Памятка для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика — Памятка для родителей. Не пропускать занятия без уважительной причины

Уважаемые родители!

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.

4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений,

5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

По материалам СМИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

«Рябинушка»

Артикуляционная гимнастика

«Весёлый язычок»

(памятка родителям)

2015 год

Заборчик

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Дудочка

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Чашечка

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка).

Чистим зубки

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

Маляр

Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

Лошадка

Вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

Индюки болтают

Языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл...".

Часики

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Качели

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

Барабанщик

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...".


Оксана Кадыкова
Памятка для родителей «Методика проведения артикуляционной гимнастики»

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Для начала давайте определимся что такое артикуляционная гимнастика . Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата , а также умение объединять простые движения в сложные, эти движения необходимы для правильного произнесения звуков.

При систематическом выполнении артикуляционной гимнастики :

Улучшается кровоснабжение артикуляционных органов ;

Уменьшается напряжённость органов артикуляционного аппарата ;

Укрепляются мышцы языка, щёк, губ;

Улучшается подвижность артикуляционных органов ;

Родители должны помнить основные правила выполнения артикуляционной гимнастики :

1. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

2. Все упражнения выполняются сидя перед зеркалом, именно в таком положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено. Руки и ноги должны быть в спокойном положении.

3. Работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5-10 минут.

4. Упражнения выполняются от простых к сложным, проводить их лучше в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

6. Нельзя говорить ребёнку что он делает упражнение неверно,- это может привести к отказу выполнять движение, лучше делать акцент что другие уже получается, а если стараться получится и это упражнение. Выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребёнка. Похвала и поощрение придадут ребёнку уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Публикации по теме:

Памятка для родителей «Организация познавательно - исследовательской деятельности в домашних условиях» Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос любознательным и учился осознавать процесс своей деятельности, приобретая умение.

РОДИТЕЛЬ - Главный воспитатель, детский сад создан в помощь родителям в решение вопросов воспитания. Вносить плату за детский сад в течение.

Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельность. С помощью игры, ребенок в данном возрасте познает мир, учится.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ. 1. Создание благоприятной, доброй семейной атмосферы. Доброта начинается с любви к людям (прежде.

Памятка для родителейЧто такое психические процессы у дошкольников? Психические процессы - одна из групп психических явлений. Психические.

Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту» 1. Ласково, по имени называйте ребенка. 2. Учите с детьми стихи, пословицы о доброте.

Прием в детский сад осуществляется с 7. 00 до 8. 30. Своевременный приход в детский сад – необходимое условие правильной организации воспитательно.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы органов артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Она помогает укрепить мышцы органов артикуляции и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Несомненно, первоначально комплекс артикуляционной гимнастики отрабатывается логопедом, и только после этого - предлагается для занятий дома с родителями, так как заниматься необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого, дорогие родители, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику правильно! Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или мёдом в зависимости от того, что любит ваш ребёнок.

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Можно подобрать к каждому упражнению картинку - образ. Картинка служит образцом для подражания какому-либо предмету.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений . Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом .

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи с чем, необходимо помнить о том, что тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полученных навыков в домашних условиях значительно сократит время постановки звуков и введения их в речь.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Можно сопровождать гимнастику текстом: сказкой или стихотворением.

Например, сказкой о Веселом язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

1.Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

2.Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Забор»).

3.Вторая дверь - это зубы. Откроем и её (упражнение «Окно»).

4.Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка - твоя губка (упражнение «Лопата»).

5.Наконец он проснулся, потянулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголка»).

Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

Отрывок из комплекса артикуляционной гимнастики

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

Ч А С И К И

Тик-так, тик-так,
Ходит маятник вот так!

Цель: вырабатывать умение чередовать движение языка к уголкам рта: вправо – влево.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем – влево. Чередовать движения под счет.

К А Ч Е Л И

Вверх – вниз,
Выше вверх,
Вверх – вниз,
И ниже вниз,
Ты качаться не ленись,
Язычок не торопись!

Цель: выработать умение чередовать движения языка вверх – вниз.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. Чередовать движения языка от верхней губы к нижней.

П О Ч И С Т И М З У Б К И

Чистить зубки часто надо,
Мама наша будет рада!

Цель: вырабатывать умение координировать движения языка. Сделать эти движения свободными.

Выполнение: рот закрыт. Передней частью языка поочередно облизывать то верхние, то нижние зубы.

Язычок наш словно бочка,
Покатился в наши щечки.

Цель: укрепить мышцы кончика языка.

Выполнение: рот приоткрыть, поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щечку.

Л О П А Т К А

Язычок широкий, гладкий –
Получается лопатка!

Цель: выработать умение делать язык широким и плоским.

Выполнение: приоткрыть рот, положить язык (сделать его широким, распластанным) на нижнюю губу. Удержать позу.

Порядина Анна Ивановна,
учитель-логопед

Грамотная, чистая и ритмичная речь ребёнка приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка)
2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка). Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Предлагаю вашему вниманию памятку по проведению артикуляционной гимнастики дома.




Надеюсь, что предложенные упражнения помогут Вам и вашему любимому ребенку провести время дома с пользой!