Ритуальная игра в мяч майя. Как играли в мяч древние майя. Последние города майя

Месоамериканская игра в мяч

Спорт и ритуал


Е. Приймак

М. Стюфляев

© С. Дида, 2017

© Е. Приймак, 2017

© М. Стюфляев, 2017


ISBN 978-5-4485-2606-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступление

В исторической науке Месоамерикой принято называть обширную область, которая простиралась от центральных районов Мексики на севере до Коста-Рики на юге. С точки зрения географии это часть Центральной Америки, но термин «Месоамерика» используется с целью обозначения историко-культурной общности. Многочисленные коренные народы, обитающие на территории Месоамерики с глубокой древности и вплоть до наших дней, несмотря на все особенности и отличия друг от друга, видимо, имели единое происхождение, их исторические судьбы также неразрывно переплелись. Поэтому нет ничего удивительного в том, что при изучении культур Месоамерики исследователи сталкиваются со сходными системами иероглифического письма, общим сложным циклическим календарем, взаимосвязанными религиозными концепциями и ритуальными церемониями с подчеркиванием важности жертвования человеческой крови.

Достойное место в этом ряду общих месоамериканских культурных явлений занимает игра в мяч. Она является, вероятно, самой древней известной нам командной игрой в мяч в мире. Археологические исследования показывают, что уже с 1400 года до нашей эры люди играли на специальных площадках, а сам каучуковый мяч появляется не позднее 1700 года до нашей эры, и контекст, в котором были найдены несколько мячей, указывает на то, что их использовали не только в ритуальных целях. К тому же, в городище Эль-Опеньо штата Мичоакан (Мексика) найдены статуэтки игроков в мяч, датируемые 1700 г. до нашей эры, однако, в этом регионе нет каучуконосов, следовательно, скорее всего, игра попала туда в результате внешнего влияния.

Можно смело утверждать, что месоамериканская игра в мяч является, по меньшей мере, одной из первых международных спортивных игр. Территория распространения игры в той или иной ее разновидности вышла за рамки и без того внушительной области Месоамерики и включала в себя юго-запад современных США, Антильские острова, а, возможно, даже достигала Южной Америки. В 1529 году ее представили и в Европе – восхитившись мастерством игроков, завоеватель Ацтекской империи Эрнан Кортес взял с собой нескольких из них в обратный путь и показал игру при испанском дворе как одну из диковинок Нового Света. Особенно сильное впечатление на европейцев произвели свойства каучукового мяча – материала, неизвестного им доселе.


Царь Калакмуля (справа) играет в мяч с почившим правителем Тонины (слева) К’инич-Баакналь-Чаахком. Монумент 171, Тонина (шт. Чьяпас). Национальный музей антропологии (Мексика). Фото: Дмитрий Иванов.


Следует особо подчеркнуть, что для древних месоамериканцев игра в мяч была не просто спортивным соревнованием или способом приятно и с пользой для физической формы провести время. Как мы подробно покажем в нашем очерке, игру наполнили явным ритуальным и сакральным смыслом, она рассматривалась как битва между силами жизни и смерти. Также игра выполняла социально-политическую функцию – она использовалась для урегулирования конфликтных ситуаций и сплачивала разношерстное население, в том числе из недавно подчиненных царств.

К сожалению, точных правил, по которым играли в древности, мы не знаем, да они и не могли быть универсальными, менялись с течением времени или от региона к региону и даже от города к городу. По этой же понятной причине у игры отсутствовало единое общепринятое название: ацтеки называли её олламалистли1, майя классического периода – пиц», а играющие до сих пор в разновидность игры в мяч индейцы штата Синалоа (Мексика) – улама.

В настоящем очерке авторы попытались дать читателям общее представление об игре в мяч, этом своеобразном явлении, порожденном индейскими культурами Месоамерики. Уделено внимание проблеме происхождения и истории игры, ее современным разновидностям, снаряжению игроков, описанию самых известных стадионов и многим другим вопросам. Поскольку игра в мяч неотделима от общей истории Месоамерики, представляется целесообразным рассмотреть отдельно особенности этого ритуального соревнования в Теотиуакане, царствах майя и в Ацтекской империи. Очерк не претендует на статус нового полноценного научного исследования и преследует исключительно цели ознакомительно-популяризаторского характера. Надеемся, что он вызовет интерес и найдет положительный отклик среди самой широкой читательской аудитории, ведь как предшественница футбола и многих других популярных сегодня видов спорта игра в мяч привлекает к себе внимание отнюдь не только в контексте изучения месоамериканских цивилизаций.

Авторы выражают признательность Дмитрию Иванову, Анне Кудрявцевой, Стефани Вуд, Дэвиду Гроуву, Роберту Хаскетту, Яну Мерселлу и Джиму Куку за разрешение публикации фотографий. Все остальные фотографии и иллюстрации являются либо авторскими, либо общественным достоянием или предоставлены по свободной лицензии Creative Commons.

Происхождение и история игры

На основании имеющихся сегодня данных невозможно точно установить, когда и где люди впервые начали играть в мяч, можно лишь предположить, что игра зародилась там, где растут каучуконосные деревья, то есть в тропических низменностях. Традиционно исследователи связывают ее возникновение и развитие с процессом формирования в Месоамерике сложных обществ.2 В классический и постклассический периоды игра известна, прежде всего, как важный элемент элитной культуры, состязание для царей и высшей знати. Отсюда делается вывод, что, например, наличие относящегося к ранней доклассике стадиона в городище Пасо-де-ла-Амада является свидетельством развития там имущественного неравенства и общественно-политической организации, основанной на принципах иерархии. Правда, высказывались и альтернативные точки зрения. Археолог Д. Андерсон в частности указал на то, что из обнаруженных недавно на северо-западе полуострова Юкатан (Мексика) 23 площадок для игры в мяч, датируемых доклассическим периодом, лишь одна располагалась в пределах общины, в которой зафиксированы признаки социальной стратификации. Он делает вывод, что в ранний и средний доклассический периоды стадионы уже были известны в различных частях Месоамерики, и это не похоже на шаблон распространения игры из одного региона в другие. По его мнению, игра к этому времени уже была известна эгалитарным сообществам, в которых в нее играли простые общинники. Лишь намного позднее элита приспособила игру в мяч для своих политических целей.


Площадка для игры в мяч в Пасо-де-ла-Амада (штат Чьяпас, Мексика). Зарисовка по Warren D. Hill, Michael Blake & John E. Clark (doi:10.1038/31837).


Археологические находки позволяют выделить две области, в которых гипотетически могла возникнуть игра в мяч. Во-первых, это вышеупомянутое городище Пасо-де-ла-Амада, расположенное в регионе Соконуско на побережье Тихого океана (штат Чьяпас, Мексика). Там возле дома вождя археологи У. Хилл и М. Блейк обнаружили самую древнюю из известных на сегодняшний день площадок для игры в мяч, датируемую примерно 1400 годом до нашей эры. Она состоит из двух параллельных земляных платформ, между которыми находится поле. Длина центральной аллеи составляет 80 метров, ширина игрового поля – 8 метров, высота боковых уступов – 35 сантиметров. Учитывая размещение площадки в пределах элитной резиденции, она, вероятно, предназначалась для представителей высшего общества. В отличие от более поздних площадок, здесь не выявлено очевидных связей с церемониальным комплексом. До этой находки древнейшими считались стадионы среднего доклассического периода (900-400 годы до нашей эры), обнаруженные в городищах Финка-Акапулько, Эль-Верхель и Сан-Матео.


Площадка для игры в мяч в Абах-Такалике (Гватемала) одна из древнейших в Месоамерике из обнаруженных на данный момент. Фото: Simon Burchell.


Однако, по мнению многих учёных, основными претендентами на звание родоначальников игры в мяч являются жившие на перешейке Теуантепек так называемые древние, археологические ольмеки.3 Побережье Мексиканского залива (штаты Веракрус и Табаско) – основной источник каучука, следовательно, там существовали наиболее благоприятные условия для возникновения игры. В долине реки Коацалькоалькос находится городище Эль-Манати, которое связано с ранней историей древних ольмеков. Там были найдены двенадцать каучуковых мячей, причем пять из них обнаружены местными жителями в источнике пресной воды. Размер мячей варьируется от 8 до 22 сантиметров в диаметре, самые меньшие из них датируются 1700-1600 годами до нашей эры. Это наиболее древнее свидетельство существования игры в мяч, примечательно, что в одном из погребений в Эль-Манати местные жители также обнаружили каменный «хомут» – один из традиционных элементов снаряжения игрока. Многие мячи найдены археологами среди ритуальных подношений, следовательно, уже в то далекое время ольмеки наделяли игру сакральным смыслом.

Ритуальная игра в мяч была распространена почти во всех регионах Мексики. Собственно, «тлачтли» на языке ацтеков и «пок-та-пок» на языке майя – не была игрой в нашем понимании, хотя и зрители, и болельщики на ней присутствовали. Игра в мяч была тесно связана с богами подземного царства, которые, согласно индейским сказаниям, сами были заядлыми игроками.

Точные правила этой игры до нашего времени не сохранились, к тому же, они менялись от региона к региону и время от времени. Неизменным оставалось то, что игра носила не развлекательный, а ритуальный характер и была напрямую связана с человеческими жертвоприношениями. В разное время в жертву приносились либо игроки побежденной команды, либо победившей, либо только их капитаны – в источниках нет единого мнения на этот счет. В любом случае, жертвоприношение участника являлось большой честью для него и для его семьи и воспринималось с гордостью.

Большие стадионы для этой игры выстраивались только в крупных религиозных центрах. Кое-где сохранились каменные фризы с изображением игроков. Например, на фризе в Чичен-Итце показан капитан команды победителей, держащий в руках голову побежденного соперника.

Уже сама игра могла стоить человеку жизни или сделать его калекой. Игра велась тяжелым каучуковым мячом, вес которого мог достигать 4 кг. Удар таким мячом при должном ускорении мог запросто убить человека. Поэтому игроки имели специальное снаряжение, надежно защищающее тело. Отбивать мяч можно было бедром, локтями или коленями, но ни в коем случае не ступней и не руками. Испанцы, впервые наблюдавшие эту игру, отмечали, что некоторые травмы, полученные игроками, были так серьезны, что им требовалась хирургическая помощь. Современная версия игры – «улама» – больше походит на волейбол. Каждая команда – от 2 до 5 человек – находится на своей части поля, игроки перебрасывают мяч друг другу до его падения на землю.

Стадион представлял собой узкое поле, ограниченное двумя стенами, с большим или меньшим уклоном, от которых отскакивал мяч. На этих стенах укреплялись тяжелые каменные кольца, в которые нужно было попасть мячом. Сделать это было не так-то легко, т.к. диаметр кольца был лишь ненамного больше диаметра мяча, к тому же, висели они довольно высоко. Каждый неудачный бросок засчитывался как промах. Команда, первой забросившая мяч в кольцо, считалась победительницей.

Экипировка игроков представляла собой набедренную повязку, с кожаной накладкой для защиты бедер, или же корсет. На поясе крепилось специальное приспособление в виде хомута, которое служило для сильного удара по мячу. Вес хомутов мог доходить до 30 кг, хотя считается, что такие тяжелые хомуты не использовались для игры, а надевались только в ритуальных целях. Иногда игроки использовали наколенники и перевязывали руку в локте. На отдельных изображениях можно видеть на головах игроков пышные головные уборы из перьев. Предположительно, назначение их тоже было ритуальным.

В некоторых источниках говорится, что в игру играли и просто так, ради развлечения. В ней принимали участие все желающие, в том числе женщины и даже дети.

Мариула Рамачандран

Ольмеки - изобретатели игры. Почти во всех городах майя существовали площадки для игры в мяч. Археологи обнаружили руины «стадионов» в Тикале (Гватемала), Копане (Гондурас), Чичен-Ице (п-ов Юкатан), Оахаке (Юж. Мексика) и в других местах. В периоды военных действий индейцы устраивали перемирия для того, чтобы провести священную игру.

Считается, что игру пок-та-пок придумали ольмеки - создатели самой древней цивилизации, следы которой обнаружены в Мексике. Две площадки для игры могли располагаться в ольмекском ритуальном центре Ла-Вента, существовавшем в 1000-400 гг. до н.э. А от ольмеков игру в мяч узнали во всей Центральной и Южной Мексике, а также в северных районах Центральной Америки.

Особенности игры. В игре могли участвовать две команды или два игрока. Они поочередно подавали мяч так, чтобы соперник не смог отбить его, не совершив ошибку. Касаться мяча можно было бедрами, локтями, ягодицами. Игроки перебрасывали мяч с одного края поля на другой, стараясь попасть в кольцо. Победителем считался тот, кто набрал определенное количество очков.

В игре можно было сразу одержать победу, если удавалось пробросить мяч сквозь кольцо, отверстие которого было по размерам чуть-чуть больше мяча. Кольцо крепилось вертикально в стене площадки на высоте около двух метров от земли, иногда - выше.

Игра носила ритуальный характер. Движение мяча символизировало движение солнца, звезд по небу, а противоборствующие команды инсценировали символическую борьбу дня и ночи, богов Неба и Нижнего мира (царства мертвых).

Часто игра завершалась ритуалом обезглавливания, что вероятно, связано с культом плодородия. Одни полагают, что в жертву превращался капитан проигравшей «команды», другие - капитан «команды» победителей, так как богам нужно было отдавать самое лучшее, в том числе самых сильных, ловких, красивых людей. Возможно, обезглавливали всех проигравших. Делается также предположение, что роль жертвы могли играть военнопленные, которым выпадала честь участвовать в игре. Считалось, что принесенный в жертву человек после победы в игре попадал на небеса, минуя ужасы девяти подземных миров.

Мячи и «спортивные костюмы». Мячи, которыми играли индейцы, отличались от современных. Они делались из каучука и не были полыми внутри и потому много весили - 2 кг, если не 3 кг. Часто на рельефах и рисунках майя мячи оказываются очень большими по размерам - только в два-три раза меньше самих игроков. Так индейцы подчеркивали, что мяч - главное «действующее лицо» игры.

Участнику игры приходилось пользоваться шлемом, наколенниками, надевать на себя кожаный набедренный пояс весом 30 кг. Использование подобных средств защиты делало игру еще более трудной. Во многих городах майя при раскопках были найдены глиняные статуэтки, изображающие игроков - массивные мужчины, облаченные в прочные шлемы, объемные пояса и другие защитные средства отражают удар или бросают мяч.

Индейские «стадионы». По форме они напоминали латинские буквы I или Т. Они как бы символизировали собой Вселенную, указывали на четыре части света. Собственно игра проходила в продольной части сооружения. «Игровое поле» огораживали вертикальные или наклонные стены, от которых отскакивал мяч, не попадая в зрителей. Как говорилось, на стене в середине располагалось вертикальное каменное кольцо. Иногда использовалось съемное деревянное кольцо. Вокруг площадки на платформах могли размещаться зрители.

«Стадионы» являлись частью ритуальных комплексов. В них входили пирамиды, храмы (часто - заупокойные), площадки для человеческих жертвоприношений, цомпантли - особые сооружения, где хранились черепа принесенных в жертву (иногда их называют «стены черепов» или «места черепов»).

Расположение «стадионов» не зависело от рельефа местности или размещения иных построек. Для индейцев было важно, чтобы площадки были сориентированы либо по оси север-юг, либо - по оси запад-восток. В первом случае площадки как бы указывали на север, где, согласно представлениям некоторых индейских народов региона, находилось царство мертвых. Во втором случае (линия восток-запад) ориентация «стадионов» указывала на связь игры с солярным культом.

Самая большая площадка для игры. Археологи обнаружили в древнем городе майя Чичен-Ица (Юкатан) «стадион», который был сооружен в 864 году. Туристов, посещающих руины древнего города, впечатляют размеры данного сооружения. Поле имеет в длину 146 м, в ширину - 36 м. Оно ограничено двумя длинными стенами. На стенах на высоте 10 м расположены кольца, в которые игроки должны были забросить мяч. Игровое поле сориентировано по линии север-юг с небольшим отклонением на восток (на священный колодец народа ица). В основании стен находятся невысокие каменные выступы. На выступах помещены рельефные изображения человеческих жертвоприношений. Древние граверы показали две «команды», состоящие из семи игроков каждая, причем один из игроков держит в руке голову соперника из другой команды.

На территории «спортивного» комплекса было возведено четыре храма. Их стены были украшены фресками, повествовавшими о воинской славе майя. Некоторые изображения имели непосредственное отношение к игре.

Специалисты обращают внимание на уникальную особенность данного комплекса сооружений. Находясь в так называемых Северном Храме и Южном Храме два человека могли беседовать друг с другом, не напрягая голоса, причем их разговор не был слышен другим людям, кроме тех, кто стоял в непосредственной близости от беседующих. Причины возникновения подобного акустического эффекта неизвестны, невозможно сказать, создавали ли майя «каменный телефон» или эффект стал подарком природы.

Архитектурный комплекс в Гватемале. Особой популярностью у туристов, посещающих Центральную Америку, пользуется архитектурный комплекс древнего города Зукулеу, жителей которого покорили в XVI веке испанские конкистадоры. Как и майя, расселенные в классический период на Юкатане, обитатели Зукулеу украсили свою «спортивную» площадку изображениями богов, которым посвящалась игра. Современные посетители индейского города обнаруживают, что в заштатном Зукулеу стадион был в четыре раза крупнее, чем стадион в более древнем, более известном и более населенном городском центре майя - в Тикале.

По-видимому, ритуальный комплекс в небольшом горном городке имел особое значение. Игровая площадка символизировала узкий проход в подземный мир, через который солнце скрывается в ночи. Соперники сражались за право вывести солнце из преисподней. Они действовали так же, как герои эпического произведения майя Гватемалы, священной книги «Пополь-Вух».

Древняя игра сегодня. Любимую игру майя и близких им по культуре народов можно наблюдать и сегодня. Некоторые туристические фирмы привлекают к себе внимание тем, что обещают посетителям возможность увидеть это редкое зрелище. Правда в наши дни никто не совершает сложных ритуалов, сопровождавших состязание в прошлом, и не приносит игроков в жертву богам.

Предлагаю включить нашу машину времени и отправиться тропинками прошлого - в историю этой самой любимой в мире спортивной игры - футбола. Таки прав был дедушка Карл Юнг, когда открыл свое коллективное бессознательное, этот глубинный слой в подсознании каждого человека, в котором заложены-записаны знания едва ли не всего человечества. А в тех знаниях среди терабайтов самой различной информации большими и жирными буквами в частности написано слово «ФУТБОЛ», а еще «НАДО ГОЛ!», «СУДЬЮ НА МЫЛО» и далее по списку.

Из блога

(Хотя записано в основном в подсознании мужчин, но и у некоторых девушек тоже случается). А футбол - не только самая популярная в мире спортивная игра, но и одна из самых древнейших. (Даже не игра, а образ, один из архетипов коллективного бессознательного всего человечества). Подтверждением этому служит тот факт, что в тех или иных проявлениях футбол возникал в разных культурах и цивилизациях, которые казалось не имели между собой никакого контакта, заядлыми футболистами были древние китайцы, римляне и греки, индейцы майя, эскимосы и еще огромное количество самых разных народов.

В некоторых местах появление футбола имело религиозную подоплеку, и было покрыто красивым покрывалом, сотканным из мифов и легенд. Скажем, у древних греков, по одному из мифов, первый футбольный мяч был подарен прекрасной богиней любви Афродитой (она же Венера) своему сыночку Амуру (это тот товарищ с луком и стрелами любви). Поэтому, когда Амур играл в футбол (вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности - целить стрелами любви человеческие сердца) любовь заменялась футболом, отступала на второй план, действительно, какая любовь, когда идет футбол!


Индейский футболист, изображенный на вазе майя, 650 год, из блога

У индейцев майя ритуальная игра в мяч упоминается в их священном эпосе Пополь-Вух. Там идет речь о приключениях двух божественных героев-близнецов, которым в частности приходится играть в мяч (т.е. футбол) со злыми богами смерти. И которых они, конечно же, побеждают (правда, забыл с каким счетом). Мяч, которым братья-близнецы играли в футбол, символизировал, не что не будь, а Землю, нашу любимую и дорогую планету. Индейцы майя воспроизводили свой эпос реальной игрой в футбол. Хотя это был не совсем футбол в современном понимании, более того, их футбол был не просто спортивной игрой, а самой настоящей религиозной мистерией.

Индейцы майя играли в ритуальный футбол каучуковым мячом, а в качестве ворот необходимо было попасть вот в такое кольцо, прикрепленное к стене.


Из блога

Что сделать было довольно непросто, ведь как и в современном футболе, им запрещалось брать мяч руками, можно было пользоваться только ногами (и другими, кроме рук, частями тела). Но, тем не менее, индейские футболисты старались и выкладывались на все 250, ведь у них была очень мощная мотивация - команда, которая проигрывала, в полном составе приносилась в жертву богам. (Да-да, проиграл - и сразу секир бошка).


Из блога

Любили играть в футбол и древние китайцы, у них эта игра называлась «цуцзюй» (с китайского переводится как «толкни мяч») и по официальной исторической версии именно китайцы были первыми, кто начал гонять мяч - зародился цуцзюй еще в 2 -м веке до н. е.


Китайский император наблюдает за игрой своих придворных в цуцзюй-футбол, из блога

Игроки с помощью ног должны были закинуть маленький мяч в сетку противника. Игра в цуцзюй входила в обязательную физическую подготовку китайских воинов.

У эскимосов игра в мяч называлась «тунгантаак» и проводилась с наступлением первых морозов (видимо, чтобы согреться). Игроки разбивались на две команды, а целью игры было просто не допустить, чтобы команда соперников завладела мячом.

Римские легионеры, которые в свое время завоевали большую часть Европы и нехилую часть Азии и Африки, в перерывах между походами и битвами с варварами тоже любили сыграть в футбол, который у них назывался «гарпаструмом». В отличие от современного футбола, в древнеримском футболе можно было брать мяч в том числе и руками, а главной целью было пронести мяч на территорию противника. Таким образом, древнеримский футбол-гарпаструм был больше похож на современное регби или американский футбол и отличался немалой жестокостью (да и римские легионеры никогда не были пай-мальчиками). Римские легионеры, стоявшие в Британии, на свою голову познакомили с гарпаструмом местных жителей-кельтов, которым настолько понравилась эта игра, что сразу стала самой их любимой, а в 270 году н. е. в городке Дерби даже состоялся первый международный футбольный поединок между командами римлян и местных бриттов, в котором римляне были побеждены...

Мистика и ужасы древнего футбола

Руины древних стадионов ацтеков и майя, на которых смотреть древний футбол собирались сотни и тысячи болельщиков, сохранились до наших дней. Всего уцелело до 1300 подобных сооружений, некоторые - в прекрасном состоянии, куда лучшем, чем руины древнеримских колизеев. Размеры крупнейшего из таких стадионов в Чичен-Ица  достигают 96,5×30 метров. Площадки для человеческих жертвоприношений и особые сооружения, где выставлялись черепа принесенных в жертву «футболистов» находились тоже непосредственно на стадионах.


Древний стадион в Мексике, Монте-Альбан, Bobak Ha’Eri , 2005 год

«Несмотря на многочисленные свидетельства, мы очень мало знаем о ритуальной значимости игры в мяч, - отмечает портал arzamas.academy . - Вероятно, она представляла собой сражение, которому мог приписываться сакральный смысл. Команды могли олицетворять две противоположные стихии, например огонь и воду, или два противоположных мира, например нижний мир и верхний мир. В иероглифических надписях майя упоминается, что игроки в мяч выступали в роли божеств... Начиная с классического периода (I тысячелетие н. э.) появляются свидетельства связи игры в мяч с человеческими жертвоприношениями. В разных областях Америки обряд жертвоприношения был разным. Чаще всего жертв обезглавливали. Эта особенность игры сильнее всего проявилась в классическом Веракрусе и в культуре майя, которые оставили наиболее полные изображения жертвоприношений. Среди последних - фрески на стенах стадионов и каменная плита с изображением обезглавленного игрока. Еще одна разновидность игры в мяч, известная у майя, была связана с войной. Захваченным пленникам заламывали за спину руки и ноги и таким образом сворачивали их в мяч, который сбрасывали со ступеней. Царь-триумфатор стоял внизу, принимая эту подачу и нанося побежденным решающий удар».

Любопытно, что вначале индейцы приносили в жертву капитана не проигравшей, а победившей (!) команды - у него вырезали сердце и сжигали его. Правила изменил местный властитель под смешным прозвищем «18 кроликов». Он счёл несправедливым, что казнили победителя и приказал вместо него приносить в жертву капитана проигравшей команды.

Ацтеки и майя играли в ритуальный смертельный футбол или баскетбол под названием - «ток-а-ток». Многие историки считают, что именно эта игра, привезенная конкистадорами из Нового света, стала прародителем многих спортивных игр с мячом. Тогда, видимо и прошли первые чемпионаты Америки, по баскетболу и футболу. Проводились эти древние чемпионаты как правило в городах. Специально построенное поле для этой игры, представляло собой четырехугольный двор длиной около 50 и шириной около 18 метров, со всех сторон поле было окружено окруженный высокими уступчатыми стенами. Они походили на небольшие трибуны, на которых по-видимому располагалась знать Майя или Ацтеков. Этакие VIP трибуны.

Играли Майя, как и Ацтеки, в игру под названием «ток-а-ток». Именно ее многие считают прародителем если не футбола, то уж баскетбола, это точно. Мячом служил резиновый шар из натурального каучука дерева гевеи. Вес мяча у Майя, иногда достигал веса двух килограмм, хотя диаметром был не более двадцати пяти сантиметров. В отличие от игры в футбол, в «ток-а-ток» строго запрещалось касаться мяча ногами, и даже кистями рук. Водили мяч по игровому полю быстрыми движениями тела. Мяч толкали плечами, били коленями, подбрасывали головой и локтями. Эдакий, акробатический баскетбол. Кроме того на каждой из четырех наклонных гладких стен, где то на четырехметровой высоте, были вмонтированные каменные кольца, через которые игрокам было необходимо пробросить мяч. Причём, в это же время не дать сделать это команде противника.


Из блога

Игроки часто сталкивались на больших скоростях. Именно поэтому они облачались в специальную экипировку. На груди был деревянный щит, руки и ноги обматывали полосами толстой кожи. Напоминает Американский футбол или регби, не правда ли? Так скольким спортивным играм дала начало «ток-а-ток»? Но все равно, это скорее всего был футбол! С помощью «ток-а-ток» не просто играли для удовольствия. Игра служила для обрядов и предсказаний. А самое страшное - для человеческих жертвоприношений. Капитана проигравшей команды приносили в жертву. А в очень засушливые годы и целую команду. Но прародителями этой игры, скорее всего были не Майя или Ацтеки, а по-видимому - Ольмеки. И цивилизации Майя и Ацтеков получили ее по наследству, вместе со страшным ритуалом жертвоприношения. И может это также стало психологической причиной гибели этих некогда великих цивилизаций.

Дида С., Приймак Е., Стюфляев М. ::: Месоамериканская игра в мяч: спорт и ритуал

По всей видимости, индейцы не сразу стали проводить игры в мяч на специальных каменных площадках. Изначально, вероятно, состязание проходило на открытом расчерченном участке, потом появились ограниченные земляными насыпями участки (такой вид имеет поле в Пасо-де-ла-Амада) и еще позднее стали возводить известные всему миру каменные стадионы. Кольца на стенах площадок появляются ещё позже и, вероятно, связаны с дополнением игры новым правилом – игрокам нужно было попасть мячом непосредственно в кольцо, хотя сделать это было довольно тяжело, так как диаметр кольца зачастую лишь немного превышал диаметр мяча.

Единого стандарта размеров спортивной площадки не существовало, они разнились от города к городу. С точки зрения формы стадионов также существовали различия, хотя и не столь заметные (большое разнообразие форм появляется в поздний классический период). Э. Таладуар попытался провести классификацию площадок в Месоамерике и на юго-западе США на основании критериев формы и хронологии, он различает 13 типов стадионов с различными вариантами. Стандартная площадка состоит из прямоугольного игрового поля, окруженного высокими продольными стенами. На платформах вокруг игровой области часто добавляли постройки, использовавшиеся отдельными зрителями в качестве комфортных комнат. На каждом конце игровой аллеи существовали дополнительные открытые пространства, придававшие площадкам форму латинской буквы I. В ряде регионов игровое поле делили на равные части тремя маркерами, которые, возможно, использовались также для подсчета очков. Иногда вместо трех ограничивались одним маркером в центре площадки. Особую известность приобрели маркеры майя классического периода, имевшие вид больших круглых камней. Многие из них могут по праву считаться произведениями искусства, так как украшались тонкой резьбой и даже иероглифическими надписями. В Копане фасад стадиона украшен скульптурами птицеподобных существ с головами ара. К сожалению, ни на керамике, ни на монументах майя классического периода пока не обнаружено полноценных изображений площадок для игры в мяч, чаще всего древние художники показывали это спортивное состязание происходящим возле лестницы или ступенчатой платформы. Зато на страницах позднейших миштекских, сапотекских и ацтекских пиктографических рукописей из Центральной Мексики сохранилось свыше 150 иллюстраций стадионов, а в Западной Мексике находят даже керамические модели площадок для игры в мяч.

Благодаря постоянно продолжающимся археологическим раскопкам, которые стали особенно интенсивными с середины ХХ века, каждый год исследователи находят десятки новых стадионов. Так, если в 1981 году были известны 632 площадки в 518 городищах, то к 2000 году их число возросло до 1560 в 1275 городищах. Размеры стадионов варьировались очень значительно от города к городу. Для контраста можно сравнить игровые зоны двух площадок в городах майя: первая в Чичен-Ице, размером 96,5 на 30 метров, и вторая у «Главной площади» Тикаля – 16 на 5 метров. Почти в каждом крупном или среднем городе Месоамерики имелась хотя бы одна игровая площадка, а в ряде столиц их построили свыше десяти (Чичен-Ица – 13, Эль-Тахин – 18, Кантона - 24). Даже в небольших селениях находят стадионы, в то время же время по непонятным пока причинам они совершенно отсутствуют в великом городе Теотиуакане и в столицах некоторых влиятельных царств майя классического периода (Бонампак, Тортугеро, Мотуль-де-Сан-Хосе). Можно предположить, что большое количество площадок говорит о степени увлеченности населения города и округи этим видом спорта, однако, их полное отсутствие в каком-либо городе еще не означает, что местные жители вовсе не играли в мяч. Скажем, в долине Мехико, где находилась столица ацтеков Теночтитлан, зафиксировано небольшое количество площадок, несмотря на интенсивные археологические исследования и наличие исторических записей испанских хронистов. Отчасти это можно объяснить уничтожением доиспанских строений в колониальное время – к 1580 году все площадки для игр, находившиеся на территории под управлением Испанской Короны, были либо разрушены, либо заброшены. В случае майя классического периода особый интерес представляет городище Мотуль-де-Сан-Хосе, в древности столица царства Ик’а’ . Хотя в регионе в настоящее время работает археологический проект, в Мотуль-де-Сан-Хосе пока не найдено ни одного стадиона, при том, что на керамике цари Ик’а’ изображались играющими в мяч и, кроме того, своя площадка существовала в небольшом периферийном городище Тринидад-де-Носотрос, расположенном всего лишь в 2,6 километрах на юго-восток от главной площади Мотуль-де-Сан-Хосе и, вероятно, входившем в царство Ик’а’ . Можно предположить, что по каким-то соображениям цари Ик’а’ играли в мяч и проводили связанные с этим действом встречи, пиршество и обряды не в столице, а в небольшом городке Тринидад-де-Носотрос.

В классический и постклассический период игра в мяч явно была связана с властью и высоким социальным статусом. Через строительство стадиона правители усиливали собственный авторитет и власть над подданными. Многочисленные примеры показывают, что когда то или иное царство набирало силу, в его столице сразу появлялись или перестраивались стадионы. Возможно, возведение небольших стадионов в малозначимых городах объясняется именно стремлением местной знати повысить свою мощь и авторитет. Игру в мяч часто использовали для решения различных затруднительных задач, споров и межгосударственных конфликтов. Тем самым игровое поле превращалось в своеобразную альтернативу полю боя. Со временем игра могла также стать средством урегулирования конфликтов непосредственно внутри общества. Возможно, этим объясняется неравномерное распространение стадионов по Месоамерике – там, где центральная власть была сильна, стадионов мало, и наоборот их количество возрастает на недавно завоеванных территориях или там, где по какой-либо причине отмечался высокий накал конфликтных ситуаций в обществе.

Однако не стоит считать, что игра предназначалась только для представителей знати и никто более в неё не играл. Мы судим об игре по оставшимся от нее значительным каменным сооружениям, которые, конечно же, могли позволить соорудить лишь те, кто был способен организовать совместную работу достаточного количества людей. Тем не менее, есть основания согласиться с Д. Андерсоном, что игра в мяч возникла как спортивная традиция в небольших общинах, лишь впоследствии правящая элита использовала её в своих политических целях. Как уже говорилось выше, прекращение строительства стадионов на постклассическом Юкатане вовсе не говорит о полном отказе от игры в мяч, которая упомянута Д. де Ландой и присутствует в Дрезденском кодексе.

Модель стадиона и игра в мяч как она проходила в древности в штате Наярит (Фото: S.Wood, 2010 )

Наиболее хорошо сохранившиеся каменные стадионы находятся в следующих древних городах: Тикаль, Йашха, Копан, Ушмаль, Чичен-Ица, Йагуль, Мишко-Вьехо, Сакулеу, Ишимче, Монте-Альбан и Шочикалько.

Особого упоминания заслуживают расположенные в 170 километрах к востоку от Мехико руины некогда большого города Кантона. Его расцвет приходится на поздний классический период. Город известен в первую очередь тем, что на его территории ученые нашли целых 24 площадки для игры в мяч. Таким образом, Кантона может считаться крупнейшим центром этого спортивного состязания в Северной Мексике. Примечательно, что стадионы распределены очень неравномерно, девятнадцать из них сосредоточены в Южной части города, его административном и религиозном центре, еще четыре - в Центральной части, и лишь один - в Северной.

В штате Морелос имеется еще несколько стадионов для ритуальной игры в мяч. Они датируются примерно 700-900 годами и находятся в Шочикалько. После того, как город был покинут его жителями, он какое-то время пустовал, а затем был снова заселен науаязычным населением. В Шочикалько найдены сразу 3 площадки (южная, северная и восточная), причем восточный комплекс строений, похоже, полностью посвящен игре в мяч и ее ритуалам. Скорее всего, каждая из них служила для своих целей. Одна – как главная арена, другие – для различных церемоний и ритуальных мероприятий. С западной части южного стадиона расположены 20 круглых «алтарей». Судя по всему, на каждый из 20 дней месяца.

Как уже было сказано, площадок для игры в мяч времен ацтекского могущества сохранилось совсем немного. Один из уцелевших и доступных сегодня для туристов стадионов находится в местечке Коатетелько (Куатетелько) в штате Морелос. Датируется он поздним постклассическим периодом (1350–1521), как и другие постройки в этом поселении. Но археологические раскопки показали, что люди поселились здесь намного раньше, а в пору своего расцвета (450-600 гг. н.э.) Теотиуакан имел заметное влияние на Коатетелько. Под лестницей западной платформы тлачтли были найдены элитные захоронения, в которых нашли большое количество различных предметов, таких как керамические сосуды, обсидиан, жадеит, бронзовые и медные предметы, а также каменные инструменты для помола зерна.

В долине Оахаки древнейший известный сапотекский стадион находится в Монте-Альбане. Его самая ранняя версия датируется поздней доклассикой. Стадион несколько раз перестраивали, и свой окончательный вид он обрел во II-IV веках. Позднейшая традиция игры в мяч связана с 11 стадионами в городище Эль Тахин, расположенном на территории штата Веракрус. Несколько небольших площадок предположительно датируются средним классическим периодом, но пик строительства стадионов приходится на IX-X века. Крупнейший стадион с длиной и узкой (10,28 на 60,82 метра) площадкой и необычными продольными стенами, являвшимися частью основания двух городских пирамид, находится в южной части Эль-Тахина.

План Коатетелько (Lluvia Arras по Smith 2003)

Стадион в Коатетелько (фото : Fernando Gonzalez y Gonzalez)

На стадионах не только проводились игры в мяч, но и совершались различные ритуальные действа, например, закапывание жертвоприношений (как в Теночтитлане - свистков, окаринов, барабанов). В Западной Мексике и, возможно, в городах майя классического периода стадионы стали местом проведения состязаний по борьбе – об этом свидетельствуют изображения на керамике из соответствующих регионов. Игры уже тогда были элементом шоу, различных фестивалей, сопровождавшихся игрой на музыкальных инструментах.

В иконографии, сопровождающей игру в мяч, часто фигурируют военнопленные, что может быть связано с важной составляющей ритуального действа на стадионе – человеческими жертвоприношениями. Связь игры или самого стадиона с человеческими жертвоприношениями проявляется относительно поздно – в классический период. Наиболее ярко она отслеживается у индейцев классического Веракруса и в культуре майя. Сцены жертвоприношений видны, например, на панелях стадионов в Эль-Тахине (850-1100 годы) и Чичен-Ице (IX век), а также на стелах в городище культуры классического Веракруса Апарисио (700-900 годы). Уместно вспомнить также сюжет эпоса майя из горной Гватемалы Пополь-Вух, в котором игра в мяч связана с жертвоприношением.

В Чичен-Ице и Эль-Тахине на стадионах можно наблюдать сцену обезглавливания игрока, это дает повод предположить, что жертвой стал капитан команды, однако насколько массовый характер имела подобная практика остается неясным. Археологи пока не обнаружили массовых захоронений, связанных с игрой в мяч, так что, вполне вероятно, жертвоприношения были, но носили единичный характер, а спекуляции о жертвоприношениях целых команд остаются по большей части только лишь ничем не подкрепленными предположениями.

Отметим также, что в поздний классический период и позже на стадионах часто встречается мотив отрубленной головы, который присутствует и в эпосе Пополь-Вух. Это обстоятельство послужило основой для выдвижения ничем не обоснованной гипотезы, будто индейцы играли отрубленными головами или черепами, что, конечно же, просто невозможно.

Некоторые специалисты считают, что с жертвоприношениями была связана не игра, а значимое место, где был расположен стадион. Так, Дэвид Стюарт отмечает, что большая часть монументальных надписей у майя носят посвятительный характер. То же касается и запечатленных на стадионах сценах жертвоприношений, которые могли быть частью большого посвятительного ритуала, облаченного в игровой антураж, но имеющего отношение к месту, а не к самой игре. В этом случае вполне уместно задать вопрос, а совершались ли на самом деле жертвоприношения во время проведения игр на стадионах? Токовинин А. Игра в мяч у народов Месоамерики.

Токовинин А. Игра в мяч у народов Месоамерики.