Увлечение для смелых: кайтсерфинг. О кайтинге

Или доске по снежной поверхности под воздействием силы ветра с помощью воздушного змея (кайта, англ. kite). Также этот вид спорта называют сноукайтинг, кайтбординг, снокайтбординг, но эти слова с трудом выговариваются в русском языке, и поэтому мы о них забудем:).

Зимний кайтинг — наперегонки с ветром

Кайт состоит из купола и прочных строп длиной около 25 м, которые с одной стороны крепятся к куполу, а с другой стороны – к специальной планке управления, которая находтся в руках у райдера, и к трапеции , которая опоясывает спортсмена.

Катание происходит так:

  1. спортсмен подготавливает купол
  2. разворачивает купол и стропы на снегу
  3. закрепляет на ногах лыжи или сноуборд
  4. закрепляет стропы на своей трапеции и на планке, берет в руки планку, особым образом подтягивает стропы, кайт взлетает в воздух и начинает тянуть райдера
  5. далее происходит движение по снегу, направление и скорость движения регулируются кайтом (руками) и лыжами/сноубордом
  6. для опытных спортсменов возможно за счет подъемной силы кайта.

Опытные спортсмены могут выполнять различные трюки на кайте

Оборудование для зимнего кайтинга

Для занятий сноукайтингом вам понадобится:

  • кайт для сноукайтинга,
  • трапеция,
  • доска (сноуборд) или лыжи,
  • правильная одежда и экипировка.

Прогресс не стоит на месте, и с тех пор, как кайтинг на снегу получил свое развитие, снаряжение для кайтинга становится все более безопасным и удобным.

Как выбрать кайт для зимы

Профессионалы советуют покупать всесезонный универсальный кайт, так как его можно будет использовать и летом для катания по воде.

Однако если вы новичок, для начала для освоения принципов управления кайтом вам понадобится пилотажный или тренировочный кайт – это кайт небольших размеров, который поможет овладеть необходимыми навыками управления. Эти навыки пригодятся вам для маневрирования большим кайтом.

Полноценные спортивные кайты бывают двух видов:

Надувные кайты обладают жесткой формой, которая задается с помощью надувного каркаса, который необходимо надувать с помощью насоса. Надувной кайт зимой может лопнуть от сильного мороза или от наезда на препятствие. Такие кайты нельзя использовать при морозе ниже -25 градусов. Но вместе с тем они более безопасны, имеют более высокую управляемость, чем парафойлы, будь это катание по воде или суше.

Парафойл-кайты устроены по принципу параплана, они легче надувных и не требуют насоса, более износостойкие, занимают меньший объем для переноски, легко собираются. Для сравнения, в 1 рюкзак для переноски надувного кайта может вместиться до 4 парафойлов. Для запуска и посадки парафойла не нужен напарник, с этим заданием можно справиться и в одиночку. Парафойлы не предназначены для воды, после падения в воду его нельзя заново запустить в воздух.

Выбор сноуборда или лыж

Есть несколько отличий между или лыжах с горы и катанием на кайте. Эти различия обуславливают соответствующую разницу в снаряжении.

  • При катание на кайт райдеру важно сохранять прямолинейное движение, прыгать и приземляться, поэтому для экстремальных райдеров доска длиннее, шире и жестче. Для обычного спокойного катания можно использовать обычный твин-тип сноуборд.
  • Лыжи для зимнего кайтинга предпочтительно выбирать универсальные (all-mountain), длиной от 190 см, с большим радиусом поворота. Однако если кайтер предпочитает фристайл, лучше купить твинтип лыжи для фрирайда, они обеспечат улучшенную маневренность.

Одежда и аксессуары

Вам понадобится специальная или одежда для сноуборда:

  1. термобелье, отводящее влагу
  2. слой флисовой одежды, в случае сильных морозов
  3. специальная куртка и штаны. Не забудьте, вы катаетесь при ветре, поэтому верхний слой должен быть максимально ветрозащитным!
  4. теплые ветрозащитные перчатки с большими манжетами
  5. шлем обязателен, так как возможны падения, наезды на препятствия, столкновения с другими райдерами
  6. горнолыжные очки
  7. не повредит защита локтей и коленей.

Для зимнего кайтинга подойдет замерзший водоем или заснеженное поле

Где можно кататься на кайте зимой

Кайтинг зимой возможен в самых разных местах, это может быть замерзший водоем, поле или склон. Если ваш выбор пал на замёрзшее озеро, необходимо убедиться, что лед имеет толщину от 10 см. Такой вариант имеет свои минусы: снежный покров может быть неравномерен, возможны нагромождения льда и другие неожиданные опасные препятствия, например рыбацкие снасти.

Поле — наиболее оптимальный выбор, т.к. здесь обычно ровный ветер и достаточный снежный покров. Небольшие различия в рельефе местности, сделают катание на снегу более увлекательным. Старайтесь вовремя замечать возможные препятствия в виде кустарников и камней. Обращайте внимание на линии электропередач.!

Если вы уже набрались мастерства и стали профессионалом в зимнем кайтинге, можете обратить свой взгляд на горы. Но нужно учитывать, что ветровые условия в горах сложные, ветер постоянно меняет направление и от кайтера требуется большое мастерство.

Обучение кайтингу

Можно начать осваивать зимний кайт в январе — феврале, и тогда за один зимний сезон вы вполне сможете набраться хорошего опыта. Можно учиться самостоятельно, с помощью более опытных друзей либо с помощью инструктора.

Большой плюс зимнего кайтинга в том, что для него можно найти условия практически в любом регионе средней полосы России. Здесь в основном равнинная местность, долгие и снежные зимы. В отличие от , нет необходимости искать подходящий водоем либо ехать в теплые морские края за тридевять земель.

Еще один большой плюс для начинающих – освоение азов техники управления кайтом проще на снегу, чем на воде, и ветер для этого требуется меньше.

Для катания на кайте зимой нужны только ветер, равнина, кайт и доска (лыжи). И вперед, ловить свежий ветер и непередаваемые впечатления!

Любой горнолыжник хоть раз в жизни замечал на опорах подъемников необычный знак с изображением параплана, перечеркнутого жирной красной линией. Смысл этого знака вовсе не в том, чтобы запретить пилотам-парапланеристам стартовать с вершины горы. Такие картинки, развешанные по всем подготовленным горнолыжным трассам, адресованы спидрайдерам.

Убойный микс Спортсмен Эрик Ронер совершает обратное сальто на лыжах и готовится раскрыть парашют. Сочетание лыжной акробатики с парашютными прыжками называется скибейсджампинг и лишний раз демонстрирует нам, что самые зрелищные экстремальные дисциплины рождаются на стыке традиционных видов спорта

Спидрайдинг — езда на лыжах с крылом над головой — очень молодой вид спорта. Если датой его признания считать проведение первых неофициальных, но масштабных соревнований, то этой зимой ему стукнуло пять лет. Спидрайдинг окутан притягательным ореолом запрещенного вида спорта, хотя на самом деле такого запрета не существует: крылатым лыжникам запрещено показываться лишь на подготовленных трассах. И все же спасатели на большинстве горнолыжных курортов смотрят на спидрайдеров косо. Ведь этот вид катания считается настолько опасным, что его адептов даже бейсджамперы называют безбашенными.

Бесконечная посадка

Крыло, с которым катаются спидрайдеры, называется спидглайдером. И несмотря на то что конструктивно оно представляет собой параплан с очень маленькой площадью поверхности (6 — 18 м 2), ближайшим предком спидрайдинга стоит признать парашютный спорт, а именно одну из его экстремальных разновидностей — Swoop, или пилотирование скоростных куполов. В свупе парашютист выпрыгивает из самолета, выстраивает оптимальную посадочную траекторию и затем проходит прямую или искривленную трассу в 1,5 м над землей, точнее — над водой. Скоростное пилотирование в свупе — это миг, которому предшествует точный расчет на стадии снижения. Текущий мировой рекорд в соревнованиях на дальность (181 м, Ник Батч, США) красноречиво говорит о том, насколько этот миг короток.


Спортсмен Эрик Ронер совершает обратное сальто на лыжах и готовится раскрыть парашют. Сочетание лыжной акробатики с парашютными прыжками называется ски-бейсджампинг и лишний раз демонстрирует нам, что самые зрелищные экстремальные дисциплины рождаются на стыке традиционных видов спорта.

В середине 1990-х знаменитому голливудскому каскадеру (и по совместительству свуперу) Би Джей Уорту («Завтра не умрет никогда», «Лицензия на убийство») пришла в голову простая и вместе с тем гениальная идея: содержательная часть свупа может длиться куда дольше, если лететь на заданной высоте не вдоль ровной водной глади, а вдоль горнолыжного склона. К тому моменту технический прогресс как раз привел аэродинамическое качество парашюта-крыла в примерное соответствие с уклоном слаломной трассы, так что лететь, едва не касаясь ногами снега, можно было с вершины и до самого подножия горы.

В 1996 году Уорт организовал соревнования. Обычная трасса для гигантского слалома была размечена воротами шириной 15 и высотой 4 м. Парашютисты прыгали с самолета и, подойдя к стартовым воротам, должны были пролететь всю трассу на минимальной высоте. Безумные гонки пилотов, болтающихся под крылом из стороны в сторону, как маятники, на скорости более 100 км/ч, получили достойное название Blade Running — «бег по лезвию».


Даже самый опытный спидрайдер, как правило, менее предсказуем, чем лыжник. Спидрайдеры катаются на более высокой скорости, их сложнее заметить, так как, в отличие от лыжников, они движутся не только по склону, но и по воздуху. Поэтому и официальные правила, и негласный кодекс чести спидрайдеров предписывает им держаться подальше от подготовленных трасс, а для обучения использовать только специально выделенные склоны.

Было бы не совсем справедливо назвать Уорта единственным отцом спидрайдинга. К этому спорту одновременно шли спортсмены разных направлений. Парашютисты, желая обрести независимость от дорогих и подверженных капризам погоды самолетов, учились стартовать с вершин гор, разбегаясь и наполняя купол набегающим воздухом или встречным ветром. Эта парапланерная техника в парашютном спорте получила название «граунд лонч». В свою очередь парапланеристы, которым надоело парить под облаками со средней скоростью 40 — 50 км/ч, в поисках острых ощущений стали летать на маленьких крыльях. Небольшие парапланы быстро снижались и не позволяли набирать высоту в термических потоках, зато отличались небывалой маневренностью, остро реагировали на управление и разгонялись до скоростей свыше 100 км/ч. Так появился спидфлаинг.

Не летать, кататься!

Чтобы прийти к спидрайдингу, адептам граунд лонча и спидфлаинга оставалось лишь надеть на ноги лыжи. Первые крупные соревнования по спидрайдингу состоялись в 2007 году на французском курорте Лез Арк. Спортсмены состязались в двух категориях. Первая — это параллельный слалом. Слаломисты должны были пройти всю трассу, не отрывая лыж от склона. Ведение крыла точно над головой, так чтобы его скорость точно совпадала со скоростью спуска и в то же время подъемная сила оставалась минимальной, — в этом вся соль и одновременно главная сложность спидрайдинга. Поэтому слалом для спидрайдера — это «гамбургский счет» в плане техники катания.


В повороте площадь вертикальной проекции профиля крыла уменьшается из-за крена. Вместе с ней уменьшается и подъемная сила. Без необходимой коррекции тангажа пилот потеряет высоту.

Вторая категория Big Mountain — это и есть собственно спидрайдинг: скоростное катание по неподготовленным склонам практически любой крутизны и сложности. Верное крыло над головой дарит лыжнику пропуск в невероятный мир самых диких и непроходимых трасс. Голые скалы, трамплины любой высоты, головокружительно крутые склоны и просто отвесные стены — любые препятствия можно попробовать преодолеть на лыжах. А если станет слишком жарко, достаточно лишь подтянуть клеванты (стропы управления) и преодолеть непроходимый участок по воздуху.

Даже само слово говорит нам о том, что спидрайдинг (speed — скорость, riding — катание) — это прежде всего катание на лыжах и лишь затем полет. Задача гонщика — преодолеть как можно большую часть трассы в полном контакте со склоном, поднимаясь в воздух лишь на короткие мгновения для преодоления слишком опасных препятствий. Соотношение катания и полета — это один из главных факторов, которые принимают во внимание судьи на спидрайдерских соревнованиях. Конечно, даже маленький параплан позволяет перелететь хоть весь склон, но тогда это будет уже другой вид спорта — спидфлаинг.


Старт в ротор — опаснейшая ошибка невнимательного пилота. Турбулентность, возникающая у вершины горы, создает иллюзию встречного ветра, пригодного для старта. Начав полет, пилот попадает в попутный «реальный» ветер, подъемная сила падает, наполнение крыла ухудшается. Падение практически неизбежно.

Спидглайдер — это параплан с небольшой площадью поверхности. Как и простой параплан, он управляется с помощью строп, которые загибают заднюю кромку крыла справа или слева. Двигаясь вдоль склона на лыжах, пилот удерживает клеванты в верхнем положении, которое соответствует максимальной скорости и минимальной подъемной силе. Многие спидглайдеры оснащены триммерами. Слегка изменяя геометрию стропной системы, они позволяют регулировать угол атаки и, соответственно, скорость полета крыла.

С помощью триммеров спидрайдер может адаптировать крыло к конкретному склону, чтобы во время спуска оно летело точно над головой, не опережая пилота и не отставая от него.

Потянув вниз обе клеванты, пилот может оторваться от склона и отправиться в полет. В воздухе спидглайдер управляется, как обычный параплан, с той лишь разницей, что и летит, и снижается он намного быстрее. Высокая скорость полета означает, что давление набегающего воздуха в спидглайдере существенно выше, чем в обычном параплане, поэтому он чрезвычайно устойчив к сложениям. По этой же причине спидглайдер очень остро реагирует на управление, охотно меняя направление движения.


Меж двух стихий

Спидрайдинг — это спорт для избранных. Чтобы попробовать в нем свои силы и остаться целым, очень желательно уже отлично владеть парапланом и горными лыжами. Со стороны катание спидрайдера выглядит легко и органично. Минимальные высоты и жесткий контакт со снегом ошибочно ассоциируются с безопасностью. На самом деле это один из самых травмоопасных видов экстремального спорта, ибо спидрайдера подстерегают опасности из мира и горнолыжного фрирайда, и парапланеризма.

В парапланерном спорте, как и в любой авиации, наиболее опасными фазами полета считаются взлет и посадка, а маневрирование на низких высотах в большинстве случаев не приветствуется. Спидрайдинг состоит из таких режимов целиком и полностью.

При резком повороте пилот, находящийся под крылом, продолжает движение в сторону под действием центробежной силы, провоцируя крен крыла. В это время площадь горизонтальной проекции крыла уменьшается, и подъемная сила падает. Если пилот находится в метре над землей и не компенсирует этот эффект осознанной работой клевантами, он получает удар о склон на скорости под сотню.


Катание по неподготовленным склонам диктует переменную скорость движения. Это, а также ветер и турбулентность в воздухе неизбежно приводят к тому, что крыло стремится опередить лыжника или отстать от него. Пилот должен постоянно удерживать крыло строго над головой, разгоняя или притормаживая его клевантами. В парапланеризме это называется активным пилотированием. Пилот учится этому приему, глядя на крыло, и лишь с опытом приобретает способность чувствовать перемещения крыла через подвесную систему. Спидрайдер, несущийся с горы на бешеной скорости, должен смотреть вперед и, следовательно, в совершенстве владеть навыками активного пилотирования «на ощупь». Кроме того, для управления крылом в поворотах требуется безупречно синхронная работа рук и ног. Это значит, что пилот как минимум должен уметь легко и непринужденно кататься на лыжах по любым склонам.

Наконец, спидрайдер должен мгновенно считывать аэрологию склона, чтобы не попадать в невидимые ловушки коварного турбулентного воздуха. Классический враг любого парапланериста, а значит, и спидрайдера — ротор. Это явление, когда при обтекании ветром крупного предмета (дерева, выступа скалы) образуется турбулентность и направление движения воздуха меняется на противоположное. Начинающих парапланеристов пугают стартами с подветренного склона горы, когда ветер, огибающий вершину, закручивается и дует пилоту в лицо. Наполнив им купол и взлетев, пилот выходит из зоны турбулентности и попадает в реальный попутный ветер. Параплан мгновенно теряет подъемную силу и складывается. Такого удара в спину не выдержит даже упругий спидглайдер.


Опасности, подстерегающие парапланеристов лишь на взлете и посадке, всегда дышат в затылок спидрайдеру. Такой роскоши, как запас высоты и, соответственно, время на ошибку, у них нет.

В поисках гуру

Спидрайдинг — очень молодой вид спорта. В нем еще нет ни легендарных чемпионов, ни толстых учебников, ни четко сформировавшихся методик обучения спортсменов. Тем не менее уже сегодня можно найти немало школ, окрыляющих лыжников. В Лез Арке, исторической столице спидрайдинга, для них выделена специальная пологая трасса. Школы есть и в России. Некоторые из них приглашают в горы, а некоторые предлагают прицепиться на буксир к снегоходу и осваивать лыжи и крыло с нуля.

Самостоятельно обучаться спидрайдингу — путь для очень смелых и очень глупых пилотов. Найти школу тоже непросто: ведь каждый, кто называет себя инструктором, скорее всего, занимается этим видом экстрима максимум пять лет. Пожалуй, пока что лучший спидрайдер-гуру должен быть не только опытным спортсменом, но и другом, которому можно без сомнений доверить свою жизнь. Наверное, это может быть человек, научивший вас летать на параплане.

Сноукайтинг (зимний кайтинг) является молодой разновидностью одного из самых популярных видов экстремального спорта, основанного на скольжении на специальной доске под куполом управляемого парашюта-кайта. Но если в кайтсерфинге (летняя версия) вы скользите по поверхности воды, то в сноукайтинге скользить придется по снежному покрытию. Вы не любите летнюю жару и с нетерпением ждете снега? Тогда это ваш спорт!

Чем хорош сноукайтинг?

Сноукайтинг зародился в конце 70-х гг. ХХ в. Первыми его начали осваивать сноубордисты, которые разработали технику акробатических прыжков и скольжения под куполом парашюта. После сноукайтинг опробовали горнолыжники, бордеры, скейтеры и кайтеры, которые по-своему усовершенствовали приемы катания.

Сегодня сноукайтинг - это пилотирование куполом парашюта в трех плоскостях пространства, преодоление сил естественной гравитации и скольжение разными галсами (даже против ветра). Спорт стал профессиональным: в мире ежегодно появляются новые сноукайтинг-центры и школы катания, а профессиональная ассоциация IKA/ISAF начала проводить чемпионаты Мира и Европы. В их программе:

  • марафон и курсрейс (гонки);
  • фристайл (соревнования по акробатическим трюкам);
  • фрирайд (техника катания);
  • полеты и парение;
  • приключенческие гонки.

Для занятия сноукайтингом не нужно особых условий: ни сильного ветра, ни специальных покрытий, ни особо дорого снаряжения, ни профессиональной подготовки. Кататься можно под уменьшенным парашютом, скользить на лыжах, сноуборде или специальном сноукайте (укороченной и зауженной симметричной доске). Можно выбрать спуск со склонов или подъем на них, скоростную езду по прямой плоскости - по замерзшим озерам или тундре. Все решает только ваш выбор и желание стать «человеком ветра», получив практически безграничную власть над силами гравитации, порывами воздуха и пространством.

Выбор сноукайт-спота

Заниматься сноукайтингом можно везде, где есть снег: и на склонах гор, и на ровных пространствах тундры, и на родине, и на популярных курортах Австрии, Италии, Норвегии или Швеции.

А вот горнолыжные курорты Франции и Швейцарии с их крутыми спусками не особенно любимы в среде сноукайтеров - там очень мало ровных и широких плоских поверхностей. Если профессионалы еще смогут найти себе здесь склоны для катания и фристайлинга, то для новичков горнолыжные зоны слишком сложны.

К сожалению, в Альпах существующие сноукайт-споты не всегда отвечают обязательным требованиям безопасности: очень сложно найти хорошую площадку для катания вдали от автомобильных дорог, линий связи и электропередач. Лучший вариант катания для новичков - замерзшие озера или заснеженные поля. Альпы похвастаться таким ландшафтом не могут, кроме, пожалуй, австрийского плоскогорья.

Австрия считается в Европе первопроходцем в сноукайтинге. Первая сноукайт-школа появилась в местечке Тальгау, что расположилось на большом озере Мондзее. Здесь оказалось настолько удобно, что каждый год тут начали проводить Кубок по сноукайтингу, а новички получили возможность освоить катание под куполом парашюта всего за несколько часов под руководством профессиональных инструкторов. В Тальгау отличная солнечная погода, устойчивый для новичков ветер до 10–15 м, а площади замерзшего озера вполне достаточно для длительных скоростных гонок по плоскому льду. Идеальное время для приезда сюда - ноябрь–февраль.

Как только вы освоите азы скольжения под куполом кайта, переезжайте на высокогорный ледник Хинтертук. В Австрии это единственная зона для занятия зимними видами спорта круглый год. Даже после закрытия последнего высокогорного горнолыжного курорта в долине на Хинтертукском леднике еще весь апрель и начало мая можно застать отличный снег.

Новичкам здесь предоставлено более 70 км равнинных трасс для отработки навыков скольжения и маневрирования. Профессионалы же совершенствуют свое мастерство катания со склонов на прекрасных пологих спусках горы Ольперер с устойчивым ветром и прочным снежным настом. Для желающих отработать акробатические трюки работает спортивный парк Betterpark Hintertux, с отличным 120-метровым супер-пайпом, который высоко котируется у сноубордистов и сноуборд-фристайлеров.

В те редкие часы, когда в долине нет ветра, вы быстро найдете для себя достойное занятие: например, сможете отправиться на экскурсию на смотровое плато Замерзшей стены (3250 м над уровнем моря) с прекрасной панорамой Австрийских Альп или совершить путешествие в природный Ледяной Дворец в самом сердце ледника. О возможностях окрестных деревушек с их национальными ресторанчиками, барами и экзотической архитектурой можно даже не упоминать: это альпийская Австрия с ее высочайшим уровнем сервиса!

Особенности катания

Если вы делаете только первые шаги в сноукайтинге, не спешите становиться на сноукайтборд. Он предназначен для спортивного скольжения и акробатического фристайла, достаточно сложен для пилотирования и требует изучения специальной техники. Выбирайте лыжи - они проще, и через пару занятий вы научитесь устойчиво скользить под куполом кайта.

Снег легче воды, он более удобен для кайтинга и не требует больших усилий при скольжении. Однако снежный покров глубже 10 см будет снижать вашу скорость и потребует более сильного ветра. Для новичков лучше кататься на свежем насте - так можно скользить под куполом практически в безветренную погоду. Большое значение при занятии кайтингом на разных снежных покрытиях играет хорошая смазка лыж или сноукайтборда и размер кайта (чем слабее ветер, тем больший кайт нужен) - эти тонкости необходимо изучить очень внимательно!

Кстати, для увеличения скорости и тренировки акробатических прыжков следует выбрать кайт побольше. При этом ему нужна хорошая подъемная тяга, чтобы легче отрывать вас от поверхности. Поэтому в процессе обучения постепенно увеличивайте размеры парашюта, пока не сможете чувствовать себя уверенно под кайтом для катания по воде. С малым же кайтом можно учиться совершать прыжки со специальных препятствий - тут его тяги хватит.

Техника безопасности при занятиях сноукайтингом требует от спортсмена любого уровня ношения шлема, защитных шорт, специальных курток, трапеций, налокотников и наколенников. Под вами - плотный снег или лед, и неудачное приземление после прыжка всегда опасно. Профессионалы обычно берут с собой маленькую противолавинную лопату: ею можно строить трамплины для прыжков и откапывать увязнувших в снегу товарищей.

Представьте себе картину: ослепительное солнце, свежий ветер, соленый морской воздух, и вы несетесь на доске по воде. А над вами при этом реет гигантский воздушный змей, который стремительно тянет вас вперед. Заманчиво? Тогда, быть может, увлекательный и экстремальный , кайтсерфинг, — это то, что вам нужно?

Кайтсерфинг — это особый вид серфинга, при котором вы скользите по воде на доске, а к вашей талии при этом прикрепляется небольшой парашют или, как его называют профессионалы, воздушный змей. Само слово «кайт» как раз и обозначает «воздушный змей». Именно кайтом в процессе катания вы будете ловить ветер, чтобы стремительно мчаться по волнам. Продвинутые серферы не только легко управляются с этим парашютом, но и могут делать в воздухе настоящие трюки, отрываясь от доски и совершая невероятные кувырки и прыжки.

Для того чтобы овладеть премудростями кайтсерфинга, необязательно уметь кататься на доске или быть виндсерфером. Научиться управлять кайтом вы сможете и с нуля, придется лишь уделить этому достаточно времени.

Постигать искусство кайтсерфинга можно там, где достаточно тепло, чтобы не промерзнуть в воде во время обучения, а также в местах, где дует ровный и достаточно сильный ветер, идущий вдоль побережья. Главной Меккой кайтсерферов традиционно считаются египетские курорты Эль-Гуна и Дахаб, но и помимо них есть достаточно мест, где можно потренироваться кататься по волнам с воздушным змеем. Среди кайтсерферов популярны греческий Родос, испанская Андалусия, Вьетнам, Гавайи, Венесуэла, некоторые курорты Таиланда, озера на севере Италии (Гарда) и юге Германии (Аммерзее). В Московской области серфингисты облюбовали для тренировок с кайтом Плещеево озеро, неподалеку от Переславля-Залесского.

Чтобы овладеть техникой кайтсерфинга, вам придется запастись изрядной долей терпения и куража. Не помешает и хорошая спортивная подготовка . Простейшие курсы знакомства с системой кайт-серфинга проходят в течение выходных, на которых вас научат выбирать для себя подходящий кайт, собирать и разбирать его, а также управлять и ловить ветер на суше и в воде. При условии, что вы находитесь в хорошей спортивной форме и дружны с водными видами спорта, уже в ходе такого курса вы можете попробовать освоить технику вставания на доске из воды с пристегнутым к поясу кайтом.

Если вы настроены решительно, планируйте отпуск в таком месте, где вы сможете неделю-другую ежедневно заниматься в группе или индивидуально.

В остальных случаях придется приложить все свое упорство и потратить не один выходной, чтобы уверенно и твердо рассекать водные глади, стоя на доске. Именно поэтому, если вы настроены решительно, планируйте отпуск в таком месте, где вы сможете неделю-другую ежедневно заниматься в группе или индивидуально под руководством опытного тренера.

Прежде чем с головой окунуться в прелести кайтсерфинга, имейте в виду, что, как любой экстремальный спорт, кайтсерфинг достаточно травматичен. Поэтому, увлекаясь этим видом спорта, особенно важно тщательно соблюдать технику безопасности. Именно поэтому, кстати, профессионалы советуют школу кайтсерфинга и инструктора выбирать придирчиво и с большим вниманием. Предпочтительно обучение на родном языке, чтобы избежать недопонимания, которое может привести к травмам.

Выбирая школу, обязательно изучите ее программу. После стандартного базового курса кайт-серфинга вы должны получить следующие знания:

  • Управление настройками кайта;
  • Знакомство с системой безопасности при катании;
  • Умение учитывать погодные условия и выбирать место для запуска кайта;
  • Умение скользить по воде без доски с кайтом;
  • Навык посадки и запуска кайта, в том числе аварийная посадка и движение против ветра.

Оптимальным будет отправляться на курсы кайтсерфинга вместе с кем-то из друзей или с любимым. Ведь основное правило кайтсерфера гласит: никогда не катайся в одиночку. Этого требуют в том числе правила техники безопасности, так что компания тут никогда не помешает.

Будьте готовы к тому, что на первых порах у вас может ничего не получаться, и дайте себе достаточно времени для того, чтобы привыкнуть к новому для себя виду спорта и усвоить его технику. Во избежание во время нахождения в воде позаботьтесь о том, чтобы на вас был подходящий по размеру неопреновый костюм. А для того, чтобы защитить себя от травм, приобретите или возьмите напрокат шлем.

Кайтсерфинг сегодня — одно из популярных увлечений в Европе, а в преддверии Нового года такой курс, запланированный на ближайший отпуск, может стать отличным подарком для вашей второй половины.

Если же ждать наступления лета вам невмоготу, а в тропические страны вы пока не собираетесь, нет необходимости откладывать освоение этого вида спорта на потом. Ведь у кайтсерфинга есть и зимняя вариация, которая называется сноукайтинг. Так что, если вы собираетесь на горнолыжный курорт и ищете новых впечатлений, попробуйте зимний кайтинг. Кайт даст вам развить на трассе высокую скорость и почувствовать азарт и энергию настоящей гонки. Для такого катания, как правило, используются длинные горные лыжи с большим радиусом поворота и, изредка, сноуборд.

Словом, если в душе вы — экстремал и хотите начать новый год с новых , то попробуйте катание с кайтом в его летней или зимней вариации. Вне зависимости от того, потянет ли вас кайт по заснеженным трассам или водным просторам, чувство полета и восторг от новых ощущений вам гарантированы.

Ставший чрезвычайно популярным среди любителей экстремальных дисциплин, сноукайтинг, сочетающий сноуборд с парашютом как называется на английском этот вид спорта, все больше набирает обороты. Хотя, его нельзя отнести исключительно к экстремальному виду спорта, прежде всего это вариант активного, увлекательного и захватывающего отдыха.

Сноукайтинг, называют усовершенствованной и приспособленной к сноубордингу конструкцией воздушного змея, впервые запущенного в Китае в XII в. В более широком понятии, он относится к зимнему буксировочному кайтингу — использование воздушных потоков и гравитации, для преодоления больших расстояний. Достигается это при использовании сноуборда или горных лыж, как одного из основных элементов, дополненных парашютом или парапланом, подхваченным ветром, буксирующим человека по снеговому покрову.

При сильных порывах ветра, сноукайтинг становится смертельно опасным занятием, в такие моменты избегают заниматься им даже профессионалы с большим опытом и самые рисковые экстремалы.

История возникновения

Рождение сноукайтинга произошло под влиянием его водного аналога, кайтсёрфинга — катания по волнам, с использованием того же принципа. Произошло это в 70-е годы, когда немец Дитер Стразилла и его помощник Андреа Кун, на альпийских склонах Швейцарии впервые использовали сочетание сноуборда и модифицированного парашюта. На начальном этапе зарождения этого вида спорта и активного отдыха, Стразилла много экспериментировал с разными вариантами крыла. А к началу 80-х у него появилось множество последователей, высоко оценивших его замысел.

История в России

В Россию эта «забава» пришла спустя 2 десятилетия после ее изобретения, в 1997 году. Пионером российского сноукайтинга стал Владимир Бобылев, неоднократный призер в соревнованиях по зимним видам спорта. Начиная с этого времени, он активно занялся развитием и популяризацией его на просторах СНГ. Создал кайт-клуб «Змеиное логово», на выставке «Спорт и отдых ‘99» представил свой вариант снаряжения и оборудования. А в 2000 году стал главным инициатором массового производства кайтов в рамках проекта «Batwing», под им же запатентованной торговой маркой «Skysnake».

Сноуборд или лыжи?

При выборе инвентаря, учитываются индивидуальные способности самого человека, в чем он больше преуспел: в горнолыжном спорте или сноубординге. Каждый сам решает, что ему проще и ближе, от этого и зависит правильность выбора. В случае если нет сноровки ни в том, ни в другом, следует обучиться сначала стоять на лыжах или сноуборде, а уже потом прицеплять к ним стропы кайта.

На чем проще кататься?

Здесь тоже всё зависит от умения и способностей самого человека. Инструкторы отмечают, что при ознакомлении и постижении азов сноукайтинга, начинать на горных лыжах несравнимо проще. В случае если опыта катания на сноуборде, или на кайтборде — летнем варианте, больше чем на лыжах, вопрос может считаться закрытым, имеющиеся навыки автоматически определяют наиболее подходящий инвентарь.

Какой нужен сноуборд для катания на кайте?

Выбирая сноуборд для кайта, нужно принять во внимание то, что сноубординг и сноукайтинг, отличительные во всем: в способах, приемах, технике катания, и физических принципах. А еще, существенно отличаются два вида спорта, в распределении массы тела на борд, во время движения — в этом полная противоположность. Поэтому, даже имея необходимую сноровку и опыт обращения со сноубордом, кайт сноуборд поначалу тяжело освоить, привыкнуть и перенастроиться на него. Для адаптации потребуется выбор по таким критериям:

  • лучше если это будет «Twin tip» — симметричный борд, одинаковый по жесткости и форме хвостовой и носовой части;
  • выбор следует остановить на модели «WIDE» — его ширина гарантирует комфортное катание по любому снегу;
  • хороший вариант, кайтснуборд с наименьшей приталенностью — максимальный радиус бокового выреза ускоряет разгон и скольжение по прямой линии;
  • прекрасным выбором будет средний по жесткости борд — он одинаково подходит и для простого катания и выполнения кульбитов;
  • лучший тип конструкции борда «Sandwich» — отличается качеством, надежностью и удобством при его использовании.

Крепления для сноуборда

Важно правильно выбирать не один сноуборд, параллельно следует позаботиться о креплениях. Это не менее важный момент, как и параметры самого борда, от чего зависит комфортное катание на кайте. Лучшие, в этом плане, крепления, имеют регулирующий угол задника (хайбэка), особо выделяют 2 варианта:

  1. Стрепы — самая распространенная система креплений, давно доказавшая состоятельность. Они удобны в использовании, просты в фиксации, надежны, что важно, стоят недорого.
  2. Flow — пожалуй, лучшие крепления для сноуборда, зарекомендовавшие себя в сноукайтинге. Существует несколько видов, отличающихся исключительным удобством при встегивании и фиксации.

Как выбрать сноубордические ботинки?

При выборе сноубордических ботинок, особое внимание нужно обратить на их жесткость, для удобства и комфорта она должна быть низкой или средней. Не стоит забывать про другие элементы специфической обуви. Важен угол наклона голенища ботинок, лучший вариант без наклона, либо с минимальным показателем. Грубейшая ошибка при выборе ботинок — приобретение обуви использующейся в фрирайде, у них высокая жесткость, доставляющая чувство дискомфорта, что недопустимо при катании на кайте.

Какие горные лыжи выбрать для катания на кайте?

Если в сноукайтинге сочетаются лыжи с парашютом, нужно уделить внимание первой составляющей, от этого многое зависит. Как и в случае со сноубордом, должны учитываться особенности и специфика специализированного инвентаря. Стоит выделить детали, актуальные при покупке:

  • лучшими считаются лыжи для фрирайда — имеют хорошую проходимость и скольжение по «диким» склонам с глубоким, топким снегом;
  • особо актуальны лыжи с шириной как минимум 80 мм — это тоже важно в случае катания в условиях заснеженности и сложного рельефа местности;
  • важная деталь, минимальная боковая приталенность — боковой вырез основополагающий при разгоне, с увеличением радиуса поворота до 100-150 м;
  • не меньше учитывается рост лыж — чем они длиннее (200-240 см), тем удобнее на длинных дистанциях и лучше их скоростные качества.

Одежда и аксессуары

Отправляясь на заснеженные склоны, кроме кайта, лыж или сноуборда, необходимо позаботиться об экипировке, важном элементе снаряжения. Учитываться должна каждая деталь: одежда, в том числе нижнее бельё, на что обычно мало кто обращает внимания, обувь, в частности ее удобство, и дополнительная защита. Этот вид экстремального спорта небезосновательно относится к наиболее травмоопасным.

Термобелье

Хотя экипировка рассчитана для длительного пребывания в горных условиях, с преобладанием низких температур, термобелье нужно не для согрева. Цель путешествия — активный отдых, непосредственно связанный с потоотделением, а основной функцией термобелья будет регулировка температуры тела и отвод влаги. Выбирать следует смешанный вариант (шерсть + синтетика).

Носки, майка и штаны

Как и термобелье, носки, майка и штаны должны быть из смешанного материала, он предпочтителен для катания на кайте. Полностью натуральные материалы, проявляют согревающий эффект. Синтетические, не пропускают воздух, все это способствует высокому потоотделению. А смешанные, защитят от излишней влажности. Важно, чтобы эти элементы одежды были облегающими, создавая минимальную скованность движениям.

Флисовая кофта

Флис — легкий, прекрасно пропускающий воздух материал, позволяющий «дышать» телу, эффективно отводить влагу. Сохранять привычную координацию движений, не сковывая их, а потому незаменимый в альпийских видах спорта. Профессионалы используют флисовые кофты в виде второго слоя одежды, рекомендованы они как неизменная часть экипировки и международными спортивными ассоциациями.

Костюм

При выборе верхней одежды, главную роль играют сопутствующие факторы: во многом все зависит от носимой трапеции — сидячей или поясной. Исходя из этого, индивидуально подбираются варианты костюма — с раздельной курткой и штанами, или в виде цельного комбинезона. Важнее в этом материал: не слишком плотный, непромокаемый, водоотталкивающий.

Перчатки

Следует уделить внимание перчаткам, в этом случае, выбор проще остальных, и условий для этого гораздо меньше. Главное чтобы это были именно перчатки, а не варежки, в них рукам намного легче управляться со стропами кайта. А единственное требование — как и прочие принадлежности, они должны быть изготовлены из смешанного материала, пропускающего воздух.

Балаклава

В отличие от других частей тела, находящихся в движении и согревающихся, лицо способно пострадать в условиях низких температур. Чтобы защитить его от обветривания и обморожений, потребуется маска-балаклава, незаменимая в различных ситуациях. На фоне других предметов экипировки, следует выбирать изделие из согревающих, натуральных материалов, таких как шерсть.

Защита

В сноукайтинге травмы распространены и привычны, чтобы максимально себя обезопасить, нужно позаботиться о защитном комплекте. Прежде всего, это шлем, изготовленный из крепкого пластика или кевлара. Это самый важный элемент защиты райдеров. Поверх него очки, плотно прилегающие к лицу, и не стоит забывать о налокотниках и наколенниках — суставы больше других частей тела травмируются при падениях.

Дисциплины и виды состязаний

Основным видом состязаний в сноукайтинге, неизменно остаются гонки. Они интересны и участникам, и зрителям, собирают большое количество людей как среди райдеров, так и среди праздных зевак. Ставшие настолько популярными, соревнования проводятся организаторами на протяжении зимнего сезона, в выходные и праздничные дни.

Фрирайд

Фрарайд — самая распространённая дисциплина, разновидность альпийского фрирайда. Выражена в произвольном, демонстративном катании, ограниченным отведённой частью горного склона, с учетом времени. В нем используются те же оценочные критерии, основная — техника и стиль выполнения трюков.

Полеты

В отличие от предыдущей, эта дисциплина выражена не в скольжении, а в полетах и парении, на неограниченное расстояние по времени — основное, на чем основываются оценочные критерии. Проводятся соревнования в местах с большим перепадом высот, в случае полета, и небольших возвышенностях при парении, где оценивается время непрерывного пребывания в воздухе.

Турнирные гонки

Гонки из нескольких заездов, с минимальным количеством участников, по причине сложности включённой в них программы, трудновыполнимой и для профессиональных райдеров. Представляют собой безостановочный подъем по горному склону (Апхилл), а также гонку на короткой дистанции с элементами фристайла (Бэккантри-кросс).

Приключенческие гонки

Гонки на длинные дистанции по сложной, пересеченной горной поверхности, на отдельных участках без кайта, длящиеся на протяжении дня, от восхода до захода солнца. В них тоже принимают участие не так много райдеров, прохождение маршрута изнурительно, требует выносливости, самообладания и серьезной физической подготовки.

Где можно кататься на кайте зимой

Поскольку сноукайтинг настолько популярный вид экстремального спорта, в мире ежегодно появляется все больше площадок, оснащенных всем необходимым для катания. Самым знаменитым из таких мест называют австрийский курорт «Тальгау», где созданы условия и сложились благоприятные погодные условия. В России, лучшее место для катания на кайте, благодаря стойким ветрам и идеальному снежному покрытию в зимний сезон, Плещеево озеро, расположенное вблизи Переяславля-Залесского.

Важно! Наиболее подходящие места для сноукайтинга, имеют плоскую, ровную поверхность, такие, как покрытые не слишком толстым слоем снега поля, или широкие замерзшие озера.

Скользить на сноуборде с парашютом или парапланом по снегу, ни с чем несравнимые ощущения, незабываемые впечатления. Интересно наблюдать за этим даже со стороны, что уж говорить о чувствах людей, находящихся под куполом. Поэтому сторонников этого захватывающего вида спорта и одновременно развлечения, с каждым годом становится все больше.