Владение мячом. Ставки на процент владения мячом в футболе. Факторы, которые учитываются при анализе

Лишь в немногих видах спорта борьба протекает столь же напряженно, как в баскетболе. Игра ни на секунду не позволяет расслабиться и отдохнуть. Внимание каждого игрока постоянно сосредоточено на мяче.

Говоря о владении мячом, подразумевают обычно положение рук на мяче и движения рук при удержании мяча, независимо от того, собираетесь ли вы вести мяч, сделать передачу или бросить его в корзину. Владение мячом начинается, естественно, с ловли мяча.

Во время игры приходится ловить мяч в самых неожиданных и трудных условиях. Нужно овладевать мячом каждый раз, когда он направлен тебе. Поэтому независимо от положения рук и тела первое движение на овладение мячом должно быть уверенным, а мяч надо принять в позиции, позволяющей начать любое действие с ним.

Держание мяча

Сначала научимся правильно держать мяч. Самое удобное положение при держании мяча показано на рис. 3. Видно, что пальцы равномерно расставлены вокруг мяча, основания ладоней направлены назад и обе кисти чуть смещены в ту же сторону.

Одно из самых важных правил владения мячом гласит: никогда не удерживай мяч ладонями. Посмотри на рис. 4 и запомни, что мяч должен свободно удерживаться подушечками пальцев, но не ладонями. Ладони никогда не должны касаться мяча, за исключением очень короткого момента при ловле.

Теперь, если выпустить мяч из кистей рук и оставить их в точно том же положении, то можно заметить, что, они образуют воронку (рис. 5 и 6). Такое положение кистей помогает в момент ловли остановить сильно летящий мяч и не дать ему проскочить между рук. Пальцы должны тормозить движение летящего мяча и служить своеобразным капканом при ловле.

Затем надо расслабить руки, как показано на рис. 7, развести пальцы в стороны и направить их вперед, чтобы они первыми коснулись мяча при ловле. Теперь, сохраняя положение рук, возьми мяч. Прочувствуй, что ты надежно контролируешь его кончиками пальцев. Потренируйся в держании мяча таким способом, вращая мячом перед собой, пока не почувствуешь, что можно надежно контролировать его без помощи ладоней.

Игра требует совместных усилий всех членов команды. Лучшим путем усиления игры команды является совершенствование технических навыков игры каждого игрока в отдельности. В добавление к тому, чтобы научиться открываться, правильно работать ногами, ставить заслоны, изучить индивидуальные игровые приемы и разные варианты командных комбинаций, действуя без мяча, каждый игрок должен научиться и многим приемам обращения с мячом, таким, как разные виды передач и бросков, контролируемое и скоростное ведение, укрывание мяча при быстрых остановках и поворотах, добивание мяча в корзину при отскоке, откидки при разыгрывании спорных мячей и разные виды ловли мяча.

Ловля мяча – прием, с помощью которого игрок может овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Следует сделать к мячу небольшой шаг, вытянуть прямые и ненапряженные руки с широко расставленными пальцами «воронкой», и направленными друг к другу большими пальцами (чтобы избежать его проскальзывания сквозь руки и попадания в лицо). При соприкосновении с мячом руки сгибаются, амортизируя его движение и гася скорость полета, и подтягивают мяч к груди по траектории: к коленям → к животу → к груди.

Ловля мяча является исходным положением для последующих передач, ведения или бросков. Поэтому структура движений при ловле должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов. Еще не поймав мяч, игрок должен смотреть туда, куда и кому его потом отдавать. Это возможно благодаря периферическому зрению, так как центральное зрение должно быть направлено на мяч. Баскетболисту следует не ожидать мяча, стоя на месте, а обязательно выходить ему навстречу. Выбор способа ловли мяча (двумя или одной рукой) и его разновидности зависят от положения игрока по отношению к летящему мячу, динамики передвижения игрока, высоты и скорости полета мяча.

Высоко летящий мяч ловят одной рукой в прыжке с небольшим прогибом туловища. Быстро снижая мяч и поддерживая его другой рукой, подтягивают к груди. Затем игрок принимает стойку с широко разведенными в стороны локтями, предохраняясь от попыток соперника выбить из рук мяч.

Типичные ошибки при ловле мяча:

Ловящий не следит за летящим к нему мячом, не ожидает его и не готов к ловле, поскольку не контролирует игровую ситуацию;

Ловящий пытается сделать бросок, передачу, ведение или поворот еще до того, как полностью овладеет мячом;

У ловящего слабые кисти и пальцы или он неправильно рассчитал силу передачи;

Передающий сделал плохую передачу – слишком жесткую или слишком легкую, придал мячу излишнее вращение, передал слишком высоко или слишком низко, ввел ловящего в заблуждение;

Ловящий потерял равновесие или не держит руки наготове. Правильная работа рук при ловле предполагает:

а) разведенные и расслабленные пальцы;

б) вытягивание рук к мячу и сгибание их в момент контакта с мячом;

в) блокирование мяча одной рукой и подхватывание его другой с формированием кистями воронки;

г) при ловле мяча на высоте груди или выше пальцы блокирующей руки направлены вверх, а при ловле низколетящего мяча – вниз. Ладонь в обоих случаях раскрыта в направлении мяча;

д) при ловле мяча, летящего на высоте груди, пальцы подхватывающей руки направлены вперед, ладонью вверх, а при ловле низколетящего мяча пальцы подхватывающей руки направлены вниз;

е) при ловле мяча, отскакивающего от пола, блокирующая рука сверху останавливает поднимающийся мяч, а вторая рука подхватывает его снизу, пальцы блокирующей руки направлены вперед, а ладонь – вниз, пальцы подхватывающей руки направлены вперед, а ладонь – вверх.

Передача мяча – прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки. Это один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола. Умение правильно и точно передать мяч – основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре.

Игрок с мячом должен постоянно искать возможность сделать передачу партнеру в более выгодную позицию. Передача должна быть решительной и без излишнего вращения мяча, поскольку медленные или навесные передачи легко перехватываются, а чересчур жесткие или с излишним вращением вызывают ошибки при ловле.

Быстрота и точность выполнения всех способов передач в значительной мере зависят от энергичной работы кистей и пальцев в основной фазе приема, а в дальнейшем и при передаче мяча. Введение противника в заблуждение и точный расчет так же являются важными аспектами передач: партнера, принимающего мяч, надо видеть, но не смотреть прямо на него, поскольку направление предполагаемой передачи может быть перекрыто соперником и впоследствии мяч перехвачен. А потенциальный получатель мяча должен обмануть своего защитника и открыться для приема передачи в нужном месте и вовремя. При передаче важно сохранять положение равновесия иначе трудно избежать «пробежки».

Игрок, передающий мяч отвечает за точность, своевременность, быстроту передачи, ее неожиданность для соперников и за удобство обработки мяча – за то, чтобы мяч дошел до партнера. В 95% случаев перехватов и потерь мяча виноват пасующий.



При выполнении передачи мяча необходимы полный обзор площадки и осмысление игровой ситуации. Периферическое зрение, быстрота движения рук, точный расчет и тактическое мышление – вот те качества, которые характеризуют баскетболистов, умеющих безошибочно передавать мяч. Многие мастера игры стягивая на себя защиту противника отдают мяч свободным партнерам, совершая таким образом более 10-ти результативных передач за игру.

Существует много различных способов передач мяча (рис.2). Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнера, характера и способов противодействия соперников.


Рис.2. Классификация способов передачи мяча в баскетболе

а) Прямая передача мяча двумя руками от груди – способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника. Держа мяч близко к груди, посылают его вперед резким выпрямлением рук почти до отказа таким образом, чтобы кисти развернулись тыльной стороной ладоней друг к другу, а большими пальцами книзу. Целью прямых передач должно быть пространство между поясом и плечами принимающего мяч игрока на дальней от защитника стороне. Передача должна быть прямой и точной, поскольку это наиболее быстрый способ. Для ускорения полета одновременно выполняется шаг ногой в ту же сторону. Для совершенствования данного технического приема полезны упражнения в парах или стоя у стены на расстоянии 2-3 м от нее с выполнением передач в различные точки.

б) Если соперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи партнера, отскочил прямо к нему в руки – это передача с отскоком от пола (рис.3). Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед-вниз. Целью передач с отскоком от пола должно быть пространство между коленями и поясом принимающего. Совершенствовать данную передачу следует на грунтовых площадках, меняя расстояния между пасующими, подкручивая мяч вперед и назад, анализируя и запоминая характер отскока мяча.

Рис.3. Передача мяча двумя руками от груди с отскоком от пола

в) Передачу из рук в руки обычно использует центровой игрок или игрок, сделавший быструю остановку и поворот, чтобы отдать мяч следующему за ним партнеру. Передающий выпускает мяч пальцами, не вращая его, прямо в руки партнеру. Передача рассчитывается так, чтобы получающий поймал мяч на уровне груди.

г) Передачи мяча двумя руками сверху чаще всего используют на средние расстояния при плотной опеке соперника. Ее часто применяют высокие игроки и игроки, которые получили высокую передачу и хотят быстро вернуть мяч обратно или отдать его проходящему партнеру. Положение мяча над головой дает возможность точно перебросить его через руки защитника. При такой передаче принимающий должен получить мяч на уровне подбородка или выше. Это превосходная передача из любого места позиционного нападения. Игроки задней линии часто пользуются ею, чтобы передать мяч центровому. Крайние нападающие также используют эту передачу, чтобы доставить мяч в центр или игроку задней линии, проходящему мимо центрового, а для центровых ее удобно использовать после получения мяча на линии штрафного броска и поворота к корзине.

В данной передаче локти слегка согнуты, кисти располагаются на мяче с двух сторон, поднимая его вверх, а не вверх-назад за голову. Мяч выпускается быстрым, хлестким движением кистей и пальцев. При этом обычно делается небольшой шаг вперед.

д) Передача одной рукой от головы или сверху (рис.4) позволяет направить мяч через всё поле атакующему партнеру на расстояние 20-25 м.

Рис.4. Передача одной рукой от головы или сверху

е) Передача мяча от плеча одной рукой – наиболее распространенный способ передачи мяча на близкое расстояние. Здесь минимальное время замаха и хороший контроль за мячом. Мяч удерживается обычным способом, но на правой стороне мяч располагается на правой руке, большой палец возле правого уха, а левая рука чуть придерживает его спереди. Положение рук соответственно меняется на левой стороне. Дополнительное движение кистью в момент вылета мяча позволяет игроку варьировать направление и траекторию полета мяча в большом диапазоне.

ж) Передача мяча двумя руками снизу (рис.5) эффективна при обыгрывании высокорослого соперника. Она применяется после остановок и поворотов с расстояния 4-6 м, когда мяч пойман на уровне ниже коленей или поднят с площадки и нет времени сменить позицию.

Рис.5. Передача мяча двумя руками снизу

з) Передача одной рукой снизу (или сбоку) выполняется на близкое и среднее расстояние в тех ситуациях, когда соперник усиленно старается перехватить прямую передачу (рис.6). Мяч направляют партнеру под рукой соперника. Перед передачей необходимо сделать замах с отведением руки с мячом назад и соответствующим поворотом туловища. Передача осуществляется в плоскости, параллельной площадке.

Рис.6. Передача одной рукой снизу

и) Передача от бедра двумя руками из замаха, минуя соперника с правой или левой стороны. Мяч удерживается рядом с бедром, руки согнуты в локтях, ладони направлены друг на друга. С правой стороны правая рука располагается за мячом пальцами вверх и наоборот. Выпуск осуществляется быстрым, хлестким движением кистей и пальцев. Перед этим мяч не должен далеко отводиться назад. Он укрывается плечом и посылается вперед в нужном направлении одновременно с шагом одноименной ноги или скрестным шагом разноименной ноги в сторону передачи. В последнее время именно эта передача применяется особенно часто в силу своей надежности.

к) Передача одной рукой «крюком» (рис.7) применяется когда необходимо послать мяч на средние и особенно дальние расстояния через поднятые руки плотно опекающего соперника.

Рис.7. Передача одной рукой «крюком»

л) Скрытая передача мяча. Помимо описанных способов передачи мяча в трудных условиях активного противодействия соперника баскетболисты используют скрытые передачи (рис.8 и 9), которые позволяют замаскировать истинное ее направление. Скрытыми эти передачи называют потому, что основные движения, связанные с выпуском мяча в нужном направлении, частично скрыты от глаз опекающего соперника и являются для него до некоторой степени неожиданными, что затрудняет перехват мяча.

Чаще всего применяют следующие разновидности скрытых передач: передачи под рукой, передачи из-за спины, передачи из-за плеча, иногда передачи из-под ноги. Скрытые передачи отличает сравнительно короткий замах и мощное завершающее движение кисти и пальцев.

При выполнении передачи под рукой рука с мячом движется скрестно под свободной рукой в сторону партнера, получающего мяч.

Основные движения при передаче за спиной – это мах слегка согнутой рукой назад за спину с последующим захлестывающим (с поворотом туловища) движением кистью (рис.8).

Рис.8. Скрытая передача мяча за спиной

При передаче, выполняемой из-за плеча, игрок резким сгибанием предплечья и кисти над одноименным или противоположным плечом посылает мяч выходящему партнеру (рис.9).

Рис.9. Скрытая передача мяча из-за плеча

Передачи – один из самых важных элементов индивидуальных действий в нападении. Без передач не было бы успешных бросков, поскольку результативные броски основаны на успешных передачах. Отсюда логичной является рекомендация плохо попадающей команде усилить свое нападение совершенствованием передач в зоне высокой вероятности результативных бросков.

Самыми известными распассовщиками в НБА являются такие признанные мастера, как Мэджик Джонсон, Оскар Робертсон, Джон Стоктон, Боб Коузи. Стоктону принадлежит рекорд по количеству результативных передач за карьеру – 15.806. Мэджик Джонсон удерживает рекорд по количеству результативных передач за игру – 11. Оба они являются по амплуа разыгрывающими защитниками.

Дриблинг или ведение мяча – один из основных технических элементов баскетбола; второй (после передачи) способ перемещения мяча по площадке; прием, дающий возможность игроку двигаться с мячом в большом диапазоне скоростей и направлений.

Правильное, технически грамотное ведение мяча – фундамент для стабильного контроля над ним, основа индивидуального обыгрывания соперника. Ведение позволяет выйти с мячом из-под своего щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную контратаку. Однако злоупотреблять ведением не следует, чтобы не снижать быстроту контратак и не нарушать ритма игры. Следует учитывать, что как быстро не вести мяч, передача пройдёт всё же быстрее.

Ведение мяча в баскетболе осуществляется непрерывными ударами мяча о паркет (напольное покрытие площадки) одной (ведущей) рукой, таким образом, что рука при контакте с мячом находится над ним. Если рука в процессе ведения мяча оказывается под ним, то есть рука держит мяч, арбитр фиксирует нарушение правил – пронос мяча. В начале ведения мяча часто совершается и другое нарушение правила – пробежка (отрыв опорной ноги от пола до удара мяча). Заканчивая ведение, игрок так же должен помнить о правиле пробежки – нельзя делать больше двух шагов с мячом в руках. Поэтому прекращение ведения совершается либо остановкой прыжком, либо двумя шагами.

Основная стойка при ведении мяча (рис.10): ноги согнуты в коленных суставах, спина выпрямлена и чуть наклонена вперед, голова поднята вверх, чтобы дриблер всегда был готов сделать передачу.

Рис.10. Ведение мяча

Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Кисть руки, ведущей мяч, регулирует высоту отскока и направление движения мяча. При этом упругим движением мяча касаются лишь кончики пальцев (но не шлепками по мячу). Для изменения направления ведения рука на мяч накладывается сбоку и толчок мяча выполняется в пол в нужном направлении.

Игрок не должен смотреть на мяч, а только периферическим зрением контролировать его. Поэтому совершенствовать технику дриблинга следует без зрительного контроля, за счет бокового зрения и мышечного чувства мяча. Для закрепления навыка используются упражнения с ведением мяча в ограниченной зоне, укрывая его от соперника, пытающегося отнять мяч.

Для ведения характерна синхронность чередования шагов и движений руки, контратакующей с мячом. Мяч укрывается от соперника корпусом, плечом, свободной рукой.

Дриблеру необходимо одновременно держать в поле зрения партнеров по команде, защитников, судей. Во время ведения мяча игрок должен быть готов в любой момент изменить направление движения, ориентируясь на щит, сделать остановку, передачу или бросок по кольцу.

Ведение различают по способам:

а) низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок мяча от пола).

Низкий или контролируемый дриблинг применяется для выведения мяча из перегруженной зоны площадки и для обыгрывания защитника при проходе к корзине. Пальцы должны быть широко расставлены и расслаблены. Локоть почти касается тела, предплечье в верхнем положении удерживается параллельно полу. Ноги должны быть согнуты в коленных суставах по углом 90-120º. При контролируемом дриблинге мяч должен подниматься не выше колена, а зачастую и еще ниже. Мяч следует вести дальней от защитника рукой. Чем ближе защитник, тем ниже дриблинг. Когда защитник тянется к мячу надо использовать совсем низкий отскок мяча с изменением темпа и направления движения.

Перед обыгрыванием защитника с ведением нужно применять финты мячом. При этом кисти и пальцы выполняют быстрое движение мячом, а локти остаются в контакте с телом. А при обыгрывании защитника после ловли мяча перед ведением лучше использовать финты вверх головой и плечами, а не мячом.

б) высокое скоростное ведение (высокий – на уровне груди отскок мяча от пола).

Высокий или скоростной дриблинг может быть использован при убегании в отрыв или при ведении мяча вдали от защиты, когда ни один из партнеров впереди не открыт для приема передачи. В этом случае можно бежать в более высокой стойке – угол сгибания ног в коленных суставах – 135-160º, но быть готовым к передаче мяча открытому партнеру или к переходу на контролируемое ведение. Мяч толкается вперед подальше для увеличения скорости бега под более острым углом, чем при контролируемом ведении. Кисть, предплечье и локоть выносятся вперед при толчках мяча в пол. Чересчур высокий или низкий отскок мяча может замедлить передвижение, стать причиной ошибки или потери преимущества.

в) комбинированное ведение.

Способ ведения (рис.11) выбирается в зависимости от расстояния до защитника и кольца соперника.


Рис.11. Классификация ведения мяча

Чтобы обвести защитника в проходе к кольцу мастера дриблинга ведут мяч близко к земле, контролируя высоту его отскока, что снижает риск выбивания мяча; искусно выполняют повороты, финты и переводы мяча за спиной и между ногами; меняют скорость ведения, если необходимо оторваться от защитника (чем выше отскок мяча и меньше его угол, тем больше скорость продвижения), в результате чего игроку трудно защищаться и создается возможность прохода, броска или передачи.

Перевод мяча (способ обыгрывания соперника с переводом мяча с одной ведущей руки на другую) производится через удар мячом о пол. При этом ногой, одноименной с ведущей рукой, делается скрестный шаг в новом направлении движения. Для успешного выполнения данного приёма баскетболист должен при ведении одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.

Все переводы можно разбить на 4 типа: перевод мяча перед собой, перевод мяча за спиной (рис.12 а ), перевод мяча между ногами (рис.12 б ) и пивот (поворот на 270–360º при соприкосновении с защитником).


а

Рис.12. Способы обводки соперника с переводом мяча: а – за спиной, б – между ногами

Стоит отметить искусных мастеров дриблинга в баскетболе:

Аллен Айверсон («Филадельфия 76», «Денвер Наггетс», «Детроит Пистонс») – один из самых известных разыгрывающих (атакующих защитников) в мире. Все его действия были непредсказуемыми для оппонентов, его проход с угрозой броска был почти не остановим;

Стив Нэш («Финикс Санз», «Даллас Маверикс», «Финикс Санз») – превосходный дриблер, который в проходе видит не только кольцо, но и партнёров, знает с какой силой и в какую точку на полу послать мяч, чтобы он достиг цели.

Тони Паркер («Сан-Антонио Спёрс»). Любимый приём этого француза – вертушка-разворот на 360º во время ведения. Даже при малых шансах на результативную атаку он мог обвести несколькими такими акробатическими номерами 2-х, а то и 3-х соперников, и не безрезультатно бросить мяч в корзину или отдать передачу партнёру.

Бросок мяча в баскетболе – атака корзины противника. Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в кольцо – ее главная цель.

Точность броска в корзину определяется в первую очередь рациональной техникой, стабильностью движений и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием (рис.13), а также оптимальной траекторией полета и вращением мяча.

Рис.13. Движение кисти при броске

Готовясь к броску, игрок должен оценить ситуацию на площадке (не находится ли партнер в более выгодном положении, обеспечивают ли партнеры борьбу за отскок и т. д.), возможную интенсивность и способ противодействия опекающего его защитника, реальные пути выхода для борьбы за отскок и другие моменты. Наметив программу действий и приняв решение, игрок должен психологически настроиться на бросок таким образом, чтобы никакие помехи уже не повлияли на уверенность и устойчивость движений.

В бросках лучше придавать мячу вращение вокруг горизонтальной оси в сторону, противоположную направлению полета мяча (обратное вращение). В броске из-под щита из трудных положений применяется вращение мяча вокруг вертикальной оси. Это позволяет более свободно выбирать точку отскока от щита, не ограничиваясь его частью, расположенной непосредственно над кольцом, полнее использовать пространство за щитом для прохода и броска.

Броски со средних и дальних дистанций целесообразно выполнять сильнейшей рукой. Броски вблизи корзины надо уметь выполнять как правой, так и левой рукой.

В общей структуре конкретного способа броска в корзину выделяют три фазы: подготовительную, основную и завершающую. Если в подготовительные движения игрок может внести некоторые изменения в зависимости от внешних факторов без заметного ущерба для точности приема, то основные движения должны отличаться стабильностью и рациональной вариативностью в пределах решения конкретных задач, обусловленных установкой на бросок.

Эти установки могут быть направлены на регулирование:

Точки замаха (от плеча, снизу, над головой, за головой);

Точки выпуска мяча (впереди себя, высоко над головой);

Быстроты выполнения;

Высоты траектории полета мяча.

Траекторию полета мяча выбирают в зависимости от дистанции, роста игрока, высоты его прыжка и активности противодействия высокорослого защитника. При бросках со средних (3-6,5 м) и дальних (свыше 6,5 м) дистанций лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча – параболу, при которой высшая точка над уровнем кольца примерно 1,4-2 м. При более навесной траектории несколько удлиняется путь мяча, что снижает точность броска. Чем больше дистанция, тем больше должны быть амплитуда движений при замахе, мощное заключительное усилие при выпуске мяча. Движение вслед за своим броском должно стать привычкой для любого игрока.

Для успешного участия в состязании каждый баскетболист должен не только умело применять ловлю, передачи и ведение мяча, но и точно атаковать кольцо, выполняя броски из различных исходных положений, с любых дистанций, при противодействии соперников. Меняющаяся обстановка игры и стремление использовать каждый удобный момент для атаки определяют необходимость владения разнообразным арсеналом способов выполнения броска с учетом индивидуальных особенностей игрока.

Классификация бросков представлена на рис.14 (основные из них – бросок с линии штрафного броска, из под кольца, с трехочковой дистанции, бросок мяча в проходе и одной рукой сверху).

а) Бросок мяча со штрафной линии с технической точки зрения – не самый сложный элемент игры. Он выполняется с места, вперед выставляется нога, одноименная с бросающей рукой. Мяч располагается на одной руке (вторая лишь придерживает его сбоку) на уровне лба. Бросковое движение выполняется энергичным выпрямлением руки и заканчивается хлестким опусканием кисти с подкручиванием мяча в обратную сторону по отношению к направлению его полета. Соблюдая фундаментальные основы техники броска научиться забивать с такой дистанции не очень сложно. Однако именно от точности выполнения этого элемента зависит конечный результат напряженных игр.

б) Бросок одной рукой сверху (slamdunk) используют чаще других для атаки корзины в движении с близких дистанций и непосредственно из-под щита. Именно такие яркие силовые элементы делают игру зрелищной и интересной. Мяч ловят под правую ногу (при броске правой рукой). Шаг, под который ловят мяч, наиболее растянут. Последующий шаг должен быть укороченным, стопорящим – игрок должен быстрее и сильнее оттолкнуться почти вертикально вверх. При отталкивании от площадки мяч выносят над плечом и перекладывают на повернутую часть руки. В основной фазе броска в высшей точке прыжка рука полностью выпрямляется для максимального приближения к кольцу. В исполнении больших мастеров движение заканчивается броском мяча сверху – данком.

Рис.14. Классификация бросков мяча в корзину

в) Бросок двумя руками сверху вниз (рис.15) чаще используют игроки высокого роста с отличной прыгучестью. Помешать этому способу броска соперник почти не в состоянии, так как мяч летит только по нисходящей, очень короткой траектории с большой скоростью.

Рис.15. Бросок двумя руками сверху вниз

г) Бросок мяча в проходе (рис.16). Игрок прорываясь с ведением сквозь периметр защиты делает один или два шага с мячом в руках и совершает бросок в прыжке. Мяч выталкивается мягким движением кисти, а пальцами ему придается обратное вращение. При броске правой рукой отталкивание осуществляется левой ногой и наоборот.

Рис.16. Бросок мяча одной рукой в проходе

д) Бросок в прыжке – основное средство нападения в современном баскетболе. В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70 % всех бросков с игры выполняются именно этим способом с различных дистанций. Игрок получает мяч в движении и сразу делает стопорящий шаг левой ногой. Затем он приставляет к ней правую ногу, сгибая локти, выносит мяч на правой руке над головой, поддерживая его сбоку-сверху левой рукой. Затем толчком двумя ногами он выпрыгивает вверх, при этом туловище развернуто прямо к кольцу, ноги слегка согнуты. Левую руку игрок снимает с мяча в момент начала движения кисти правой. Расстояние от места отрыва от площадки до места приземления игрока после броска должно быть минимальным и составлять не более 25-30 см, что позволяет ему избежать столкновения с защитником.

е) Бросок в прыжке с отклонением туловища назад (рис.17) применяется для атаки кольца с близких и средних расстояний при плотной опеке высокорослого защитника, обладающего хорошей прыгучестью.

Рис.17. Бросок в прыжке с отклонением туловища назад

ж) Бросок одной рукой «крюком» (рис.18) часто используется центровыми игроками для атаки кольца с близких и средних дистанций при активном противодействии высокорослого защитника. Выполняется широким дугообразным движением одной руки. Бросающий поворачивается лицом в сторону кольца, широким взмахом от колена направляет мяч над головой (через сторону) в щит выше кольца на 30-45 см. Толчок выполняется ногой, ближней к щиту (при броске правой рукой толчок левой ногой).

Рис.18. Бросок одной рукой «крюком»

з) Бросок одной рукой снизу выполняют чаще при стремительных проходах к щиту и атаках кольца в затяжном прыжке под руками накрывающего мяч защитника. Некоторые центровые игроки с успехом используют этот бросок в сочетании с поворотом и финтами при борьбе вблизи щита соперника.

Большое значение в состязании приобретает быстрота выполнения броска или, как говорят, его скорострельность. Опыт показывает, что медленно выполненный бросок, как правило, встречает противодействие соперников, которое трудно преодолеть. Скорострельность броска можно увеличить, сократив время на подготовительные движения и их реализацию.

Существует много психологических и физиологических факторов, влияющих на бросковые способности игрока, которые необходимо корректировать наравне с обучением правильной технике различных видов бросков.

Психологическими факторами, влияющими на бросок, являются: недостаток уверенности, боязнь или нервозность, потеря самоконтроля, торопливость при броске, недостаток решительности, беспокойство, страх, суеверие, излишняя самонадеянность, беззаботность, недостаточная сосредоточенность и т. п.

К физиологическим факторам относятся: недостаточная тренированность, перетренированность, неправильная разминка, травмы, недостаточная скорость, нарушение зрения, утомление, слабые руки.

На результативность бросков могут влиять и некоторые материальные факторы, такие, как: неправильное освещение, скользкий мяч или пол, неправильно надутый мяч, незнакомая площадка и щиты, ограничение пространства для прохода под щит, характер защитного противодействия.

Баскетбол является психологической игрой, и этот факт при бросках более очевиден, чем при выполнении любых других приемов техники. Хорошие снайперы должны быть уверены в себе, но и они должны понимать, что бывают и сбои. Следует стараться укрепить уверенность во всех игроках. А после того как выбран естественный, подходящий для игрока стиль броска, стараться больше не экспериментировать. Эксперименты допустимы лишь в период начальных поисков лучшего стиля, затем идет работа по совершенствованию точности.

«Добивание» мяча . В ряде игровых положений, когда мяч отскакивает от щита после неудачного броска или пролетает вблизи корзины, у игрока нет времени для приземления с мячом, прицела и броска. В таких случаях следует «добивать» мяч в кольцо в прыжке двумя руками или одной. При выполнении приема одной рукой баскетболисту удается достать мяч в более высокой точке. Выпрыгнув и приняв мяч на раскрытую кисть, игрок слегка сгибает руку и тут же выпрямляет ее, одновременно выполняя мягкое завершающее движение кисти. Когда же мяч находится совсем близко к кольцу, то лучше послать его коротким толчком без ловли и задержки.

Невозможно достичь хороших результатов когда «добивание» осуществляется в момент опускания тела вниз. Если мяч отскакивает на метр-полтора от корзины, то лучше постараться сначала овладеть им, а не «добивать» в корзину сразу.

В зоне возможных отскоков игрок должен сохранять равновесие и постараться занять по возможности большее пространство под корзиной. Как только мяч брошен в корзину, тело надо слегка согнуть и приготовиться к прыжку с расставленными локтями и руками, поднятыми на высоту плеч. Пальцы направить вверх, ладони повернуть к корзине.

Самой важной частью здесь является занятие нужной позиции. Обычно защитник располагается ближе к корзине – между нападающим и корзиной. Поэтому нападающему для занятия нужной позиции под щитом приходится использовать финты, чтобы обмануть защитника, избегая фолов при попытках его обойти. При этом нападающему не следует забегать глубоко под корзину – это так же невыгодно при подборе, как и чересчур далекая позиция.

В борьбе за отскок мяча трое нападающих должны сформировать под корзиной треугольник подбора. Игрок, бросивший мяч, после этого должен выйти к линии штрафного броска в зону дальних отскоков, а пятый игрок остаться сзади на подстраховке.

Вслед за занятием позиции самой важной деталью является расчет времени выпрыгивания. Прыгать слишком рано или слишком поздно одинаково невыгодно. Надо следить за мячом во время его полета к корзине, а углы и зоны отскока изучить на тренировочных занятиях.

Прыжок надо рассчитать так, чтобы «добить» мяч в верхней точке полета. «Добивание» выполняется резким толчком кисти и пальцев, а не ударом по мячу ладонью. Вынесение руки за голову и шлепок по мячу не принесут успеха, хотя и могут быть использованы для «откидки» мяча партнеру, когда занятая позиция и сопротивление защитника не позволяют «добить» мяч. Кроме того, нападающий должен быть всегда готов прыгнуть второй и третий раз. Поэтому для успешной реализации данного приема необходимы хорошее развитие силы мышц кистей и пальцев, а также прыгучесть.

В нападении не следует останавливаться до тех пор, пока команда либо не забросит мяч в корзину, подобрав его после отскока, либо пока не убедится, что мячом овладел соперник.


Футбол является одним из самых непредсказуемых видов спорта в последнее время. Иногда, даже очевидные лидеры могут не использовать огромное количество созданных голевых моментов, а единственный удар в сторону их ворот станет голом. Кроме этого владение мячом перестало являться очевидным гарантом победы.

Владение мячом и интересные факты об этом!

Многие любители футбола и ставок на спорт рассуждают таким образом, что если одна из команд имеет преимущество во владении мячом, то она обязательно победит. К сожалению, далеко не всегда происходит подобное развитие событий. Примеров для этого огромное множество, стоит вспомнить относительно недавний матч Лиги Чемпионов УЕФА, когда Ростов смог разбить на своем поле грозную Баварию. Статистика той встречи была полностью в пользу гостей, но одна графа забитые мячи имела перевес в сторону Донской команды.

Футбольная сборная Испании и каталонский клуб “Барселона” смогли привить нам привычку того, что если имеется огромная разница во владении мячом, значит и результат будет соответствующий. Главным подтверждением этого являются матчи сборной Испании на ЧМ-2010 и ЧЕ 2012, в которых она стала обладателем золотых медалей. По всем играм видно, что “красная фурия” имела весомое преимущества во владении мячом. Подобная ситуация отмечается и в победных сезонах для “Барселоны”.

Однако, имеется и противопоставление подобным фактам, например можно вспомнить Лигу Чемпионов сезона 2009/10, когда Итальянский “Интер” под руководством Жозе Моуриньо смогли добиться победы в турнире, имея средний показатель по владению мячом лишь 45%. ТАкже можно отметить провал сборной Испании на ЧМ-2014, когда они не вышли из группы имея более 60% владения мячом.

Наиболее яркими примерами того, что владение мячом не всегда приводит к победе являются матчи все той же “Барселоны” против “Челси” и “Реала” соответственно. Команда Романа Абрамовича смогла победить владея мячом на протяжении лишь 20% встречи, а “Сливочные” разгромили команду Гвардиолы со счетом 5:0 и владели мячом менее 30% всего времени.

Использование владения мячом в совокупности с другими факторами.

Владение мячом важный, но единственный фактор, сказывающийся на результате. Очень важно, чтобы имея под своим контролем мяч и нити игры, команда создавала опасные моменты у ворот соперника. Также нельзя забывать о реализации своих шансов, поскольку можно ударить и 30 раз, но не забить ни одного гола. Игра в обороне тоже не становится второстепенной, поскольку забив на контратаке или со стандартного положения, аутсайдер может уйти в глухую оборону, которую практически невозможно будет вскрыть.

Поэтому, если ставить на одну из команд, то необходимо внимательным образом изучить ход встречи. Если преимущество во владении идет в совокупности с опасными моментами и атаками, то шансы на положительный результат на много выше.

История “Суонси” сезона 2011/12

Валлийская футбольная команда “Суонси Сити” смогла продемонстрировать прекрасные показатели по владению мячом в сезоне 11/12, но только достичь высокого места им это не позволило. В первую очередь это связано с тем, что команда владела мячом предпочтительно на своей половине поля и достаточно часто отдавала передачи даже своему голкиперу. По среднему показателю владения мячом они занимали 3 место, но в итоговой турнирной таблице остались лишь 11-ми. Данный пример показывает, что далеко не всегда статистика может отображать реальность происходящего на футбольном поле.

Вывод

В итоге, можно прийти к выводу о том, что владение мячом является обманчивым показателем. Он может ввести в заблуждение некоторых беттеров и не отображать действительности в проходящей встрече. Только когда владение сопровождается обилием атак и ударов по воротам, можно предположить, что команда сможет добиться желаемого результата.

Вне зависимости от вашего уровня игры и амплуа, умение владеть мячом является, пожалуй, самым важным навыком в баскетболе.

Хорошо освоив технику владения мячом, пасы, удары и прочие игровые приемы будут выполняться вполне естественно, потому что мяч будет «слушаться» вас. Когда вы не заостряете внимание на то, как держите или ведете мяч, вы в более полной мере можете оценивать ситуацию на площадке, «читать» защиту и видеть всех открытых игроков.

Для того, чтобы улучшить технику владения мячом, нужно практиковать соответствующие упражнения. Спонтанные игры во дворе в этом случае малоэффективны.

Если, к примеру, вы хотите научиться играть на гитаре, вы ведь не сразу вступаете в группу, а начинаете с освоения азов: аккордов, ритма и т. д.

Итак, давайте рассмотрим некоторые из упражнений для улучшения техники владения мячом.

1) Перекидывание из руки в руку (можно выполнять дома). Упражнение заключается в быстром перекидывании мяча из руки в руку кончиками пальцев. Начинаете, расположив руки над головой и плавно их, продолжая перекидывать мяч. Опуститесь до уровня груди, затем до уровня талии, колен, лодыжек, а затем опять медленно поднимайтесь. Держите локти прямыми, мяча касайтесь только кончиками пальцев. (см. видео 1:27)

2) Круговые движения (можно выполнять дома). Расположите ноги вместе и пронесите мяч вокруг них. Затем поднимитесь выше и выполните круговое движение вокруг талии. Затем вокруг головы. Затем также, продолжая вращать мяч опустите его на уровень талии, колен, лодыжек. И т. д. Опять-же, старайтесь касаться мяча только кончиками пальцев. (см. видео 0:45)

3) «Восьмерки». Расположите одну ногу перед собой и вращайте мяч вокруг нее. Затем вокруг второй ноги. Потом расставьте ноги пошире, держа мяч перед собой и начинайте крутить мяч «восьмеркой» между ног. Взгляд направлен вперед. Не дайте мячу упасть. Через 30 секунд поменяйте направление. (см. видео 2:51)

4) Круговой дриблинг. Правой рукой проведите мяч вокруг правой ноги, ударяя его о пол таким образом, чтобы он подпрыгивал не выше 10-12 см. 10 оборотов по часовой стрелке, 10 против часовой. Затем поменяйте руку и ногу.

5) Дриблинг «восьмеркой». Похоже на предыдущее упражнение, но мяч должен проходить между ног по траектории «восьмерки». Руки меняются при переходе мяча от одной ноги к другой. (см. видео 3:00)

6) Ведение на месте. Выполните 50 высоких ведений правой рукой, защищая мяч левой. Затем 50 низких ведений той же рукой. Затем тоже самое левой рукой.

7) «Роняем» мяч. Расположите мяч между ног и поднимите его обеими руками. Левая рука за левой ногой, правая - перед правой ногой. Отпустите мяч, пусть он ударится один раз о землю. Быстро поменяйте расположение рук и словите мяч после отскока (левая рука должна оказаться перед левой ногой, а правая - за правой ногой). Уроните его еще раз и опять словите, поменяв руки. Повторяйте подобные движения в течение некоторого времени.


Во время практики обращайте внимание на следующие моменты:

1. Держите голову поднятой, не смотрите на мяч. Во время игры вы не можете позволить себе этого, поэтому не делайте этого и во время тренировок.

2. Колени присогнуты, спина прямая. Чем ниже вы ведете мяч, тем в большей он безопасности. Старайтесь опускаться достаточно низко.

3. Используйте свободную руку как «заграждение» от соперников. Не забывайте, что вы можете отталкивать их рукой при попытке перехватить мяч.

4. Касайтесь мяча только кончиками пальцев. Профессионалы высокого класса полностью контролируют мяч кончиками пальцев, не касаясь его ладонями.

5. Работайте над скоростью. Во время практики можете увеличивать скорость до тех пор, пока не потеряете контроль над мячом. Это будет хорошей подготовкой к скоростной игре.

Сегодня во всем мире восхищаются футболом, который показывают сборная Испании, «Барселона» и другие испанские клубы. Их тактика основана на длительном контроле мяча.

Своим мнением о том, на какие аспекты в подготовке юных футболистов следует обращать внимание, чтобы добиться подобных результатов, делится бывший тренер мадридского «Реала» Хесус Гутиеррес . Мы приводим выдержки из его книги «Владение мячом. Играйте в испанский футбол».

ВЛАДЕНИЕ МЯЧОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ 90% УСПЕХА

ЗАЧЕМ ОТРАБАТЫВАТЬ ВЛАДЕНИЕ МЯЧОМ НА ТРЕНИРОВКАХ

Главная причина отработки владения мячом на тренировки - это максимальная приближенность данного аспекта к реальным игровым ситуациям. В этих ситуациях футболисты в условиях давления со стороны соперника должны видеть проблему, анализировать ее, находить решение и исполнять его. Разве это не то, что случается в каждом матче? Хотя, возможно, есть веские аргументы, чтобы оттачивать на тренировках технику с помощью «хореографических» упражнений.

Этот метод используют многие футбольные клубы Испании при подготовке юных футболистов, потому что это именно то, с чем им придется столкнуться во время официальных игр. И лучше играть на большом участке поля с большим количеством игроков, чем проводить небольшие двухсторонки, потому что это, опять же, повторяет реальные игровые моменты. Смысл заключается в том, что в игре принимают участие 22 футболиста. И чем более число игроков на тренировке приближено к этому числу, тем более реальная игровая ситуация будет создана.

В большинстве игр, не зависимо от играющих команд, владение мячом довольно часто переходит от одной команды к другой. Команда, теряющая мяч, также теряет инициативу. Поэтому, для восстановления контроля над игрой, она должна как можно быстрее вернуть себе владение мячом. Эти игровые моменты имеют решающее значение в развитии у игроков футбольных навыков. Чем больше игроков принимают участие в тренировке, тем быстрее они должны принимать решения и применять свои технические навыки. Не это ли происходит во время матчей?

РЕШЕНИЯ, РЕШЕНИЯ, РЕШЕНИЯ

Действительно, футболисты, участвующие в игре с большим числом игроков, должны быть способны принимать мгновенные решения. Способность выбрать правильный вариант решения в конкретной ситуации является решающей в подготовке футболистов. Те, кто сначала принимают мяч, а только потом начинают решать, что с ним делать, вряд ли добьются успеха. Напротив, те, кто знают, что они будут делать с мячом, когда он даже не начал приближаться к ним, и обладают необходимыми техническими навыками, смогут играть в футбол на высоком уровне. Это один из аспектов, который присущ великим футболистам. Тем, кто может предугадывать действия соперника, видеть расположение игроков своей команды, качественно и точно исполнять технические приемы. Следовательно, юные футболисты должны научиться думать до того, как они получат мяч, и для этого их нужно постоянно погружать в подобные ситуации.

ВСЕ МЫ УЧИМСЯ

Одним из главных аспектов подготовки юных футболистов является то, что они должны взять на себя ответственность за свое обучение. Как пишет Хорст Уэйн :«В современных эффективных футбольных тренировках на смену тренеру/инструктору приходит наставник/учитель, который позволяет футболистам самим строить свой обучение» . Тренерам не стоит диктовать футболистам каждое действие. Вместо этого позвольте им экспериментировать и самим находить решения. Эта методика принесет свои плоды в конце длительного этапа подготовки футболистов, даже если в начале пути они будут совершать много ошибок. И эффективному ее использованию сегодня должны научиться многие футбольные тренеры. Наставник/учитель должен тонко чувствовать уровень сложности и при необходимости вносить изменения в процесс обучения, предоставляя игрокам достаточно времени для ознакомления со всеми ситуациями.

ЗАЩИТА И НАПАДЕНИЕ ИДУТ РУКА ОБ РУКУ

Многолетний директор Футбольной академии «Реала» Альберто Гиральдес заявляет: «Для тренеров, строящих атакующую игру на основе владения мячом, выжно понимать, что команда наиболее уязвима в момент потери мяча. Таким образом, потеря контроля мяча должна побуждать к немедленным действиям для его возврата» . Следовательно, футбольные тренировки должны включать ситуации, которые не только позволяют игрокам получать удовольствие от владения мячом, но и заставлять их принимать усилия для возврата мяча при его потери. Футбольные тренировки подобные предлагаемой, позволяют одновременно отрабатывать как атакующие, так и защитные действия.

Говоря о Футбольной академии «Реала» Гиральдес отмечает: «Мы не настраиваем наших игроков действовать инстинктивно, в силовой манере и энергично... То что мы хотим - это чтобы игроки думали» .

СОХРАНЯЙТЕ НЕПРИНУЖДЕННУЮ ОБСТАНОВКУ

Большинство детей начинают играть в футбол чтобы развлечься. Некоторые из «продвинутых» тренеров/инструкторов ощущают в себе настолько непреодолимое желание передать свои знания игрокам, что постоянно прерывают упражнения и тренировки, чтобы донести до футболистов то, что они знают. Им не дано понять, что учиться можно в игре. Как часто вы были свидетелями ситуаций, когда футболисты стоят в очереди, чтобы по указке тренера выполнить упражнение, которое в игре им абсолютно не пригодится. В Испании на протяжении многих лет акцент в подготовке футболистов делался на самообучение, самомотивацию и напряженную работу на тренировках, при этом сохраняя непринужденную обстановку. Дивиденды от такого подхода мы сейчас получаем сполна. Игры с большим числом участников позволяют реализовать все эти аспекты подготовки футболистов.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Большинство тренеров согласны с утверждением, что победа в игре - не самое главное в процессе подготовки юных футболистов. Обычно в юном возрасте хорошо научиться играть в футбол более ценно, чем завоевать 3 очка за победу. Таким образом, нужно всегда фокусироваться на хорошей игре и занятиях по освоению тактики футбола неделя за неделей.

Ниже приводится пример возможной организации игры для отработки владения мячом.

ИГРА НА ПОЛЕ С 3 ЗОНАМИ

ЦЕЛЬ: Улучшить командное владение мячом, использование всей ширины и глубины поля и организацию развития атаки

Площадка размером не менее половины поля разделенная на 3 равные зоны.

Играют 2 команды по 9 игроков в каждой.

Каждая команда атакует один край поля и защищает другой.

Команда завоевывает очко, если ей удастся без потерь доставить мяч от своей лицевой линии до лицевой линии соперника, сделав как минимум одну передачу в каждой зоне.

Каждый раз, когда команда перехватывает мяч, она должна переправить его к своей лицевой линии и оттуда начать атаку.

Правило офсайда действует только при первом пасе в зону атаки.

ВАРИАНТЫ:

Игра 8х8 с 2 нейтральными игроками.

Ограничить число касаний мяча в различных зонах.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ:

Использовать всю ширину и глубину поля.

Мяч должен перемещаться быстро, передачи должны быть точными.

По мере движения мяча вперед вся команда перемещается так же вперед через зоны.