" проведение физкультминуток на уроках ". Комплекс упражнений физкультурных минуток

В настоящее время объем знаний, необходимый для усвоения детьми дошкольного возраста, особенно подготовительной к школе группы, значительно возрос. Кроме того, образовательный процесс многих дошкольных учреждений, даже коррекционной направленности, перегружен дополнительными занятиями (иностранный язык, кружки изобразительной деятельности, ручного труда и др.) , все они требуют от детей статического напряжения.

Увеличение количества занятий и их продолжительность связана с физической выносливостью и умственной работоспособностью дошкольников, т.к. интенсификация занятий невозможна из-за несовершенства нервной системы ребенка.

Поэтому проблема повышения умственной работоспособности ребенка-дошкольника остается актуальной в течение многих лет.

Одним из средств предупреждения умственного утомления, а значит и повышения работоспособности, являются малые формы активного отдыха – физкультминутки, которые обеспечивают смену деятельности, снимают застойные явления в мышцах, активизируют кровообращение, повышают обмен веществ.

Такое же значение имеют и двигательные паузы, которые организуются во время перерывов между занятиями, требующими длительного умственного напряжения и пребывания детей в статичной позе.

Исследованиями по проблеме организации активного отдыха в разные годы занимались М. Голощекина, М. Грамбах, А. Нерсесян, Н. Терехова, Ерастова и др.

Разработаны и нашли отражение в научно-методической литературе рекомендации по организации и проведению физкультминуток в форме общеразвивающих упражнений, подвижных игр, выполнения упражнений под стихотворный текст.

Однако в последние годы рядом авторов, в частности Кудрявцевым В.Т., Егоровым Б.Б. и др. высказывается мнение о том, что физкультминутки и двигательные паузы помимо основного своего назначения могут реализовывать ряд оздоровительных и воспитательных задач, обогащать творческий потенциал детей, способствовать развитию эмоциональной регуляции.

Интересные, нетрадиционные формы работы описаны Цвынтарским В., Толбановой А., Чистяковой М. и другими.

Характеристика физкультминуток и двигательных пауз как формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях

Содержание "Программы детского сада" предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях по развитию математических представлений, речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности и других, где дети находятся в неподвижном положении. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников (М. Голощекина, М. Громбах, А. Нерсесян, Н. Терехова и др.) . Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжения мозга. Повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.

Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственна маленьким детям. Это обусловлено тем, что для дошкольников характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга.

Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функции коры, проявление нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени (Н. Аксарина) . Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

Основные признаки утомления (по Н. Аксариной) :

  • нарушение недавно сформированных умений;
  • нарушение координации мелких движений, замедленность их;
  • длительные отвлечения;
  • примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.) ;
  • появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например, сосание пальцев, раскачивание;
  • повышенная раздражительность;
  • зевота.

Исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7 - 9 минуте занятия, старшей - на 10 - 12, подготовительной к школе - на 12 - 14 (Н. Терехова, М. Андропова и др.) .

Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению ее работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.

Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Поэтому в детском саду на занятиях широко используются физкультминутки и физкультурные паузы.

Физкультминутки - кратковременные физические упражнения с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности. Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

Длительность физкультминуток 1,5-2 мин., проводить их рекомендуется начиная со средней группы. Существуют основные требования к проведению физкультминуток:

  • они проводятся на начальном этапе утомления (8 - 13 - 15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т.д.) ;
  • упражнения подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные;
  • отдается предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;
  • упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
  • содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
  • комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;
  • необходимо обеспечить разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2 - 3 упражнений: для рук и плечевого пояса типа потягивания - выпрямления позвоночника, расширение грудной клетки; руки в стороны или вверх - в стороны; к плечам, перед собой; для туловища - наклоны, повороты; для ног - приседания, легкий и недлительный бег на месте.

В течение ряда лет Г. Лескова и Н. Ноткина проводили работу в дошкольном учреждении, направленную на решение следующих задач:

  1. изучение влияния упражнений разного характера и интенсивности на физическое состояние и умственную работоспособность детей;
  2. определение оптимального объема физических упражнений, позволяющих быстро снять утомление и повысить работоспособность;
  3. уточнение требований к отбору упражнений для физкультминутки.

При подборе упражнений необходимо помнить об объеме и характере двигательной деятельности на занятии. Так на занятии по развитию математических представлений дети могут выполнять некоторые движения руками, раскладывая, переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельности в напряжении находятся мелкие мышцы кистей рук. Поэтому в физкультминутки наряду с другими нужно включать упражнения на расслабление мышц рук.

Почти отсутствуют движения на занятиях по развитию речи. В этом случае требуется введение интенсивных движений с большой амплитудой, а также энергичных движений кистей (сжимание, разжимание, вращение) , повышающих тонус коры в целом.

Роль физкультминуток могут выполнять двигательные задания, органически входящие в самозанятие.

Например, на занятии по элементарной математике детям предлагают встать из-за стола, пройти по комнате, подойти к коробке и отобрать необходимое количество мелких предметов. Детям могут быть даны и такие задания, как подбросить и поймать мяч, похлопать в ладоши над головой и т.д.

Не следует считать, что физкультминутка является обязательной на каждом занятии. Педагог должен помнить, что на некоторых занятиях, таких как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.

Утомление появляется лишь при нарушении осанки (низкий наклон головы, изгиб туловища в сторону и т.п.) . В таких случаях достаточно дать одно - два упражнения сидя на выпрямление корпуса.

Следовательно, для большего физиологического эффекта упражнения, используемые в физкультминутке, должны быть эмоциональными, учитывать образность мышления дошкольников, достаточно интенсивными (с включением подскоков, приседаний, бега на месте) , по возможности связанными с содержанием занятий.

Наряду с физкультминутками в дошкольных учреждениях используются двигательные паузы.

Физкультурная пауза предотвращает развитие утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей. Физкультурная пауза способствует переключению ребят с одних видов деятельности на другие (в частности на более сложные) .

Проводится физкультурная пауза в любом хорошо проветренном помещении - групповая комната, спальня, широкий коридор - во время перерыва между занятиями и составляет не более 10 минут.

Она может состоять из трех - четырех игровых упражнений типа "Кольцеброс", "Серсо", "Удочка", "Бой петухов", "Перетягивание каната", а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки) .

Методика проведения физкультурной паузы следующая:

  • игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут) , доступны детям с разным уровнем двигательной активности;
  • игровые упражнения должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее;
  • не следует предлагать детям игры с высокой интенсивностью движений, так как они могут их перевозбудить;
  • в конце двигательной паузы можно предложить детям различные дыхательные упражнения.

После кратковременного активного отпуска внимание детей значительно повышается и улучшается восприятие программного материала.

Физкультминутки бывают различными по форме и содержанию. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих

  • так как они дают возможность использования разнообразных движений; содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его задачей. Например, стихотворный текст на звукосочетания больше подходит к занятиям по звуковой культуре речи.

Упражнения "Трубач" и "Жук" тоже представляют стихотворные четверостишия с разными звуками произношения и чередованием при этом движений.

Физкультминутки на занятиях по математике в средней и старшей группах "Считаем, двигаясь" выполняются под стихотворный текст с элементами имитаций (рубка дров) .

Упражнения, состоящие из 3 разных движений из исходного положения считаются комплексами. Комплексы для занятий по развитию математических представлений и занятий по развитию речи предваряют произнесение текста до начала выполнения упражнений.

Если на занятиях по развитию речи допускается вариативность движений (лебеди летят, крыльями машут, качают головой; медведи ходят) , то на занятиях по математике воспитатель показывает наглядный материал для совместных с детьми подсчетов и выполнения по счету упражнений (например, воспитатель говорит: "Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас...") .

Во время выполнения упражнений текст произносится на занятиях по изобразительной деятельности. Все движения выполняются сидя. Движения касаются сгибания и разгибания пальцев и кистей, мышц спины и плечевого пояса, шеи. Для дошкольников средней и старшей группы комплекс упражнений "Медвежата" может использоваться для физкультурной паузы между занятиями. Кроме игрового характера с подражательной имитацией дети выполняют с разным темпом и счетом упражнения с прыжками, подскоками, разными движениями рук с наклонами в разные стороны, т.е. можно отметить двигательную активность детей.

Физкультминутки на занятиях рисования для детей средней группы "Астры" и "Грачи прилетели" под стихотворные тексты интересны для детей, чередуют движения разной интенсивности и характера выполнения (дети стоят, медленно поднимаются, приседают, бегут с разным темпом) . В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята могут не словами, а движениями изобразить зайчика, медведя, лягушку, елку, гриб и т.д. Ценность таких отгадок в том, что ребенок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.

Можно использовать различные имитационные движения: изображение спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст) , отдельные трудовые действия (поведение шофера) , повадки животных (лиса крадется, заяц прыгает, медведь переваливается) .

Двигательную физкультминутку можно провести в виде задания- загадки - "Кто живет в лесу?" (в болоте, на птичьем дворе и т.д.) .

Одна из подгрупп детей договариваются, каких животных будет изображать, а затем имитирует движения, другая подгруппа отгадывает, где исходят действия, называя животных.

На занятиях нужно использовать любую возможность, чтобы сменить позу детей, дать им возможность встать, пройти по группе. Если движения органически сочетаются с содержанием занятий, нет необходимости их регламентировать по количеству движений и их продолжительностью. Например, по конструированию дети могут использовать всю группу для строительства, причем каждая группа детей строит свой объект, выбирая место для строительства.

На занятии по математике дети могут решать задачи на ориентирование в пространстве, знакомиться с геометрическими формами не за столами, а через двигательные задания в пространстве. Они могут играть в мяч, считая количество бросков, играть в подвижные игры "Найди свой дом" с геометрическими фигурами.

Такие занятия проводятся в свободной части комнаты.

Особо заслуживает внимания вопрос о физкультминутках на занятиях по изобразительной деятельности. Считается, что лучше проводить физкультминутку перед началом занятий. Младшие дошкольники перед рисованием осенних листьев кружатся с ними по комнате, подбрасывают их. Таким же образом дети действуют с другими предметами, которые будут рисовать потом.

Непосредственно на занятиях физкультминутки будут отвлекать от творческого процесса и поэтому неэффективны. Можно ограничиться физкультминутками из упражнений пальчиковой гимнастики, упражнений для шеи, головы и мышц спины. Всего достаточно будет 2-3 упражнений на 1,5 – 2 минуты.

Физкультминутки нужны и в младшем возрасте, так как удовлетворяют потребность детей находиться в движении, через которое дошкольники получают разностороннее ознакомление с предметами окружающего мира, их признаками, свойствами.

Выполненное нами исследование позволило сформулировать ряд выводов: Статическое напряжение приводит к быстрому утомлению организма дошкольника, что снижает его работоспособность. Поэтому необходимо правильное соотношение динамического и статического компонента, как на занятиях, так и в режиме дня.

Одной из форм активного отдыха ребенка являются физкультминутки и двигательные паузы, которые снижают психоэмоциональное напряжение, активизируют работу коры головного мозга, повышают общий тонус.

Учитывая значимость физкультминутки для поддержания работоспособности на занятиях, необходимо обеспечить их разнообразие по содержанию, форме, т.к. традиционность, неизменность снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

Характеристика физкультминуток и двигательных пауз оздоровительной направленности

Нетрадиционные формы проведения физкультминуток получают все больше распространение в практике дошкольных учреждений, потому что кроме снятия психического напряжения (интеллектуального и эмоционального) , повышения работоспособности и переключения с одного вида деятельности на другой, они служат достижению более широких воспитательно-оздоровительных целей.

Среди них следует особо отметить:

  • развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности движений и действий на занятии;
  • обогащения творческого потенциала детей, возможности их воображения;
  • создание и закрепление целостного позитивного и психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
  • культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование их значимости.

В настоящее время нетрадиционные формы проведения физкультминуток и двигательных пауз встречаются в методической литературе довольно часто и в различной форме проведения.

В этой работе будут рассмотрены различные формы нетрадиционных физкультминуток и физкультурных пауз, которые укрепляют и оздоравливают организм дошкольников.

Каждая из нетрадиционных физкультминуток обладает комплексом воздействия на ребенка, допускает импровизационные моменты для индивидуального подхода к ребенку, заинтересовывает и стимулирует детей выполнять творческие задания и игровые упражнения, помогает положительно воздействовать на психику ребенка, продолжать занятия по укреплению здоровья.

Воспитатель всегда сможет из предложенных форм проведения выбрать необходимую физкультминутку применительно к своей группе дошкольников с определенными задачами проведения.

Гимнастика для глаз

Зрительный анализатор ребенка имеет свои особенности, обусловленные ростом и развитием всего организма.

В период от 1 до 5 лет происходит интенсивный процесс изменения всех элементов глаза, совершенствование его оптической системы (увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, преломляющая сила глаза) . Это сказывается на изменении остроты зрения.

Варианты организации гигиенической гимнастики для глаз в процессе занятий, требующих длительного напряжения зрительного анализатора, рекомендует доктор медицинских наук В. Ф. Базарный. Это – использование зрительных меток, плаката – схемы и др.

Подобные упражнения, по мнению автора, способствуют расслаблению глазных мышц, помогают избежать накопления следовых впечатлений в коре головного мозга. Эффективность в процессе их выполнения повышается, если воспитателю удается добиться сочетания движения глаз, головы и туловища.

«Зрительные метки» (игрушки, красочные картинки) прикрепляются к потолку, по углам, в разных частях комнаты, где проходит занятие. Непременное условие - разное расстояние до них. Вместе зрительные метки составляют сюжет, содержание которого меняется примерно 2 раза в месяц. В процессе выполнения дети фиксируют взгляд на называемых педагогом метках в течение 2-2, 5 минут.

«На плакате-схеме» (Рис. 1) с помощью стрелок указаны направления, по которым взгляд ребенка движется сначала вверх-вниз (желтый цвет) , затем влево - вправо (черный цвет) , по часовой стрелке (синий цвет) , против ее движения (зеленый цвет) и, наконец, по так называемой «восьмерке» (красный цвет) . Длительность таких упражнений – 1,5-2 минуты.

Рисунок 1. Схема

Как видим, каждое упражнение требует многократного повторения детьми однообразных движений. Сохранить интерес детей к выполнению упражнений помогут сказки и небольшие рассказы, которые под силу составить самому воспитателю.

Статическое напряжение приводит к быстрому утомлению организма дошкольника, что снижает его работоспособность. Поэтому необходимо правильное соотношение динамического и статического компонента как на занятиях, так и в режиме дня. Одной из форм активного отдыха ребенка являются физкультминутки и двигательные паузы, которые снимают психоэмоциональную напряженность, активизируют работу коры головного мозга, повышают общий тонус. Учитывая значимость физкультминуток для поддержания работоспособности на занятии, необходимо обеспечить их разнообразие по содержанию, форме, т.к. традиционность, неизменность снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.


Комплекс

физкультминуток


для начальной

школы


Составила Баранова Л.В.

МОУ Кочергинская СОШ № 19
ВВЕДЕНИЕ

Комплекс физкультминуток предназначен для начальных классов. В брошюре представлен разнообразный материал: упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для развития мышц артикуляционного аппарата ребёнка, комплекс упражнений для развития пальцев рук, упражнения для развития зрения, общеразвивающие упражнения. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово – и лимфообращение застойных участков в организме ребёнка, снять статистическое напряжение, способствуют развитию речи, улучшают мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребёнка и восстанавливают работоспособность.

Количество физкультурных минуток должно соответствовать динамике работоспособности детей, учитывать возрастные особенности младшего школьника.

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения.

Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле.

1 – 2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад,

3 – 4 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать.

Гимнастика для глаз

Исходное положение (и.п.) – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение закрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них.

Дыхательная гимнастика

«Дудочка» - сесть на стульчик, кисти рук сжать,

как будто в руках дудочка, поднести к губам; сделать медленный выдох с произнесением звука «п - ф -ф - ф - ф». Повторить 4 раза.

Артикуляционная гимнастика.

«Трактор». Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).

Гимнастика для пальцев.

Руки ладонями вниз на столе лежат. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Руки, как глазки,

Закрылись – открылись,

Словно из сказки

Они появились.

Общеразвивающие упражнения.

Солнце глянуло в кроватку,

(Ходьба)

Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать.

(Приседания)

Руки вытянуть пошире.

(Руки в стороны)

Наклониться – три, четыре.

(Наклоны)

И на месте поскакать,

(Подскоки)

Раз – два – три – четыре – пять.

На носок, потом на пятку.

(Ноги вместе; становятся сначала на носки,

затем на пятки)

Все мы делаем зарядку!

(Ходьба)

(И. п.) – руки на поясе.

1 – поворот головы направо,

2 – и. п.

3 – поворот головы налево,

4 – и. п.

Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.

Гимнастика для глаз

И.п. – стоя, смотреть прямо перед собой 2-3 сек., поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнения снижают утомление, облегчая зрительную работу на близком расстоянии.

Дыхательная гимнастика

«Часики» - стать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног проедет»), руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 6-7 раз.

Артикуляционная гимнастика.

«Стрельба». Представить, что мы на стрельбище, стреляем из воображаемого пистолета. Высунув язык, энергично произнести «к-г-к-г» (укрепляются мышцы полости глотки).

Гимнастика для пальцев.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнения несколько раз)
Общеразвивающие упражнения.

Чтоб совсем проснуться,

Надо потянуться.

(Сидя на стуле потягиваются)

Раз - подняться, потянуться

(Движения соответствуют тексту)

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть и семь – присесть и встать.

Восемь – можно день начать.

(Ходьба)
Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

2 – и. п.

3 – 4 то же правой рукой,

4 – и. п.

Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

Гимнастика для глаз

И.п. – стоя. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближаться им к глазам, пока палец не начнет «двоиться». Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает работу на близком расстоянии.

Дыхательная гимнастика

«Петушок» - стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить; поднять руки в
стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох).
Повторить 4 раза;

Артикуляционная гимнастика.

«Фейерверк». Представить, как мы в новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и фейерверк разноцветных огней рассыпается в добавление к праздничному салюту. Энергично произнести «п-б-п-б» (произнесение этих звуков укрепляет мышцы губ).

Гимнастика для пальцев.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Дети сжимают руки в кулачки и кладут их парту пальцами вниз. резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)
Общеразвивающие упражнения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: Топ – топ – топ.

Мы руки опускаем: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом.

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

(И. п.) – стоя или сидя, руки на поясе.

1 – махом левую руку занести через левое плечо, голову повернуть налево

2 – и. п.

3 – 4 то же правой рукой,

4 – и. п.

Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

Гимнастика для глаз

Дыхательная гимнастика

Повторить 4 раза;

Артикуляционная гимнастика.

«Гудок парохода».

Гимнастика для пальцев.

Две сестрички, две руки.

(Встряхивание кистями рук)

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду, реки и моря

Загребают плавая.

Общеразвивающие упражнения.

Мы сейчас все дружно встанем

(Движения в соответствии с текстом)

Отдыхать, как зайки, станем…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и подтянись.

Лапки вверх и лапки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

2 – переменить положение рук

темп средний.

Гимнастика для глаз

И.п.- руки на поясе, 1 - наклон вперед, посмотреть на доску, 2 - выпрямиться, сделать 5 быстрых миганий

3 - наклон назад посмотреть вверх

4 - вернуться в и.п.

Дыхательная гимнастика «Гуси» - медленно ходить по комнате.

На вдох поднимать руки в стороны,

на выдох - опускать вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у- у»
Артикуляционная гимнастика.

Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно- глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга,

Гимнастика для пальцев.

Средний вытянули палец

И немного покачали –

Вправо – влево, вверх – вниз.

А теперь, дружок, согнись!

(Дети сжимают правую руку в кулачок и вытягивают средний палец. Потом качают им вправо – влево, вверх – вниз и сгибают – разгибают несколько раз. Затем то же левой рукой)

Общеразвивающие упражнения.

Динь – динь, динь – день,

Начинаем новый день. (Шагаем на месте)

Дили, дили, дили, дили,

Колокольчики будили

Всех зайчат, всех ежат,

(Руки на поясе, повороты влево – вправо)

И воробышек проснулся, (Прыжки на месте)

И зайчонок встрепенулся. (Приседания)

На зарядку, кто вприпрыжку

(Прыжки с ноги на ногу)

Кто вприсядочку, (Приседания)

Через поле напрямик (Бег на месте)

Прыг – прыг – прыг- прыг (Прыжки на месте)

Гимнастика для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

(И. п.) – сидя, руки на поясе.

1 – правую руку вперёд, левую вверх

2 – переменить положение рук

Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд.

темп средний.

Гимнастика для глаз

И.п. - основная стойка.

1 - посмотреть на правый верхний угол доски,

2 - перевести взор на левый -верхний угол.

3 - на правый верхний угол,

4 - на левый. 20 раз.

Дыхательная гимнастика

«Лягушонок». И. п. - стоя, ноги вместе. Представить, как лягушонок делает быстрые, резкие прыжки, в перерыве квакая.

Слегка присесть, вздохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести «к-в-а-а-к».

Артикуляционная гимнастика.

Кашку манную мы ели

(Растянуть губы в улыбке)

И добавки захотели.

(Произносить: «ням - ням – ням…»

Хобот вытянул слонёнок,

(Вытянуть губы вперёд, длительно произнести «ууууу…»

Плачет великан – ребёнок.

(Имитировать плач ребёнка)

Гимнастика для пальцев.

Опираемся на пальцы.

пальцам надо постараться.

Начинаем: раз, два, три –

Держат нас богатыри.

(Ставят на парту подушечки больших пальцев и нажимают ими на парту, переносят на них часть своего веса. Повторить 3 – 4 раза)

Общеразвивающие упражнения.

Утром встал гусак на лапки,

(Потянулись, руки вверх)

Приготовился к зарядке.

(Рывки рук перед грудью)

Повернулся влево, вправо.

(Повороты влево – вправо)

Приседанье сделал справно,

(Приседания)

Клювиком почистил пух.

(Наклоны головы влево – вправо)

Поскорей за парту – плюх!

(Присели)
Гимнастика для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

(И. п.) – сидя, руки на поясе.

1 – 2 – свести локти вперёд

Повторить 6 – 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

Гимнастика для глаз

И.п. - руки на поясе, наклон туловища вправо, посмотреть влево, наклон туловища вперед, выпрямиться, наклон туловища влево, посмотреть вправо, вернутся в и.п.

Дыхательная гимнастика

«Аист». И. п. - основная стойка. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, гордо вынести вперед, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

Артикуляционная гимнастика.

Бобик с мясом съел картошку.

Вылизал большую плошку.

(Имитировать вылизывание плошки языком. Выполнять в течение 10 – 15 минут.)
Гимнастика для пальцев.

Идёт по парте человек,

Переставляет ножки (Сжимают правую руку в кулачок, затем разгибают указательный и средний пальцы и как будто идут ими по парте)

А если ножки смотрят вверх,

Что получилось? Рожки.

(Поднимают эти пальцы вверх. То же левой рукой)

Общеразвивающие упражнения.

Мы листики осенние, (Присесть)

На ветках мы сидим.

Сидим, сидим и ветра ждём:

Когда же полетим?

Дунул ветер – полетели…9Машут руками)

Мы летели, мы летели (Кружатся)

И на землю тихо сели. (Присесть)

Ветер снова набежал (Руки вверх)

И листочки все поднял. (Потянуться»

Закружились, полетели (Кружатся на месте)

И на землю снова сели. (Присесть)

Гимнастика для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

(И. п.) – сидя, руки вверх.

1 – сжать кисти в кулак.

2 – разжать кисти.

Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Гимнастика для глаз

И.п. - стать лицом к окну. Держать карандаш в вытянутой руке, смотреть вперед в окно на дальние дома, деревья. Перевести взор нa руку, снова вдаль. Сделать 16 раз.

Дыхательная гимнастика

«Большой и маленький».

И. п. - основная стойка. На вдохе подняться на носки,тянуть поднятые руки вверх. Зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой»). На выдохе опуститься в и. п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову («Какой я маленький»).
Артикуляционная гимнастика.

Широко разинув рот,

Зевает толстый бегемот.

А весёлая мартышка,

Губы сжав,

Читает книжку.

(Рот широко раскрыть. Вдох через рот: Имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения)

Гимнастика для пальцев.

Вот помощники мои, (Смотрим на ладони)

Их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, (Потираем руками)

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Общеразвивающие упражнения.

Мы за партами сидели. (Поднимаемся)

На учителя глядели,

А теперь мы тихо встанем

И зарядку делать станем.

Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба)

Надо косточки размять.

Мы попрыгаем немножко (Прыжки)

И покрутимся волчком. (Кружатся)

Глянем весело в окошко, (Глядим в окошко)

На другой урок пойдём. (Ходьба)

Гимнастика для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

(И. п.) – стойка ноги врозь, руки за голову.

1 – резко повернуть направо.

2 – резко повернуть налево.

Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

Гимнастика для глаз

И.п. - ноги имейте, руки за голову в замок, локти вперед,

1 - 2. Отводя локти назад, выпрямить туловище, прогнуться вперед, зажмурить с силой веки глаз.

3 - 4. Вернуться в и.п. 6 раз

Дыхательная гимнастика

«Насос». И. п. - основная стойка. Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге двумя руками, произносить звук «с-с-с» (по 6-8 раз в каждую сторону).

Артикуляционная гимнастика.

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

(Приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы. Совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.)

Гимнастика для пальцев.

На двери висит замок. (Соединение пальцев в замок)

Кто его открыть бы смог?

Потянули… (Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)

Покрутили… (Выполняются волнообразные движения кистями рук)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг о дружку)

И открыли! (Пальцы расцепились)

Общеразвивающие упражнения.

В гости к Федосье

Матрёна пришла. (Шагаем на месте)

К чаю пришла, (Руки в стороны - на пояс)

Лимон принесла (Хлопок перед грудью)

Пейте, Матрёна, (Прыжки на месте)

С лимончиком, (Присели)

Пейте, Лимона, (Прыжки на месте)

С матрёнчиком! (Присели)

А Федосья растерялясь

(Руки на пояс – наклоны влево и вправо)

И заторопилась, (Руки на пояс - повороты туловища влево и вправо)

А Федосья растерялась (Присели)

И заговорилась.

(Прыжок на месте – хлопок над головой)

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

(И. п.) – стоя или сидя, руки на поясе.

1 – махом левую руку занести через левое плечо, голову повернуть налево

2 – и. п.

3 – 4 то же правой рукой,

4 – и. п.

Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

Гимнастика для глаз

И.п. – стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить за ним. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствует их координацию.

Дыхательная гимнастика

«Каша кипит» - сесть на стул; одну руку положить на живот, другую - на грудь.
Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить

живот (выдох); при выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф».

Повторить 4 раза;

Артикуляционная гимнастика.

«Гудок парохода». Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинённый).

Гимнастика для пальцев.

Две сестрички, две руки.

(Встряхивание кистями рук)

Рубят, строят, роют,

(Движения выполнять в соответствии с текстом)

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду, реки и моря

Загребают плавая.

Общеразвивающие упражнения.

Мы сейчас все дружно встанем

(Движения в соответствии с текстом)

Отдыхать, как зайки, станем…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и подтянись.

Лапки вверх и лапки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

(И. п.) – стоя прямо.

1 – наклониться низко, руки почти касаются пола

2 – качать 10 раз из стороны в сторону и вперёд и назад.

Гимнастика для глаз

Упражнение "Ромбик".

Медленно нарисовать в воздухе ромб, стоящий острым углом вниз по вертикали. Делать 10 - 15 рисунков,

Дыхательная гимнастика

«Петушок». И. п. - основная стойка. На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны и отвести назад. На выдохе, хлопая себя руками по бедрам, прокричать «ку-ка-ре-ку» (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика.

Кормит ласточка птенцов –

(Опускать и поднимать нижнюю челюсть. Выполнять упражнение 5 – 7 раз)
Гимнастика для пальцев.

Наши пальчики, как ноги.

Побежали по дороге.

Очень быстро мы бежали,

Но споткнулись и упали.

(Соединяем большой палец правой руки с указательным левой руки. Затем – большой палец левой руки с указательным правой и т. д.)

Общеразвивающие упражнения.

По дорожке, по дорожке

(Подскоки на правой ноге)

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на обеих ногах»

Стоп!

(Присели)

Немного отдохнём

И домой пешком пойдём.

(Ходьба на месте: руки в стороны, вверх, вниз, выдох)

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

Скрестив пальцы на затылке, поднять голову, смотреть вверх, руками стараться согнуть шею. Одновременно напрягая мышцы шеи, стараться препятствовать этому движению.

Гимнастика для глаз

И.п. - правая рука вперед /"жест "отлично"/. 1 - посмотреть на большой палец, 2 - на доску, 3 -. на палец, 4 - на доску; - 6 раз.

Дыхательная гимнастика

Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произносится звук «з-з-з». Представить, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. (Учить детей направлять внимание на определенный участок тела.)

Артикуляционная гимнастика.

Ветер дул на одуванчик-

Разлетелся сарафанчик.

(Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке. Повторить 4 – 6 раз)

Гимнастика для пальцев.

Средний палец – самый длинный.

Разогнул свою он спину,

В полный вытянутый рост –

Будет через речку мост.

(Дети ставят подушечку среднего пальца правой руки на край парты и отпускают руку как можно ниже, растягивая палец. То же с левой рукой. повторить 3 – 4 раза)

Общеразвивающие упражнения.

Вышла мышка как – то раз

(Ходьба на месте)

Поглядеть, который час

(Повороты влево, вправо)

Раз, два, три, четыре,

(Хлопки над головой в ладоши)

Мышки дёрнули за гири

(Руки вверх и приседание с отпусканием рук)

Вдруг раздался страшный звон

(Хлопки перед собой)

Убежали мышки (Бег на месте)

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

Двумя пальцами сделать массаж ушных раковин вверх – вниз 15 раз. Затем закрыть уши ладонями, сблизив кончики пальцев на затылке, слегка постукивая по затылку.

Гимнастика для глаз

И.п. - руки на парте, голова слегка опущена.

Сделать 10 быстрых миганий, затем одно сильное и медленное, 5 раз

Дыхательная гимнастика

«Погреемся». И. п. - стоя, ноги вместе, руки в стороны. Ребенок быстро скрещивает руки перед грудью, хлопает ладонями по плечам, произнося: «у-х-х! у-х-х!» Возвращается в и. п. (8-10 раз).
Артикуляционная гимнастика.

Стучат колёса: т – т – т – т

В вагоне едем я и ты.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по нёбу за верхними зубами, произнося «тттттттт…»

Выполнять упражнение в течение 10 – 15 секунд.

Гимнастика для пальцев.

Вот и встретилась семья.

Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

Всех здороваться учили.

В знак приветствия кивать

Может пальчик номер «пять»,

Безымянный может ниже,

Средний – силой не обижен,

Этот – знает всё на свете,

А вот этот любят дети!

(Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку – «кивание» одного пальца 2 – 4 раза.
Общеразвивающие упражнения.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

(Ходьба на месте)

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать.

(Ходьба)

Руки поднимать.

(Руки вверх)

Приседать и вставать.

(Приседать 4 – 6 раз)

Прыгать и скакать.

(10 прыжков)

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

1 – 2 – голову назад

3 – 4 – голову вперёд

5 – 6 – голову в исходное положение.
Гимнастика для глаз

Упражнение "восьмерка" довольно сложное по характеру движения. Выполняется медленно, рисуется восьмерка, лежащая на боку. Данное упражнение выполняется по кругу.

Дыхательная гимнастика

«Каша кипит» - сесть на стул; одну руку положить на живот, другую - на грудь.
Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и
выпятить живот (выдох); при выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф».

Повторить 4 раза;

Артикуляционная гимнастика.

Кашку манную мы ели

И добавки захотели.

Хобот вытянул слонёнок,

Плачет великан – ребёнок.

(Растянуть губы в улыбке. Произносить: «ням – ням – ням… Затем вытянуть губы вперёд, длительно произнести «ууууууу…»)

Гимнастика для пальцев.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

(Пластиковые крышки надеваем на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь»)

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

(Смена рук)

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

(Смена рук)

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Общеразвивающие упражнения.

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны)

Появился самолёт. («Полетели», как самолёты)

Мах крылом туда – сюда,

(Наклоны влево – вправо)

Делай «раз» и делай «два».

(Повороты влево – вправо)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны)

Друг на друга посмотрите.

(Повороты влево – вправо)

Опустили руки вниз.

(Опустили руки)

И на место все садитесь!

(Сели на места)

Список используемой литературы.

1. Аветисов Э.С. и др. Физкультура при близорукости. – М.: Знание, 1985. – 64с.

2. Ковалев В.А. Развитие зрительных способностей дошкольников и младших школьников средствами физической культуры. Методические рекомендации. – Сосновоборск, 1990. – 17с.

3. Лёвина С.А., Тукачёва С.И. Физкульминутки. – Волгоград: Учитель, 2006. – 76 с. 4. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 58 с.

5. Крупенчук О.И.. Пальчиковые игры – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 32 с.

азработанный комплекс профилактических упражнений для физкультминуток на рабочем месте, в соответствии со школьным «Положением о соревнованиях по организации и проведению физкультурных минуток на уроке», рассчитан на все возрастные группы обучающихся . По наблюдениям педагогов физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки. Физкультминутки занимают 3–5 минут, проводятся на уроках под руководством педагогов или физоргов класса. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у обучающихся жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Учителя физической культуры А.Т.Фирсовой

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

  1. Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и. п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и. п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный.
  2. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п. Повторить 4–5 раз. Темп медленный.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК

  1. И. п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3–4 раза. Темп средний.
  2. И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
  1. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА

  1. И. п. – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1–3 – круговые движения туловищем в одну сторону; 4–6 – то же в другую сторону; 7–8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
  2. И. п. – стойка ноги врозь. 1–2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3–4 – и. п.; 5–8 – то же в другую сторону. Повторить 5–6 раз. Темп средний.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПИСЬМА

  1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и. п. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
  2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И. п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
  3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И. п. – стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
  1. Упражнение для мобилизации внимания. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7–8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13–14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп – 1 раз медленный; 2–3 раза – средний; 3–4 – быстрый; 1–2 – медленный.

Приведём еще несколько примеров упражнений, которые помогают избежать утомления, восстановить силы на уроке. Они достаточно просты и эффективны, для их выполнения не требуется специальное оборудование, и поэтому их можно выполнять в классе в программе физкультминутки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

Причиной головных болей часто являются переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и должно выработать привычку делать упражнения для глаз регулярно.

  • Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее – глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз – против часовой стрелки.

После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить: для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрывать их ладонями так, чтобы они отдыхали в полной темноте.

Упражнение на корточках облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту. Упражнения для снятия утомления следует выполнять при первых признаках неблагополучия, усталости.

  1. Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10–15 секунд – и стало жарко. Повторить три раза.
  2. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10–15 секунд.
  3. Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх–вниз, вперед–назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15–20 секунд).
  4. «Ворона». Произносить «ка-аа-аа-аар», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.
  5. «Колечко». С усилием, направляя кончик языка назад по верхнему нёбу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10–15 секунд.)
  6. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз).

Физкультминутки -- кратковременные физические упражнения -- проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.) .

Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. Она снимает утомление, восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка. Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Длительность физкультминуток 1,5--2 мин проводить их рекомендуется начиная со средней группы.

Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин (С. М. Громбах).

Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.

На физкультминутках можно широко использовать упражнения для кисти руки и различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами; перекрестные движения; систематические упражнения типа «Поза замка»; упражнения «Сова», «Умная шляпа» и др. Включаются в физкультминутку также подскоки и ходьба.

В физкультминутки можно включать 2--3 упражнения для плечевого пояса и рук, подтягивания, наклоны, повороты туловища .

В перерыве между занятиями ребенку предлагаются игры с мячом, скакалками, подвижные игры, игры-эстафеты и другие формы оптимизации двигательной деятельности. Физические упражнения во второй половине дня проводятся спустя 30 мин после дневного сна. Последние исследования (О. Сытель и др.) свидетельствуют, что выполнение физических упражнений сразу же после пробуждения не приносят пользы, так как мозг и мышцы не переключились от сна к бодрствованию.

Основные формы проведения физкультминуток:

  • а) В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3--4 упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.
  • б) В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.
  • в) В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике.
  • г) В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение педагога или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.
  • д) В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:

текст стихотворений должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;

преимущество отдается стихам с четким ритмом;

е) В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Требования к проведению физкультминуток :

* Проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я 15-я мин занятия -- в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).

Упражнения должны быть просты по структуре, интересны ихорошо знакомы детям.

Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.

Упражнения должны включать движения, воздействующиена крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.

  • * Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания.
  • * Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2--4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.

Упражнения выполняются сидя и стоя.

Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, выполняющий их, не мешал своим товарищам слева и справа. По команде педагога дежурный по классу открывает форточку или окно, учащиеся прекращают занятия и начинают выполнять упражнения. Комплекс физкультминуток рекомендуется подбирать в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.

Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. В него включаются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц - в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании статической позы во время урока. В комплексах физкультминуток желательно использовать упражнения - потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями рук.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Физкультминутка общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений для младших школьников на уроках с элементами письма:

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Владимир Радченко , учитель физической культуры СШ № 32 г. Белово, учитель года Кемеровской области-2004