск. Топливный бак на спортивных картах ставят под рулём между ногами пилота, а на прокатных - за сиденьем.

Рычаг переключения передач размещён справа от сиденья. Педали управления раньше были расположены так же, как на обычной машине: впереди справа педаль акселератора, чуть левее - тормоз. Этими педалями управляли правой ногой. Левая нога, как на «взрослых» автомобилях, «заведовала» педалью сцепления. Но на спортивных машинах пилот переключает передачи, практически не выжимая сцепления, и ещё четверть века назад управление им перенесли на рычаг, очень похожий на мотоциклетный, и расположили его под рулём у левой руки.

На прокатных картах - попроще: справа - газ, слева - тормоз; педали сцепления и рычага переключения передач нет, да это и не нужно, ведь машина оборудована автоматической трансмиссией.

В подвеске у картов нет пружин и амортизаторов. Собственно, и подвески-то как таковой нет. Из-за этого маленькие машинки очень жёсткие, езда на них по ощущению напоминает передвижение на табуретке. Поэтому трассы для картинга стараются делать идеально ровными, с асфальта убирают всё, даже самые мелкие кочки.

Важный элемент карта - колёса. Передние всегда меньше задних, и по ширине и по диаметру. Задние, наоборот, более массивные и широкие. Оно и понятно: основной вес машины и пилота приходится на заднюю ось. Задние колёса разгоняют карт, они же его и тормозят (на передних колёсах на многих даже спортивных моделях тормозов попросту нет). Кстати, шины для картов, так же как и для больших гоночных автомобилей, делают как для сухого покрытия, так и для дождя из резины специального состава, которая буквально приклеивается к трассе и позволяет проходить повороты очень быстро.

ЭКИПИРОВКА КАРТИНГИСТА

Для занятий прокатным картингом экипировка не нужна. Всё необходимое выдают на картодроме. А это - шлем и перчатки. В некоторых карт-центрах в экипировку входят комбинезон (на трассе часто бывает грязновато) и защита для рёбер и шеи. Обувь, как правило, не выдают, поэтому, если вы собрались на картодром, наденьте лёгкие кроссовки или кеды. Для регулярных занятий в секции или клубе шлем, подшлемник, перчатки, комбинезон и специальные гоночные ботинки нужно иметь свои. Если картодром расположен на открытом воздухе, то для плохой погоды необходимы непромокаемый чехол на комбинезон или куртка с брюками, наподобие тех, что выдают дорожным рабочим. Если же речь идёт о занятиях профессиональным картингом и участии в официальных соревнованиях (в России они проходят под эгидой Российской автомобильной федерации - РАФ), то экипировка выбирается только из разрешённой, или, как ещё говорят, омологированной, РАФ. Шлем пилота должен соответствовать строгим требованиям, но такие модели достаточно тяжелы, и, чтобы снизить нагрузку на шею в случае аварии, дополнительно используют специальный «воротник». Обувь пилота должна защищать лодыжку. Обязательны перчатки.

Карт только с виду выглядит как простенькая тележка с мотором. В гамме этих автомобилей есть труженики, почти круглосуточно работающие на прокатных картодро-мах. Они дают начальные навыки юным пилотам, заражают их азартом настоящей гоночной борьбы. А есть уникальные образцы современной гоночной техники, оборудованные по самому последнему слову техники, напичканные датчиками от космических кораблей.

Картинг - единственный вид автомобильного спорта, которым может заниматься ребёнок или подросток. Нужно только разрешение врача, согласие родителей - и мир скорости и приключений открыт перед вами. Карт в умелых руках позволяет ездить очень быстро. Лучшие спортивные машины без труда разгоняются до 200-250 км/ч, а по динамике разгона со старта случается опережают болиды «королевы автоспорта» - «Формулы-1». Но даже машины специальных детских классов - они называются «Микро», «Мини», «Ракет» и «Кадет» - ездят со скоростью 80-120 км/ч. Научившись ездить на карте, вы сможете, когда станете взрослыми, легко пересесть на большие машины и заняться кольцевыми гонками, гонками по бездорожью или вершиной автомобильного спорта - классическим ралли. Да и просто быть хорошим водителем в жизни пригодится.

Подробности для любознательных

«ХИТРАЯ ЗВЁЗДОЧКА»

Скорость движения карта зависит от мощности и числа оборотов двигателя. Чем мощнее мотор, тем быстрее разгоняется карт; чем выше число оборотов, тем большей может быть максимальная скорость. Но не только этими параметрами определяется темп езды машины. Напомним: двигатель и задняя ось (то есть колёса) соединены цепной передачей. Звёздочка, стоящая в моторе (она называется ведущей), всегда имеет 10 зубьев, а звёздочки на задней оси (ведомые) могут быть разными - от 80 до 83 зубьев. Чем больше зубьев на ведомой звёздочке, тем лучше карт разгоняется с места или набирает скорость от небольшой до средней. С другой стороны, чем меньше ведомая звёздочка, тем выше максимальная скорость.

Ведомые звёздочки меняют в зависимости от того, насколько сложна трасса. Если дистанция состоит из сплошных крутых поворотов и крутых подъёмов, лучше ставить звёздочку побольше (если пилот тяжёлый, кстати, тоже). На трассах с ровными длинными участками и плавными поворотами правильнее ориентироваться на «быструю» звёздочку.

Бюро справок

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

В картинге существуют два вида соревнований - кольцевые гонки и зимние трековые гонки по льду. На ледовых гонках останавливаться не будем, они проходят нечасто, а вот о кольцевых поговорим.

Чтобы определить порядок старта, проводятся квалификационные заезды. В соревнованиях разного уровня они могут проходить по-разному, но суть остаётся: тот, кто проехал официальный хронометрируемый круг (или участок) быстрее других, стартует первым. Во время старта до пересечения стартовой прямой нельзя совершать обгон. Если учесть, что в самом продвинутом юниорском классе «Ротакс Макс Юниор» стартуют до сорока гонщиков в одном заезде, то, когда лидеры уже сражаются за сантиметры гоночной трассы, хвост стартового пелотона ещё плетётся в стартовой зоне. Кстати, уровень профессионализма в этом классе такой, что результаты прохождения квалификационного круга часто отличаются меньше чем на одну секунду у двух десятков пилотов!

Во время гонки нельзя толкаться, выбивать соперника с трассы. Обязательно нужно пропускать тех, кто едет быстрее, и не создавать им помех. Старт гонке дают либо флагом, либо сигналом светофора. Старт может быть дан с места, как в «Формуле-1», или с хода.

Судьи на трассе подают спортсменам сигналы флагами. Флаги эти одинаковые для всех видов автоспорта, так что если будете смотреть по телевизору гонки «первой формулы», то увидите, как и там пилоты послушно следуют законам флаговой азбуки.

Финишный флаг. Чёрно- белый, клетчатый. Размер клеток, чередующихся в шахматном порядке, 10x10 см. Используется для оповещения соревнующихся о финише. Сигнал подаётся взмахами флага.

Красный флаг останавливает гонку. Водители должны немедленно прекратить гонку, поднять руку и, убедившись, что следующие за ним водители приняли сигнал, остановиться.

Чёрно-белый флаг. Поле флага разделено по диагонали на две равные чёрную и белую части (на языке автогонщиков - «пингвин»). Он предупреждает водителя о неспортивном поведении и информирует, что при следующем нарушении он будет исключён из соревнования или заезда.

Чёрный флаг («чёрная метка», совсем как у пиратов). Информирует водителя, что на следующем круге он должен привести свой карт в определённое регламентом место и явиться к руководителю гонки.

Чёрный флаг с оранжевым кругом. Информирует водителя, что его карт имеет техническую неисправность и что на следующем круге он должен устранить дефект в ремонтной зоне, после чего может продолжить гонку.

Зелёный флаг с жёлтым шевроном - фальстарт.

Голубой флаг с двумя красными диагоналями. Водитель должен немедленно прекратить гонку и вернуться в закрытый парк.

Жёлтый флаг - сигнал опасности. Водители должны снизить скорость и быть готовыми к возможной остановке. Если судьи активно размахивают флагом, то опасность очень серьёзная. В зоне жёлтых флагов запрещены любые обгоны.

Жёлтый флаг с красными полосами - скользкая дорога. Наиболее часто используется для сигнализации о разлитом масле либо о наличии луж.

Зелёный флаг - опасность миновала. Используется в двух случаях:

Для обозначения конца опасной зоны (показывается неподвижно) и места, с которого вновь разрешены обгоны;

Для подачи старта на тренировку или прогревочный круг. Показывается взмахами до выезда всех картов из стартовой зоны.

Белый флаг - на трассе медленно движущийся карт. При его остановке белый флаг немедленно заменяется жёлтым.

Голубой флаг. Информирует водителя, отставшего на круг, что его собираются обогнать один или несколько движущихся быстрее картов и им необходимо уступить дорогу.

Гоночный микролитражный автомобиль – карт, приобрел большую популярность как дешевый способ занятия автогонками. Для многих спортсменов картинг это первая ступенька к покорению вершин автоспорта. Считается, что первый автомобиль без кузова появился в результате детской забавы – катания на деревянных тележках с горки но со временем полюбился водителям настолько, что стал одним из самых востребованных устройств спортивной езды. Сейчас картинг превратился в самостоятельную спортивную дисциплину.


История картинга началась во время Второй мировой войны. Пилоты американской авиации собирали из подручных средств моторизированные тележки и устраивали развлекательные гонки во время отдыха. Машину, похожую на современные карты, первый раз увидели летом 1956 г. в США. Ее создателем стал механик гоночных автомобилей Арт Инглес. На простую раму он установил двигатель от газонокосилки мощностью 2,5 л.с.


Машина приобрела популярность, результатом чего стало основание первой в мире фирмы по производству картов. В 1957 г. в Пасадене организована тестовая гонка и разработан техрегламент. В 1964 г., в Риме, был проведен первый чемпионат. Теперь картинг это официальный вид спорта. Если прочесть биографии чемпионов Формулы-1 становится ясно, что с картинга начинался их путь в мир автоспорта.


Быстрая езда на карте требует применения определенных :

  • Входя в поворот, следует двигаться по схеме – внешний/внутренний/внешний радиус.
  • Движение по самой короткой траектории не является самым быстрым способом прохождения поворота.
  • Симметричная траектория прохождения поворотов не является самой лучшей. Это обусловлено разной динамикой торможения и разгона карта.
  • Избегать заносов поскольку занос это торможение – а торможение ухудшает результат.

Популяризация

Картинг является самой массовой и популярной в мире. Приобретая опыт управления картом, участвуя в соревнованиях разного уровня, гонщики попадают в другие классы гонок. Картинг поддерживают автомобильные федерации, подающую надежды молодежь замечают менеджеры профессиональных команд.


В 60-х гг. в г. Курске был сконструирован первый в истории СССР карт для автогонок, ознаменовав начало взрывного развития спорта в Союзе. Официальным становлением в СССР считается 1960 г., год принятия “Правил проведения соревнований на микро автомобилях типа “Карт””. Началось массовое производство машин и к началу 1990-х гг. в 5 тыс. секций картингом занимались свыше 130 тыс. человек.


С 2000-х гг. в России возрождается интерес к картингу, растет число клубов и секций. Появляются прокатные центры и современные картодромы мирового уровня. Сейчас в России насчитывается 168 картодромов, 44 крытых и 24 открытых картинг-центра.



Формат гонок

Формат определяет размер карта, длительность квалификации, продолжительность самой гонки и количество обязательных смен техники в одном заезде. Гонка состоит из квалификационной и главной частей. Определяют и минимальное число участников заезда. Корректировке может подвергаться время отведенное на квалификацию и гонку. Картинговые трассы могут быть открытого/закрытого типа (существуют большие крытые картодромы). Есть и специальные трассы которые имеют большое количество сложных и крутых поворотов. Они используются для проведения спортивных гонок. Система управления трафиком на треке – флаговая.



Скоростные заезды с раздельным стартом на короткой дистанции. Определяющим фактором является точность и время прохождения дистанции.

Гонки большой длительности с пит-стопами и фиксированным временем заезда. После пересечения лидирующей машиной линии финиша, либо по истечении времени, всем участникам заезда подается сигнал окончания гонки, после, производится подсчет очков.

  • Спидвей

Представляет собой гонки по замкнутому гаревому треку с указанным количеством кругов. Победителям начисляются призовые очки.


Техника

Устройство карта представляет , выполненную из магнитных сплавов. На раме располагают , рулевое управление, сидение. Главные современные виды картингов – прокатные и спортивные, имеют отличия в установке и настройке рулевого управления, и . Низкий центр масс обеспечивает высокую разгонную динамику и невероятное сцепление с дорожным покрытием, которое буквально приклеивает его к дороге. Скорость карта зависит от снаряженной массы (вес с пилотом) и мощности двигателя (как правило не превышает 150 км/ч). Управление этим автомобилем требует хороших навыков езды и вождения. Рост пилота не должен превышать 1 м 90 см. Рекорд скорости составил – 260 км/ч.


Шасси

Амортизирующая подвеска в карте отсутствует, ее роль выполняют и каркас. Главная черта – жесткая езда, требующая специфической . На любой неровности машину сильно подбрасывает и сбивает с траектории, процесс езды крайне жесткой.

Силовая установка

Карты оснащаются малолитражными 2-тактными бензиновыми ДВС для спорта и 4-тактные для проката. Двигатели с водяным либо воздушным охлаждением, очень популярны модели – “Rotax”. Для спорта мотор и радиатор охлаждения устанавливают сбоку, а для развлекательной езды устанавливают в задней части прокатного карта.

Коробка переключения передач

  • цепная
  • автоматическая КПП с центробежной муфтой и вариатором
  • механическая коробка с классическим набором педалей: газ, тормоз, педаль сцепления

Тормоза

Однодисковый, на приводном валу либо на отдельных колесах




Колеса

Диаметр передних колес меньше задних. Для применяют различные :

  • слики
  • дождевые
  • промежуточные
  • зимние

Спортивный картинг

Профессиональный картинг включает такие классы как:

  • детские
  • национальные
  • международные

Спортивные классы картинга используют как путь к вершинам гоночных соревнований. Занятия профессиональным картингом позволили начать свою спортивную карьеру многим гонщикам: легенде Формулы 1 – Аертону Сенне, братьям Михаэлю и Ральфу Шумахерам. Российский пилот Формулы 1 – Даниил Квят также начал свою карьеру именно в картинге.




Международные классы

Многие производители картов и комплектующих к ним проводят свои чемпионаты. Этапы соревнований проходят в разных странах, при этом возможность поучаствовать есть не только у профессиональных гонщиков но и любителей. Sodi World Series , к примеру, объединяет более 170 картинговых трасс по всему миру. Большую популярность имеет серия Rotax MAX Сhallenge .

Участвуют карты с объемом двигателя 125 см3 без ручной коробки передач. Минимальный вес с водителем (снаряженная масса) 145 кг. Возраст пилотов – 12-15 лет.


Двигатель объемом в 125 см3 с АКПП. Минимальная снаряженная масса 158 кг. Возраст пилота от 15 лет.


  • KZ2/KZ1

Карты оборудованы 2-тактный ДВС с водяным охлаждением. Объем двигателя до 125 см3 и 6 скоростей переключения передач. Минимальный снаряженный вес – 175 кг. Возраст пилотов от 15 лет. KZ1, кроме возможности изменять передаточное число КПП и шин типа – Софт, аналогичен KZ2.


  • Rotax-Max junior

Двигатель фирмы Rotaх мощностью 15 kW, снаряженная масса – 145 кг.

  • Easykart

Допускаются двигателями с объемом в 50, 60, 100 и 125 см3.

Класс – Национальный

Подобные классы создаются национальными федерациями автоспорта, под эгидой которых соревнования и проводятся.


Чемпионат и кубок России по картингу

“ ” в России проводят в национальных классах: Пионер, Кадет и Национальный-юниор и официально поддерживается Российской Автомобильной Федерацией:

  • Пионер

Используются одноцилиндровые двигатели оснащенные воздушным охлаждением. Коробка передач с 2-5 скоростями. Возраст участников – 8-12 лет.

  • Кадет

То же, что и Пионер, за исключением установки двигателя объемом в 50 см3. Возраст водителя ограничен 10-15 годами.

  • Национальный-Юниор

КПП имеет 4-6 скоростей. Двигатель – 125 см3. Возраст водителя – 13-18 лет.


Заводские классы

Участвуют карты с одноцилиндровыми двигателями серийного производства с воздушным охлаждением: IAME EasyKart 50-125 см3 и Rotax-max.

Любительские классы

  • Классы соревнований на прокатных картах и взрослые классы с маломощными картами

Детские классы

В соревнованиях могут участвовать дети начиная с 6 лет, но обучаться езде разрешено в любом возрасте.

Разделяются на:

  • Микро
  • Супер-мини
  • Пионер
  • Кадет
  • Мини-Ракет
  • Ракет
  • EasyKart-50, 60


Прокатный картинг

Это вид досуга является платным развлечением. На картодроме участники проходят инструктаж, получают необходимую экипировку и выезжают на трассу. Существуют прокатные спортивные соревнования любителей. Они далеки от профессионального картинга при этом не менее популярны.