Русская тройка лошадей описание. Русская тройка лошадей. Образ тройки в русской литературе

Какой же русский не любит быстрой езды? А быстрая езда в нашей традиции неразрывно связана с русской тройкой. Она может развивать скорость до шестидесяти километров в час, что недостижимо ни для одной упряжи в мире.

Тайна появления

Когда появилась русская тройка? Историки говорят, что в начале XVIII века, когда троечная упряжь стала применяться царской курьерской службой. Однако, учитывая, что в консервативной Руси любая инновация порой «настаивалась» веками прежде, чем поступить в «массовое производство», эта дата вызывает некоторые сомнения. Есть версия, что тройка была позаимствована государственными службами из тайных «лошадиных» культов, посвященных Илье Пророку, которые испокон веков практиковались в некоторых местностях Севера Руси. Каждый год в Ильин день устраивались ритуальные скачки на тройках, которые символизировали «колесницу огненную и коей огненных», что вознесли Илию на небо. Разбиться во время «вознесения» считалась проявлением Благодати: говорили, «Илья на небо унес».

Уникальность

Инновации тройки заключалось в том, что все лошади бежали разным аллюром. Коренник - центровая лошадь - скакал рысью, а более легкие пристяжные лошади неслись галопом, изогнув головы в сторону. Такая комбинация «лошадиных сил», где пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками, как бы «несли» коренника, была направлена на то, чтобы все три лошади медленнее уставали, сохраняя при этом высокую скорость.

Скорость

Тройка способна была развивать скорость до 60 км в час. Ни одна упряжь в мире не могла достигнуть такого результата. Есть такая байка. Однажды во времена Екатерины II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица вознамерилась поразить высокого гость и прокатить его на тройке. Во дворец доставили самого удалого ямщика, у которого Екатерина поинтересовалась: «Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец ответил царице: «Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу». Осталось добавить, что в среднем путь от Питера до Москвы на перекладных составлял двое-трое суток.

Порода лошадей

Как правило, в русской тройке использовались лошадиные силы выносливой породы вятской лошади. Состоятельные господа могли себе позволить запрягать в тройку орловских рысаков.

Применение

Троечная упряжь, как уже говорилось, использовалась в курьерской службе. В конце XVIII века на тройке стали перемещать и важных пассажиров. Со временем тройка стала непременным атрибутом свадеб и народных гуляний в большие праздники.

Украшение

Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например, поначалу дугу коренника окрашивали позолотой. Это было не просто пижонство: золото символизировало молнию, которые сопровождали вознесение Илии Пророка.

Позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой. Причем это было не просто украшательство: шорники наносили на упряжь так называемые защитные росписи, способные уберечь тройку от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.

«Ямская гармонь»

Если позолоченная дуга коренника символизировала молнию, то сопровождаемый тройку звон колокольчиков и бубенцов являлся метафорой раскатами грома. В народе этот «музыкальный набор» называли «ямкой гармонью». Почти каждая тройка имела уникальное звучание. Интересно, что в некоторых местах России считалось, что прокатившись на «громкой» тройке, человек способен избавиться от насланных ведьмами и колдунами заклятий. Считалось, что чаще всего недобрые люди наводят порчу на свадьбах, поэтому поездка новобрачных на тройке с бубенцами стала непременным свадебным обрядом.

Русская тройка - национальная российская конная упряжка и, одновременно, cимвол нашей страны в привычном для россиян виде впервые появился в середине XVIII века.

Русская тройка - национальная российская конная упряжка и, одновременно, cимвол нашей страны в привычном для россиян виде впервые появился в середине XVIII века. Как писали газеты того времени, тройка стала порождением громадных расстояний и безобразных дорог России. Конная почта Российской империи нуждалась в легкой и быстрой упряжке для преодоления больших отрезков пути между конно-почтовыми станциями с приемлемой скоростью. Двуконная упряжка европейского типа оказалась малопригодной для дальних странствий по российской целине. Три лошади тянули почтовый фургон или дворянский возок гораздо резвее. Тройка оказалась универсальной: летом повозку ставили на колеса, зимой - на полозья. В тех территориях России, где снег лежит более полугода, санные тройки были особенно популярны. Как и любая другая великая традиция, дошедшая до нашего времени практика троечной езды за два с лишним века претерпела лишь незначительные изменения. Модели троечных экипажей менялись в след за модой и вкусами, но сам принцип запряжки и главные элементы сбруи остаются неизменными.

Среднюю в тройке, как ее еще называют, коренную лошадь, запрягают первой, точно также как и в одноконном варианте: в две оглобли с хомутом, седелком и дугой. На коренника приходится основная нагрузка: он определяет направление движения запряжки, разгоняет на прямой и сдерживает накат экипажа на спусках. Две другие лошади - пристяжки (в тройке они припрягаются по бокам при помощи хомутов или шорок с постромками, которые пристегиваются к специальным валькам, надетым на крючки повозки) помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать им. При быстрой езде правильным аллюром коренник бежит прибавленной размашистой рысью, тогда как пристяжки скачут галопом. Иногда, снежной зимой, при движении по заметенным снегом дорогам тройку иногда запрягали цугом - след в след.

Кучер тройки управляет лошадьми при помощи четырех вожжей - длинных поводьев из кожи или тесьмы. Двумя центральными вожжами кучер управляет коренником. По одной вожже приходится на пристяжных лошадей, которые при езде галопом движутся в сборе - "лебединые" шеи изогнуты в сторону от направления движения тройки. Именно этот бешеный изгиб пристяжек, неукротимая мощь коренника создают иллюзию полета какой-то мифической трехголовой птицы.

Нигде в мире, кроме России, не было такой замечательной упряжки. Стремительный транспортный снаряд и "музыкальный инструмент" одновременно. Известно, что в старину тройку называли ямской гармонью. И каждый ямщик играл на ней по-своему. Каждый ремешок, каждый элемент троечной сбруи украшался наборами разных бубенцов, бряцал и колокольцев. Звон и бряцание предупреждали пешеходов о стремительно приближающейся тройке. Но даже такая утилитарная вещь, как предупредительный сигнал, давал пищу для русской фантазии. От их набора зависела музыкальность тройки. Под расписной дугой может быть от одного до трех т.н. "валдайских" колокольцев, звонкий голос которых можно слышать за несколько километров. Водружали их и на седелке коренника. Причем седелочные колокольцы могли быть одно-, двух- и трехзвонковые. Оснащалась сбруя и бубенцами (шарообразными колокольцами с дробиной внутри). Их помещали на наборных арканах, ошейниках, ожерельях или подгарках. Каждая тройка имела свое, присущее только ей звучание.

Богат был троечный декор. Экипаж т.н. "графского" образца - рессорный тарантас с кожаным верхом или легковые сани с медвежьим пологом. Кожаная сбруя расшивалась посеребренными цепями и художественными розетками, звездами, кожаными кисточками или щетками. Вместе с дугой и оглоблями главной функциональной деталью троечной упряжи является хомут. Этот предмет совершенствовался на протяжении столетий. Деревянные части хомута обычно делаются из ивы или вяза, обшиваются мягкой кожей и войлоком и представляют собой две половины разомкнутого овала. Верхняя часть хомута, наподобие клещей, соединена прочно и гибко ремнями, а нижние концы свободны и стягиваются на шее лошади только после того, как хомут, дуга и оглобли будут связаны ременными гужами. Благодаря пружинящему эффекту дуги и гужевого соединения существенно уменьшается травматическое трение хомутом шеи и плеч лошади, особенно во время движения по ухабистым дорогам.

Лошадей для тройки чаще всего подбирают по мастям, экстерьеру и полу. Наиболее выигрышно выглядят в тройке серые в яблоках орловские рысаки. Это крупные, нарядные по окрасу и резвые лошади - ярко выраженный упряжной тип. У орловских рысаков хорошо развитая грудная клетка, длинный корпус, не всегда достаточно сухие конечности, часто крупные копыта. Грива и хвост густые, длинные. Среди орловцев только половина имеет серую масть, много вороных и гнедых, а вот рыжие встречаются крайне редко. Последние десятилетия до кризиса и развала Росплемконзавода орловская рысистая порода заметно прогрессировалал в резвости.

Заезд лошадей в тройку начинается в возрасте 3-4 года для коренника и 2,5-3 года для пристяжек. Знакомство и заезд лошадей осуществляется сначала верхом - трое всадников ездят рядом и одновременно совершают маневры. Затем, постепенно, всех трех приучают к упряжи и экипажу. Совершенствование ездовых качеств и маневренности современной спортивной тройки может продолжаться до десяти лет. Коренник должен быть более крупным по сложению и на 5-10 см выше в холке, чем пристяжные лошади, и иметь правильное строение тела и уравновешенный характер. Пристяжки должны признавать в кореннике лидера. Троечные скачки всегда были чрезвычайно популярны в России, особенно зимой. Исторические хроники сохранили описание подобных скачек на льду Москвы-реки в 1880 году: "Ледяная дорожка была окружена деревянным забором, а рядом были построен громадный помост для зевак. Помост, набережная, и два моста, под которыми проносились тройки были забиты толпами любителей конского бега. Оглушительный вопль сотен тысяч ртов раздавался, когда побеждающая тройка пересекала финишную черту".

В 1956 соревнования троек по доработанным дореволюционным правилам были возобновлены в Москве на ВДНХ и Центральном Московском ипподроме. Одно из традиционных соревнований троек проходило во время фестиваля "Русская Зима" в Москве. В фигурной езде тройками управляли только кучера-наездники. Позже, во время скачек на резвость к ним были добавлены по два водителя-пассажира, которые управляли пристяжками. Экстерьер лошадей и внешний вид экипажа, совершенство дрессировки, слаженность действий тройки и кучера при преодолении специальных фигур езды, резвость в скачке оцениваются по 10-бальной системе. Лошади оценениваются по подбору мастей, сложению, хотя различие пород позволяется.

Троечная езда особенно была развита в Тамбовской области с 1955 по 1967 год. В это время на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек, которые регулярно выезжали на соревнования в столицу. Прославился тамбовский ипподром русскими тройками, принимавшими участие в соревнованиях на Центральном Московском ипподроме, в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх. В 50-е годы на одном из таких столичных супер-торжеств произошла удивительная история, достойная пера романиста. На ВДНХ в павильоне "Коневодство" экспонировалась роскошная тройка рысаков-орловцев из Тамбова. Сладили ее мастера-троечники Тамбовского областного ипподрома Николай Александрович Исаев (представитель одной из старейших в России династий наездников) и Иван Васильевич Устинов. На этой тройке белоснежных русских рысаков катали по Москве Н.С. Хрущева с его заокеанским гостем-миллиардером Сайрусом Итоном. Красавица-тройка восхитила американского гостя и в итоге была ему подарена. В 1966 году серая тройка рысаков-орловцев из Тамбова под управлением Ф.М. Сукорцева завоевала золотую медаль победителей всесоюзных соревнований на ВДНХ в Москве. А на следующий год на торжественном марш-параде по случаю 50 летия советской власти по приглашению министерства обороны Тамбовскую область снова представляла четверка серых рысаков, запряженная в пулеметную тачанку.

После долгого перерыва в 1998 г. тройка рысаков из Тамбовской области (Хрусталь, Осирис, Основной) приняла участие в возрожденном на Центральном Московском ипподроме старинном виде состязаний упряжных лошадей - беге троек. Автором, сладившим тройку, стал известнейший тренер Фирс Михайлович Сукорцев, старший мастер-наездник конефермы Волковского спиртзавода. Кроме тамбовской в показательных выступлениях приняли участие тройки Центрального Московского ипподрома, 1-го Московского конезавода, а также экипажи из Костромы, Орла и Ярославля. Раньше, в 60-е годы соревнования троек включали в себя испытания на правильность хода (рысь с правильного хода, галоп, точность остановки и т.д.), согласованность экипажа и лошадей, фигурная езда и заезд троек на резвость с водителями-пассажирами (управляли пристяжными лошадьми). По сумме баллов экспертная комиссия определяла победителя. В этот раз устроители бегов ограничились катанием пассажиров, фигурным вождением и заездом на резвость. Как и ожидалось, в фигурной езде более подготовленные москвичи заставили тамбовчан "собирать подковы". В этом виде испытаний успех во многом зависит от мастерства кучера-наездника, который в отличии от заезда на резвость, где ему помогают два водителя-пассажира, выступает соло. Мелкие домашние недоработки дали о себе знать. Однако общее впечатление от экстерьера серой тройки из Тамбова оказалось более, чем благоприятным.

Остается только позавидовать настойчивости и бескорыстию руководства Волковского спиртзавода, которое делает все возможное для возрождения традиций коневодства, которыми некогда была богата Тамбовская земля. Традиции эти стоят теперь дорого: фаэтон с кожаным верхом, соответствующий дореволюционному графскому образцу стоит 40000 рублей, наборная сбруя - 11000, чистопородный рысак - от 7000 рублей. Тамбовчане отдают дань уважения и признательности людям, не жалеющим сил и средств в споре за честь родного края. Мало, ох как мало только видеть тройку. Необходимо видеть, слышать и, самое главное, ощущать, сидя в коляске, ее ни с чем не сравнимый полет в чудном перезвоне певкой бронзы, грохоте копыт и свисте ветра. Только самое чуткое ухо может уловить в этом мощном оркестре шепот трав и шелест листвы.

Русская тройка

«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать у бойкого народа ты могла только родиться...» «И какой же русский не любит быстрой езды?» Н. В. Гоголь

Тройка издавна пользуется любовью русских людей и всегда вызывала удивление иностранцев, находивших, что нет более лихой езды, чем русская троечная.

Потребность в тройках особенно проявилась в середине прошлого столетия, в ту эпоху, когда внутренний и внешний товарооборот страны, становившейся на капиталистические рельсы, быстро возрастал, железных дорог еще не существовало, а впоследствии сеть их была незначительна.

Особой породы троечных лошадей в России не было. Ямские тройки подбирались из лошадей разных пород, обладавших силой, выносливостью и достаточной резвостью. Славились по всей стране тройки вятские и башкирские, киргизские и забайкальские, донские и черноморские. Красота аллюра для ямских троек было делом второстепенным.

Однако от троек любительских, как их называли «охотницких» требовалось, чтобы или вся тройка летела вскачь или чтобы коренник шел правильной рысью, а пристяжные стелились галопом. Применялись и такие тройки, когда все три лошади шли размеренной рысью.

Сообразуясь с обычаями русского народа и существовавшей широкой практикой троечной езды, были введены соревнования троек, для которых назначались специальные призы в Москве, Петербурге, Лебедяни,. Полтаве, Ромнах, Курске, Воронеже, Туле, Пензе, Саратове и других городах.

Вот как описывал В. Коптев интерес населения к троечным испытаниям . «Почти каждодневно выезжали и выходили московские жители на широкое Ходынское поле любоваться отличными рысаками, которые красиво и быстро носились по бегу. Но вот, 2 июля 1847 года выехало и вышло еще больше любопытных: они густо усеяли все поле, они залезли на крыши маленьких домиков, стоявших близ бега, вскарабкались на трубы, унизали заборы, и все единодушно, с напряженным вниманием ждали национального зрелища - быстрой езды лихих и удалых троек».

Это интересное соревнование проводилось на трехверстном Ходынском ипподроме на 11 кругов или 33 версты. Выиграла ямская тройка Караулова, прошедшая 35,2 км (33 в) за 1 час 21 мин. 18 сек. Тройка победила выносливостью. Это была тройка, много верст на своем веку проскакавшая по большой дороге. Лошади ехали некрасиво, они скакали, бежали и опять скакали.

Вторая тройка, составленная из донских лошадей, хорошо съезженных, бежавших отлично, должна была по общему мнению победить. 97г круга или 30,4 км тройка донцов вела за собой остальные тройки и... заплатила за это поражением. По песку, по жаре уставшие лошади не смогли больше везти довольно легкую тележку и встали, позволив обскакать себя ямской тройке, ехавшей им в спину почти всю дистанцию.

Вороная тройка Опытного конного завода ВНИИК на Московском ипподроме.

Из города в город отправлялись тройки за сто и более верст с тем, чтобы утром на другой день вернуться обратно. Известно, например, что тройка башкирских лошадей содержателя почтовой станции проходила расстояние от Уфы до Стерлитамака-120 км-за 8-9 часов, то есть 115 км в час.

До постройки сибирской железной дороги большинство сибирского населения концентрировалось вдоль большой почтовой дороги. Крестьяне занимались почтовой гоньбой и извозом, или обслуживали нужды и. потребности тракта.

Ехавшие летом на Кяхту, а зимой на Ирбитскую ярмарку могли по достоинству оценить чудные русские тройки, проносившие путника по степным дорогам по 70 верст за 4 часа. Про Забайкальских лошадей, отличающихся подвижностью и выносливостью, писали, что в упряжи они более пригодны для троечной езды и что по тракту от Байкала до Сретенска лихие тройки известны каждому едущему из России.

Собрать хорошую тройку - это своего рода мастерство; лошадей нужно выровнять по темпераменту, по складу и аиле. Для лошадей разных пород нужны свои приемы съездки и особые условия езды, связанные как с конституцией, типом высшей нервной деятельности и размерами самих лошадей, так и с преобладающим рельефом местности, климатом и т. д.

Для того чтобы коренник, идя рысью, поспевал за скачущими пристяжными, он должен быть хорошего класса. Если у него не окажется достаточно энергии и резвой рыси, он будет сбиваться, не будет везти, переложит всю работу на пристяжных в «зарежет» их. Если пристяжные окажутся слабоваты и будут только скакать, не натягивая постромок, и не везти - коренник выдохнется. Много умения, внимательности, силы требуется от ездового. При остановке тройки важно одновременно и постепенно сдерживать всех трех лошадей, чтобы пристяжные не мешали, не сбивали коренника и наоборот.

Если тройка купца Караулова, о которой мы говорили вначале, прошла 35,2 км за 1 час 21 мин. 18 сек., то на следующий год все изумлялись тройке Смагина, очень резво проехавшей 28,8 км (27 верст) за 57 мин. 01 сек., что составляет 2 мин. на 1 км.

Однако тройки кровных лошадей нередко показывали еще лучшую резвость, проходя 30 верст за 1 час 13 мин. Тройка С. С. Ланского, с большим знанием дела составленная из чистокровных скаковых лошадей и превосходно выезженная, обскакивала тройки всех других пород с такой легкостью, что всякая мысль о соперничестве с нею сделалась невозможной. Эта тройка прошла в Москве по шоссе 30 верст за 56 мин. 42 сек. Резвость на каждые 10 верст была: 17 мин., 19 мин. и 20 мин. 42 сек. Таким образом, в среднем эта тройка проходила 1 км за 1 мин. 46 сек.

Победы скаковых троек хотя и доказали превосходство их резвости и невиданный дотоле в упряжи изумительно длинный мах, которому нет равного, не убедили, однако, в том, что десятки тысяч русских троек, разъезжавших по всем направлениям тысячеверстных расстояний России, могли бы быть хотя частично заменены скаковыми тройками. Поэтому, в целях поощрения троек, формируемых из сибирских, вятских, донских, калмыцких, киргизских, башкирских, черноморских или битюгских лошадей (объединявшихся в те времена под условным наименованием простых русских пород) и устранения ненужного соперничества, запрещено было пускать с ними кровных скаковых лошадей.

Особое внимание уделялось тройкам с коренниками, шедшими правильной рысью. По мысли организаторов испытаний, орловская рысистая порода, быстро распространявшаяся по всей России, хорошо приспосабливавшаяся к условиям различного климата, особенностям местности, работе в упряжи, должна была вполне отвечать возникшей потребности в красивых, сильных и быстрых лошадях для дальних разъездов, способных рысью пробегать в одну упряжку до 35 километров.

В России применялись и чисто рысистые тройки, когда три лошади, подобранные по типу и росту, идут всю дистанцию рысью. В этом случае у пристяжных головы слегка повернуты.

Однако чаще только от коренника требовалась устойчивая правильная рысь, тогда как пристяжные шли галопом (или произвольным аллюром). Коренник должен нести голову высоко поднятой, а пристяжные - часто это бывали лошади верховые - должны были гнуть шею в кольцо и, повернув головы в стороны, склонять их низко - «есть снег». При такой эффектной, но утомительной для лошадей системе резвость, естественно, снижались и лошади не могли очень долго выдержать аллюр.

Троечные испытания проводились зимой - в январе, феврале и начале марта, и летом - в июне, июле и августе.

Обычно пускали враз по две тройки. Если на один приз записывалось 4 или 5 троек, то пускали сначала первые две, а после вторые две или три; устанавливался флаг 60 и 200 метров. Победители соревновались между собой на перебежке, которая устраивалась на более короткую дистанцию. Но бывало и так, что тройка ехала в одиночку. В этом случае, чтобы выиграть приз, нужно было обязательно проехать резвее нормы, которая составляла в зависимости от дистанции 2-3 минуты на 1 км. Дистанцию от 6,4 км до 10,7 км тройки с рысистыми коренниками проходили с резвостью от 3 мин. 02 сек. до 3 мин. 16 сек. на 1600 м.

Эта резвость с современной точки зрения может показаться недостаточной. Однако нельзя забывать главного - длины дистанции. Если вводить ипподромные троечные соревнования на 5-8 км, то не следует требовать высокой резвости.

Хорошо подобранные и съезженные тройки показывали отличную работоспособность. Так, в Петербурге тройка Салтыкова с кровными пристяжными при езде вскачь успешно выступала на 10 верст с такой периодичностью: 13 и 27 января, 3, 47 и 24 февраля со средней резвостью 17 мин. 43 сек. На следующий год эта же тройка выступала 29 января,

2, 9, 23 февраля и 2 марта с той же средней резвостью. Тройка скакала то через неделю, то через две недели. При этом пристяжные оставались те же самые, а два коренника сменялись; на третий год тройка скакала еще резвее.

Наилучшим возрастом для троечных лошадей является 6-8 лет. Примерно три четверти всех троечных лошадей было этого возраста. Моложе 5 лет лошадей для троек совсем не брали.

В последнее время возникают иногда споры о том, какого пола и масти должны быть лошади, чтобы тройка считалась хорошо подобранной.

Среди разобранных нами 186 троечных лошадей было 97 меринов, жеребцов-45 голов и кобыл-44 головы. Эти тройки бывали либо симметричные - чаще всего жеребец в корню и два мерина на пристяжку, либо несимметричные - чаще мерин коренник, а пристяжные мерин и жеребец. Бывало и так, что за коренника шла рысистая кобыла.

Однако встречалось много разномастных и не симметрично подобранных троек. Попадались, например, такие: коренник вороной, одна пристяжная пегая, другая рыжая или коренник гнедой, а пристяжки вороная и серая.

Чаще всего разномастными были тройки ямщицкие. Это объяснялось тем, что а ямскую тройку подбирали лошадей прежде всего по рабочим качествам. Наоборот, любительские «охотницкие» тройки тщательно подбирались по всем признакам, в том числе и по масти.

Если бы кто-нибудь взялся подобрать из произведений русских и советских писателей отрывки, касающиеся троек и троечной езды, и дополнил бы их репродукциями с картин и рисунков наших художников, то могла бы получиться интересная работа, отражающая одну из ярких сторон жизни русского народа. Приведем только один небольшой пример в связи с вопросом о масти.

Н. В. Гоголь, очень тонкий наблюдатель, неспроста дал своему Чичикову тройку простых, немудрящих лошадей с гнедым коренником, каурым (рыже-саврасым) и чубарым меринами в качестве пристяжных («Мертвые души»).

Г. П. Данилевский, касаясь поездки на долгих, писал о «мерном шаге тройки сытых, весело фыркающих саврасок» («Сожженная Москва»). М. Ю. Лермонтов в письме писал о тройке саврасых башкирок, подаренных ему его бабушкой Е. А. Арсеньевой: «они так выносливы, что чудо. До Петербурга (из Царского Села) скачу - а приеду, они и не вспотели». Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» неоднократно и очень верно описывает тройки и троечную езду.

У него Николай Ростов ездит на тройке саврасых, управляющий Алпатыч отправляется в дальнюю дорогу на тройке сытых саврасых и т. д. Вячеслав Шишков пишет «Тройка каурых несется быстро, не лошади-зверье» (Угрюм-река). Константин Седых рассказывает, как тысяцкий Платон Волокитин вырывается вперед на тройке своих каурых, чтобы знал поселок, чьи кони лучше всех» (Даурия).

Количество примеров можно было бы во много раз увеличить, но не в этом дело. Интересно то, что писатели, правдиво отражающие жизнь даже в мелочах, дают нам в немногих словах характеристику конституционально крепких, обязательно хорошо держащих тело, то спокойных, то строгих, но всегда неутомимых лошадей местных пород «диких» мастей. Саврасые, каурые, мышастые, чубарые - это те лошади, на которых можно изо дня в день, из года в год ездить в дальнюю дорогу, не опасаясь что они подведут.

Русские тройки не раз демонстрировались за рубежом нашей родины. В 1911 году, в связи с коронацией английского короля Георга V в Лондоне в огромном манеже «Олимпия» была устроена международная конская выставка и конские соревнования. Там демонстрировались, в частности, различные виды запряжек: четверки, пары, городские одиночки и т. д. Были показаны и две русские тройки - серая и вороная. Коренником серой тройки ходил 13-летний Ратник-Турецкий, известный призовой рысак, победитель ряда дистанционных призов. Пристяжными были стрелецкие жеребцы - родные братья, погодки. Отлично подобранная и съезженная тройка производила очень хорошее впечатление. Коренником вороной тройки был тоже призовой рысак Муций II, а пристяжными орлово-ростопчинцы Лимаревского завода. Тройка была ровная-лошади крупные, видные- но в целом все же менее элегантная, чем серая.

Русские тройки произвели столь необычайное впечатление, что, несмотря на симпатии английских судей к своим лошадям, серая получила в «Олимпии» первый приз, а вороная- второй. Один лондонский спортивный клуб предложил состязание на красоту и резвость запряжек, и, в частности, троек. Русская серая тройка и здесь получила первый приз как за красоту, так и за резвость (приехали примерно в 2 мин. 26 сек. 1600 м). Наши тройки имели такой успех, что приходилось показывать их ежедневно, хотя по программе им надлежало выехать только однажды.

За последние десятилетия тройки время от времени демонстрировались на ипподромах, принимали участие в различных пробегах, езда троек показывалась на стадионах и сельскохозяйственных выставках, однако проводилось все это от случая к случаю.

При подборе лошадей в тройки следует учитывать, что коренник в. рысистой тройке должен быть несколько крупнее пристяжных, должен идти правильной, четкой, размеренной рысью, нести голову высоко, красиво. В коренники должны подбираться сильные, выносливые, достаточно резвые и правильно сложенные рысистые лошади, которые не требуют наглазников, муфт или щитков, рогачей, нагавок, кабуров и т. п. предметов сбруи, не соответствующих стилю русской троечной езды. Это будет способствовать отбору лошадей сильного, уравновешенного типа высшей нервной деятельности, с правильным строением конечностей, четкими, ритмичными движениями. Пристяжные должны быть очень хорошо подобраны с тем, чтобы быть максимально однотипными между собой и, в то же время, гармонировать с коренником тройки.

Подбор пристяжных несколько облегчается, если взять родных братьев мши сестер-погодков, или хотя бы полубратьев. Для троек заводских пород, в первую очередь рысистых, желателен подбор одномастных или, если и разномастных, то с соблюдением симметрии. Для троек аборигенных, наряду с обычными мастями, может быть рекомендовано привлечение лошадей саврасой, каурой, чубарой масти.

В тройках, собранных из лошадей местных пород , коренником может быть и иноходец, или тройка может идти произвольным аллюром. В тройках с рысистыми коренниками, пристяжные могут быть верховых пород.

Троечные испытания проводятся летом в тележках, тарантасах, пролетках, колясках; зимой - в санях ямских или ковровых и т. д.
В. Липпинг, кандидат сельскохозяйственных наук

Повозки, в которые были придуманы человеком для быстрого передвижения и перевозки грузов. В эту повозку могли впрячь одного или несколько коней. С тех пор есть такое понятие, как пристяжная которую впрягали сбоку от коренной для того, чтобы основной было легче.

Русская тройка

Катание на конях, запряженных тройкой, народная русская забава. Раньше они использовались для быстрого передвижения на далекие расстояния, ни один праздник не обходился без тройки. Будь то свадьба или сватовство, катание на Масленицу.

Обычные кони для тройки - это выносливые, но неказистые внешне вятские. Тройку богатых людей определяли статные орловские жеребцы - стройные и быстрые, очень красивые.

Для того чтобы перевозить пассажиров, было правило: едешь один или вдвоем, то только на паре, а если людей набиралось трое, тогда впрягалось три коня.

В сороковых годах девятнадцатого века на ипподромах стали организовывать состязание кучеров на тройках. Европа познакомилась с тройкой только в начале двадцатого века на выставке в Лондоне. Во времена СССР тройка из орловских рысаков стала популярна в США, наши власти, пользуясь этим, дарили такие упряжки представителям из Америки в знак уважения. Это считалось превосходным и щедрым даром.

Возрождение традиции

Интересно, но в девяностые годы россияне утратили интерес к тройкам, это чуть не стало гибелью традиционной русской упряжи. Коренники и пристяжные лошади с выставок распродавались в колбасные цеха, так как их содержание в отсутствии интереса было многим не по карману.

Если бы не движение "Содружество", где оставалось достаточное количество энтузиастов, то не осталось бы в России ни одного мастера, умеющего совладать с тройкой и правильно ею управлять. Инициаторы предложили создать в городах конные состязания, где в обязательном порядке было участие тройки. Таким образом появился "Кубок России", финал которого проводился в столице. Позже к России присоединилась и Франция, были введены дорогостоящие Венсеннские призы.

Правильно запряженная тройка

Чтобы правильно запрячь тройку коней, есть несколько основных правил. Первое правило - это правильно подобранная упряжь. Она должна быть индивидуально изготовлена для каждой из тройки для того, чтобы работоспособность лошадки сохранялась, не терялись силы. Основное свойство упряжи - это передача тяги от животного к повозке. Размер животного и строение его тела - главный критерий, по которому создается упряжь, она должна иметь ремни для регулировки. В центре такой упряжки должен находиться коренник, а по бокам пристяжные лошади - ни в коем случае не наоборот. Каждая лошадь проходит специальное обучение, чтобы точно соответствовать своему предназначению.

Что такое пристяжная лошадь

Если речь идет о тройке лошадей, то здесь участвует два вида. Коренник - центральная лошадь, как правило, самая сильная и выносливая, благородной породы. Пристяжная лошадь может быть и крестьянской породы, но к ней есть особые требования. Это должен быть умный и податливый конь, легко поддающийся воспитанию. Пристяжная лошадь - управление всей повозки, от нее зависит, как вовремя и правильно повернуть упряжку. Это животное должно отменно бегать галопом - именно тот стиль, который ей требуется.

Коренник

Коренник задает скорость всей тройке. С помощью пристяжных он может развить до пятидесяти километров в час. К кореннику предъявляются высокие требования - благородная порода, отсутствие болезней и хорошая выносливость. Ему присуще передвигаться рысцой, но может перейти и на галоп. Существует и уносная лошадь. Этого коня впрягают впереди коренника, если есть необходимость большего количества лошадей, чем тройка. Существует вид многоконной упряжки - две впереди идущие - уносные, следом пара из коренника и пристяжной. Пристяжная лошадь обязательно впрягается даже в двойку. Ни в коем случае нельзя заменять лошадей. Те навыки, которыми обладает пристяжная лошадь, неизвестны кореннику, и наоборот.

Состав упряжки

Каждая упряжка в обязательном порядке состоит из нескольких вещей. Каждая деталь обязательна и имеет свой функционал. Узда создана для того, чтобы кучер без проблем понукал пристяжных лошадей и коренника. Состоит из ремней, темляка, поводьев и удил. Ремни крепко фиксируются на голове и морде животного, для их изготовления применяют кожу высокого качества или синтетические, эластичные материалы.

Узда не должны создавать дискомфорта животному, если таковой есть, то коренник не будет набирать нужную прыть, а пристяжная лошадь может путать повороты, неустанно тряся головой.

Основа упряжи - это хомут. Именно он передает усилия тяговые от коня к повозке. Состоит из двух клещей, двух подушек, хомутины, покрышки, супони, подкладки, горта и двух гужей. Это необходимо правильно собрать, чтобы лошадки не тратили лишние усилия.

Вместо хомута можно применять шорку - это чисто кожаное изделие. Шорка более удобная и легкая, состоит из широкого ремня для крепления на груди, к нему крепится еще два боковых поддерживающих ремня, соединяются они между собой специальными кольцами. К этим же кольцам крепят и постромки.

Седелка состоит из двух основных частей. Подбрюшник не позволяет колебаться оглоблям и хомуту, а также прочим частям упряжи. Чересседельник удерживает большой вес оглобель, хомута и дуги, чтобы спина лошади не перенапрягалась. У этих животных слабые позвоночники, при любой резкой нагрузке, которую может доставить дуга, хомут или всадник, есть возможность перелома. Поэтому необходимо соблюдать все правила упряжи и креплений.

Подпруга подкладывается под седелку, чтобы ее придерживать, шьется из хлопковой или хлопчатобумажной ткани. Дуга - это своеобразный амортизатор, она смягчает толчки и удары повозки. Соединяет оглобли с хомутом. С помощью вожжей кучер управляет лошадьми, а шлея предназначена для того, чтобы хомут не накренялся вперед. Она необходима для безопасной остановки повозки, тем более если торможение резкое.

Если соблюдены правильно все требования, по которым собирается упряжка, то и коням будет легче, и кучеру. Позаботьтесь о своих животных, одинакового внимания требует и пристяжная лошадь, и коренник.

Русская тройка… Она встречается во многих стихах, песнях и даже в прозаических произведениях русских классиков. Почему же именно тройка, и что же в ней такого особенного?

От Троицы до тройки

на Руси всегда играло особую, можно сказать, сакральную роль. Начнем хотя бы с христианской Троицы, а также вспомним распространенную поговорку: «Бог троицу любит». Есть и другие поговорки и присказки: «До трех раз прощают», «На трех ногах пуще хромать станешь», «Помни три дела: молись, терпи, работай», «Было три жены, да все не острижены», «Год торгуй, два воруй, а три в яме сиди», «Служил три лета, выслужил три репы, а красной ни одной!», «Пишет в три пера (рубит в три топора), а денежка не спора». В советские времена появилось популярное выражение «сообразить на троих».

Само слово «тройка» имело несколько значений. Это и лодка на троих гребцов, по паре весел на каждого, и род народной хороводной пляски, и карта о трех очках, и даже поднос с тремя чашами: наполненными вином, медом и брагой, что в старину подавали гостям на свадьбах.

Но чаще всего тройкой называли классическую упряжку лошадей с коренным конем в оглоблях и двумя пристяжными. Появились тройки впервые в XVIII столетии с введением государственной почтовой службы. До этого по узким дорогам часто ездили просто верхом на коне или запрягали двух лошадей. Теперь дороги расширились, и можно было запрягать троих, а значит, споро добраться до места.

Подъезжая к заставе или станции, необходимо было известить служащих о своем прибытии. Западноевропейские рожки-дудки у нас как-то не прижились. Русский ямщик-возница просто закладывал два пальца в рот и залихватски свистел. Хотя начальством это не одобрялось и даже наказывалось, ямщики оправдывались: мол, под молодецкий посвист кони бегут резвее, да и свист слышнее звука рожка…

В конце концов, придумали использовать на тройках колокольчики. Их отливали из бронзового сплава, как и большие церковные колокола. Из-за малых размеров и голос они подавали высокий, тонкий. Подвешивали колокольчик под дугой коренника. На шею пристяжных нередко вешали сбрую с бубенцами. Тройка мчалась, колокольцы звенели, веселый перезвон отгонял в пути скучные мысли. На колокольчиках нередко вырезали забавные надписи: «Звенит – путешает, коней поспешает», «Звону много – веселей дорога». Ездили с колокольцами и дворяне, и купцы, и простой люд. Всем пришлась по душе такая езда со звоном, хотя царский Сенат спецпостановлением и предписывал использовать колокольчики «лишь почтовой гоньбе».

Образ тройки в русской литературе

Тройки вошли в широкий обиход, нанимались для свадебных и праздничных гуляний. И, конечно, их стали воспевать в литературном и народном творчестве:
Не нагнать тебе бешеной тройки
Кони крепки, и сыты, и бойки
И ямщик под хмельком… И с другой
Мчится вихрем корнет молодой.
(Н.А. Некрасов)
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
То хохочет, то звенит.
(П. Вяземский)
Улеглась метелица; путь озарен…
Ночь глядит миллионами тусклых очей
Погружай меня в сон, колокольчика звон,
Выноси меня, тройка усталых коней!
(Я.П. Полонский)
Эх вы сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез.
(С.А. Есенин)

Русские писатели часто сравнивали русскую тройку с быстрокрылой птицей. Действительно, разгоряченные в беге кони неслись так лихо, что дух захватывало, а езда напоминала полет. Никто, пожалуй, не написал о тройке так пронзительно, как Николай Гоголь в своей поэме «Мертвые души»:

«...Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади… Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...»

Почему тройка стала нашим национальным символом? Дело в том, что она олицетворяла такие черты , как удаль, размах, жизнерадостность, веселье. Молва гласила, что русские долго запрягают, но зато быстро ездят, а какой же русский не любит быстрой езды?

Тройка шагает по Европе

В 40-х гг. XIX столетия на Московском ипподроме начали проводиться соревнования троек. А в 1911 г. русская тройка впервые поехала в Европу – на Всемирную выставку в Лондоне. В советскую эпоху тройки использовались, в основном, в конном спорте, в соревнованиях по фигурной езде. Составляли их, как правило, из орловских рысаков. В 1982 г. советская тройка, в состав которой входили орловский рысак и две лошади терской породы, победила на международной конской выставке-ярмарке «Эквитана», проходившей в Германии.

В 90-е гг. Российская ассоциация «Содружество» стала проводить соревнования на Кубок России для русских троек. Этапы соревнований проходили в старинных русских городах – Ярославле, Костроме, Саратове, Владимире, Калуге, Вологде, а финал – в Москве. Также русские тройки продолжали участвовать и в международных соревнованиях, например, «Днях России» во Франции.

Нарядные тройки с веселыми ездоками, запряженные в сани, сегодня можно увидеть на дорогах и площадях и во время праздничных гуляний.