Ни одна блоха плоха все черненькие. Афоризмы из пьесы горького на дне

  • Шум смерти не помеха. (Бубнов)
  • (с гордостью) Мой организм отравлен алкоголем... (Актер)
  • Надоели мне, брат, все человеческие слова...все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я...наверное, тысячу раз... (Сатин)
  • Выходит — снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да! (Бубнов)
  • Образование — чепуха, главное — талант . (Актер)
  • А талант — это вера в себя, в свою силу... (Актер)
  • Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана... (Костылев)
  • Нет на свете людей лучше воров! (Сатин)
  • Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать...да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! (Сатин)
  • А куда они — честь , совесть ? На ноги, вместо сапогов , не наденешь ни чести, ни совести...Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть... (Пепел)
  • На что совесть ? Я не богатый... (Бубнов)
  • Какие они люди? Рвань, золотая рота... (Клещ)
  • А кто пьян да умён — два угодья в нем... (Бубнов)
  • ...всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее... (Пепел)
  • Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — чёрненькие, все — прыгают...так-то. (Лука)
  • ...где тепло, там и родина ... (Лука)
  • Мало знать, ты — понимай. (Наташа)
  • Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь...И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее...и хоть живут — хуже, а хотят — все лучше...упрямые! (Лука)
  • Все мы на земле странники... (Лука)
  • Барство-то — как оспа... и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. (Лука)
  • Без причины и прыщ не вскочит. (Лука)
  • Все люди на земле — лишние... (Бубнов)
  • Он [человек] — каков ни есть — а всегда своей цены стоит... (Лука)
  • Пропил я душу, старик...я, брат, погиб...А почему — погиб? Веры у меня не было... (Актер)
  • Все (...) терпят... всяк по-своему жизнь терпит... (Лука)
  • Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом вся душа. (Лука)
  • Человек — все может...лишь бы захотел... (Лука)
  • Смерть — она все успокаивает...она для нас ласковая...(Лука)
  • ...если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил...(Лука)
  • И...чего тебе правда больно нужна...подумай-ка! она, правда-то, может, обух для тебя...(Лука)
  • Пепел: ...бог есть? Лука: Коли веришь — есть; не веришь — нет...Во что веришь, то и есть...
  • Люди все живут... как щепки по реке плывут... строят дом... а щепки — прочь... (Бубнов)
  • Гляди — какой я? Лысый...А отчего? От этих вот самых разных баб... (Лука)
  • В женщине душа должна быть. (Пепел)
  • Всяко живет человек...как сердце налажено, так и живет...сегодня — добрый, завтра — злой... (Лука)
  • Любить — живых надо...живых...(Лука)
  • В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин)
  • Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми (Сатин)
  • Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! (Сатин)
  • Болезнь — боится слова, а смерть — нет... (Бубнов)
  • Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть...жалеть людей надо! Христос-то всех жалел и нам так велел... (Лука)
  • Надо уважать человека! Не жалеть...не унижать его жалостью...уважать надо. (Сатин)
  • Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека! (Сатин)

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

Проблематика пьесы «На дне» и ее связь с общест-венной жизнью 90-х годов.

Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне».

Правда «голого человека».

Правда Луки и правда Сатина в пьесе М. Горького «На дне».

Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе М. Горького «На дне».

«Правда богосвободного человека!» (по пьесе «На дне»).

Две правды (по пьесе «На дне»).

Идейно-нравственный идеал М. Горького (по пьесе «На дне»).

Лука блуждающий персонаж.

Проблема гуманизма в произведениях М. Горького.

Клещ и Актер.

Сатин и Барон бывшие интеллигентные люди.

Драматургическое мастерство М. Горького.

Проблема новаторства в пьесе М. Горького «На дне»,

В чем современность пьесы М. Горького «На дне».

Человек в творчестве М. Горького.

Проблема гуманизма в творчестве М. Горького.

Особенности драматургии М. Горького.

В основе пьесы Максима Горького «На дне» — спор о человеке и его возможностях. Герои пьесы — люди, оказавшиеся на самом «дне» жизни. Что мо-жет помочь человеку? Может ли его вообще что-ли-бо спасти? В ведущемся в пьесе споре о человеке особенно важны три позиции — Бубнова, Луки и Сатина.

Лука самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произве-дения: «Что лучше: истина или сострадание? Нуж-но ли доводить сострадание до того, чтобы пользо-ваться ложью, как Лука?»

Лука

Л у к а. Мне — все равно! Я и жуликов ува-жаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают... так-то. Где тут, ми-лая, приспособиться мне?

Л у к а. Все мы на земле странники... Гово-рят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница.

Л у к а. Мяли много, оттого и мягок... (Смеет-ся дребезжащим смехом.)

Л у к а. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом — вся душа...

Л у к а. Ну, чего? Ты... лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... что-бы, значит, даром их лечить... Признали, ви-дишь, что пьяница — тоже человек... и даже — рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, ва-ляй! Иди...

Л у к а. Это ничего! Это - перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты - надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться - нечего!

Л у к а. А хорошая сторона - Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там - как огурцу в парнике!

Л у к а. Чего там понимать? Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня - добрый, завтра - злой… А коли девка эта за душу тебя задела всурьез… уйди с ней отсюда, и кончено… А то - один иди… Ты - молодой, успеешь бабой обзавестись.

Л у к а. Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где им… куда нам - мертвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!

Л у к а. Добрый, говоришь? Ну… и ладно, коли так… да!

За красной стеной тихо звучит гармоника и песня

Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу - вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!

Сатин

С а т и н. Так... Надоели мне, брат, все челове-ческие слова... все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...

С а т и н. Был... (Усмехаясь.) Есть очень хоро-шие книги... и множество любопытных слов... Я был образованным человеком... знаешь?

С а т и н. Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются... Работа? Сде-лай так, чтоб работа была мне приятна, — я, мо-жет быть, буду работать... да. Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! (Актеру.) Ты, Сарданапал! Идем...

С а т и н. Брось! Люди не стыдятся того, что те-бе хуже собаки живется... Подумай — ты не ста-нешь работать, я — не стану... еще сотни... тыся-чи, все! — понимаешь? все бросают работать! Ни-кто, ничего не хочет делать — что тогда будет?

С а т и н (смеясь). И вообще... для многих был... как мякиш для беззубых...

С а т и н. Какая польза тебе, если я тебя по-жалею?..

С а т и н (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже!.. Ты — ни-чего не понимаешь... и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот Правда! Он это понимал… вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи… Я - понимаю старика… да! Он врал… но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я - знаю! Я - читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я - знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!

С а т и н. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но - еще кое-что знаю! Старик? Он - умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем за его здоровье! Наливай…

Настя наливает стакан пива и дает Сатину.

(Усмехаясь.) Старик живет из себя… он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! Зачем живут люди?»… (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А - для чего лучшего люди-то живут, милачок! Вот, вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, - всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает… и сразу дело на двадцать лет вперед двигает… Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя про-живает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше — для лучшего человека живут!»

С а т и н. Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он — молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек — сво-боден... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Маго-мет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала я концы... Всё — в человеке, всё — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Вы-пьем за человека, Барон! (Встает..) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, лю-ди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне — «Мерза-вец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда прези-рал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сы-тости!..

С а т и н (негромко). Эх„, испортил песню... дур-рак!

Бубнов

Б у б н о в. Слыхал... сто раз! Ну и был... эка важность!.. Я вот — скорняк был... свое заведение имел... Руки у меня были такие желтые — от кра-ски: меха подкрашивал я, — такие, брат, руки были желтые — по локоть! Я уж думал, что до са-мой смерти не отмою... так с грязными руками и помру... А теперь вот они, руки... просто гряз-ные... да!

Б у б н о в. На что совесть? Я — не богатый...

Б у б н о в. А кто пьян да умен — два угодья нем...

Б у б н о в. Что было — было, а остались — од-ни пустяки... Здесь господ нету... все слиняло, один голый человек остался...

Б у б н о в (спокойно). Ты везде лишняя... да и все люди на земле — лишние...

Б у б н о в. Мм-да!.. А я вот... не умею врать! За-чем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?

До вынужденного ухода Луки самочувствие ноч-лежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Это, в первую очередь. Актер и Пепел. Лука сумел вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием.

Актер

А к т е р. (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью.) Мой организм отравлен алкоголем... (Задумывается, сидя на нарах.)

А к т е р (сидит, обняв руками колени). Обра-зование — чепуха, главное — талант. Я знал ар-тиста... он читал роли по складам, но мог играть героев так, что... театр трещал и шатался от вос-торга публики...

А к т е р. Идем, Навухудоноссор! Напьюсь — как... сорок тысяч пьяниц...

А к т е р. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хоро-шая память... А теперь вот... кончено, брат! Все кончено для меня! Я всегда читал это стихотворе-ние с большим успехом... гром аплодисментов! Ты... не знаешь, что такое аплодисменты... это, брат, как... водка!.. Бывало, выйду, встану вот так... (Становится в позу.) Встану... и... (Мол-чит.) Ничего не помню... ни слова... не помню! Любимое стихотворение... плохо это, старик?

А к т е р (останавливается, не затворяя две-ри, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит). Старик, эй! Ты где? Я — вспомнил... слушай. (Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.)

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

А к т е р. Искать город... лечиться... Ты - то-же уходи... Офелия... иди в монастырь... Понима-ешь — есть лечебница для организмов... для пья-ниц... Превосходная лечебница... Мрамор... мра-морный пол! Свет... чистота, пища... всё — даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь я... снова буду... Я на пути к возрожденью... как ска-зал король... Лир! Наташа... по сцене мое имя Сверчков-Заволжский... никто этого не знает, ни-кто! Нет у меня здесь имени... Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички...

Пепел

П е п е л. Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна, да! А Клещ ругает нас: нет, гово-рит, у нас совести...

П е п е л. А скушно... чего это скушно мне бы-вает? Живешь-живешь —- все хорошо! И вдруг — точно озябнешь: сделается скушно...

П е п е л. Тебе, дед, изволь, — уважу! Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо... сказки говоришь приятно! Ври, ничего... мало, брат, приятного на свете!

П е п е л. Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал... Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын...

П е п е л. Я сказал — брошу воровство! Ёй-бо-гу — брошу! Коли сказал — сделаю! Я — грамот-ный... буду работать... Вот он говорит — в Сибирь-то по своей воле надо идти... Едем туда, ну?.. Ты думаешь — моя жизнь не претит мне? Эх, Ната-ша! Я.знаю... вижу!.. Я утешаю себя тем, что Дру-гие побольше моего воруют, да в чести живут... только это мне не помогает! Это... не то! Я — не каюсь... в совесть я не верю... Но — я одно чувст-вую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...

В пьесе нет однозначного ответа на вопрос: что лучше — истина или сострадание? Горький выра-жает и уверенность, что только истина в состоянии спасти человечество, и понимание значимости со-страдания в жизни людей.


Ключевые теги: ,

Уходят.

Пепел (зевая) . Что, как жена твоя?

Клещ . Видно, скоро уж…

Пауза.

Пепел . Смотрю я на тебя, – зря ты скрипишь.

Клещ . А что делать?

Пепел . Ничего…

Клещ . А как есть буду?

Пепел . Живут же люди…

Клещ . Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди… умрет жена… Я здесь полгода прожил… а все равно как шесть лет…

Пепел . Никто здесь тебя не хуже… напрасно ты говоришь…

Клещ . Не хуже! Живут без чести, без совести…

Пепел (равнодушно) . А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…

Бубнов (входит) . У-у… озяб!

Пепел . Бубнов! У тебя совесть есть?

Бубнов . Чего-о? Совесть?

Пепел . Ну да!

Бубнов . На что совесть? Я – не богатый…

Пепел . Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна, да! А Клещ ругает нас, нет, говорит, у нас совести…

Бубнов . А он что – занять хотел?

Пепел . У него – своей много…

Бубнов . Значит, продает? Ну, здесь этого никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил… да и то в долг…

Пепел (поучительно) . Дурак ты, Андрюшка! Ты бы, насчет совести, Сатина послушал… а то – Барона…

Клещ . Не о чем мне с ними говорить…

Пепел . Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…

Бубнов . А кто пьян да умен – два угодья в нем…

Пепел . Сатин говорит: всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее… И это – верно…

Наташа входит. За нею – Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса.

Лука . Доброго здоровья, народ честной!

Пепел (приглаживая усы) . А-а, Наташа!

Бубнов (Луке) . Был честной, да позапрошлой весной…

Наташа . Вот – новый постоялец…

Лука . Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… так-то. Где тут, милая, приспособиться мне?

Наташа (указывая на дверь в кухню) . Туда иди, дедушка…

Лука . Спасибо, девушка! Туда, так туда… Старику – где тепло, там и родина…

Пепел . Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…

Наташа . Поинтереснее вас… Андрей! Жена твоя в кухне у нас… ты, погодя, приди за ней.

Клещ . Ладно… приду…

Наташа . Ты бы, чай, теперь поласковее с ней обращался… ведь уж недолго…

Клещ . Знаю…

Наташа . Знаешь… Мало знать, ты – понимай. Ведь умирать-то страшно…

Пепел . А я вот – не боюсь…

Наташа . Как же!.. Храбрость…

Бубнов (свистнув) . А нитки-то гнилые…

Пепел . Право – не боюсь! Хоть сейчас – смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру – не охну! Даже – с радостью, потому что – от чистой руки

Наташа (уходит) . Ну, вы другим уж зубы-то заговаривайте.

Бубнов (протяжно) . А ниточки-то гнилые…

Наташа (у двери в сени) . Не забудь, Андрей, про жену…

Клещ . Ладно…

Пепел . Славная девка!

Бубнов . Девица – ничего…

Пепел . Чего она со мной… так? Отвергает… Все равно ведь – пропадет здесь…

Бубнов . Через тебя пропадет…

Пепел . Зачем – через меня? Я ее – жалею…

Бубнов . Как волк овцу…

Пепел . Врешь ты! Я очень… жалею ее… Плохо ей тут жить… я вижу…

Клещ . Погоди, вот Василиса увидит тебя в разговоре с ней…

Бубнов . Василиса? Н-да, она своего даром не отдаст… баба – лютая…

Пепел (ложится на нары) . Подите вы к чертям оба… пророки!

Клещ . Увидишь… погоди!..

Лука (в кухне, напевает) . Середь но-очи… пу-уть-дорогу не-е видать…

Клещ (уходя в сени) . Ишь, воет… тоже…

Пепел . А скушно… чего это скушно мне бывает? Живешь-живешь – все хорошо! И вдруг – точно озябнешь: сделается скушно…

Бубнов . Скушно? М-м…

Пепел . Ей-ей!

Лука (поет) . Эх, и не вида-ать пути-и…

Пепел . Старик! Эй!

Лука (выглядывая из двери) . Это я?

Пепел . Ты. Не пой.

Лука (выходит) . Не любишь?

Пепел . Когда хорошо поют – люблю…

Лука . А я, значит, не хорошо?

Пепел . Стало быть…

Лука . Ишь ты! А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны…

Пепел (смеясь) . Вот! Верно…

Бубнов . Говоришь – скушно, а сам хохочешь.

Пепел . А тебе что? Ворон…

Лука . Это кому – скушно?

Пепел . Мне вот…

Барон входит.

Лука . Ишь ты! А там, в кухне, девица сидит, книгу читает и – плачет! Право! Слезы текут… Я ей говорю: милая, ты чего это, а? А она – жалко! Кого, говорю, жалко? А вот, говорит, в книжке… Вот чем человек занимается, а? Тоже, видно, со скуки…

Барон . Это – дура…

Пепел . Барон! Чай пил?

Пепел . Хочешь – полбутылки поставлю?

Пепел . Становись на четвереньки, лай собакой!

Барон . Дурак! Ты что – купец? Или – пьян?

Пепел . Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…

Пепел . Чего же? А теперь вот я тебя заставлю лаять собакой – ты и будешь… ведь будешь?

  • Шум смерти не помеха. (Бубнов)
  • (с гордостью) Мой организм отравлен алкоголем... (Актер)
  • Надоели мне, брат, все человеческие слова...все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я...наверное, тысячу раз... (Сатин)
  • Выходит - снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да! (Бубнов)
  • Образование - чепуха, главное - талант . (Актер)
  • А талант - это вера в себя, в свою силу... (Актер)
  • Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне - это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана... (Костылев)
  • Нет на свете людей лучше воров! (Сатин)
  • Сделай так, чтоб работа была мне приятна - я, может быть, буду работать...да! Может быть! Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство! (Сатин)
  • А куда они - честь , совесть ? На ноги, вместо сапогов , не наденешь ни чести, ни совести...Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть... (Пепел)
  • На что совесть ? Я не богатый... (Бубнов)
  • Какие они люди? Рвань, золотая рота... (Клещ)
  • А кто пьян да умён - два угодья в нем... (Бубнов)
  • ...всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее... (Пепел)
  • Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - чёрненькие, все - прыгают...так-то. (Лука)
  • ...где тепло, там и родина ... (Лука)
  • Мало знать, ты - понимай. (Наташа)
  • Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь...И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее...и хоть живут - хуже, а хотят - все лучше...упрямые! (Лука)
  • Все мы на земле странники... (Лука)
  • Барство-то - как оспа... и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. (Лука)
  • Без причины и прыщ не вскочит. (Лука)
  • Все люди на земле - лишние... (Бубнов)
  • Он [человек] - каков ни есть - а всегда своей цены стоит... (Лука)
  • Пропил я душу, старик...я, брат, погиб...А почему - погиб? Веры у меня не было... (Актер)
  • Все (...) терпят... всяк по-своему жизнь терпит... (Лука)
  • Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом вся душа. (Лука)
  • Человек - все может...лишь бы захотел... (Лука)
  • Смерть - она все успокаивает...она для нас ласковая...(Лука)
  • ...если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил...(Лука)
  • И...чего тебе правда больно нужна...подумай-ка! она, правда-то, может, обух для тебя...(Лука)
  • Пепел: ...бог есть? Лука: Коли веришь - есть; не веришь - нет...Во что веришь, то и есть...
  • Люди все живут... как щепки по реке плывут... строят дом... а щепки - прочь... (Бубнов)
  • Гляди - какой я? Лысый...А отчего? От этих вот самых разных баб... (Лука)
  • В женщине душа должна быть. (Пепел)
  • Всяко живет человек...как сердце налажено, так и живет...сегодня - добрый, завтра - злой... (Лука)
  • Любить - живых надо...живых...(Лука)
  • В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин)
  • Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми (Сатин)
  • Человек - вот правда! Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! (Сатин)
  • Болезнь - боится слова, а смерть - нет... (Бубнов)
  • Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть...жалеть людей надо! Христос-то всех жалел и нам так велел... (Лука)
  • Надо уважать человека! Не жалеть...не унижать его жалостью...уважать надо. (Сатин)
  • Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека! (Сатин)

1. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности. Какое из произведений Горького не соответствует этому утверждению:
а) «Челкаш»
б) «На дне» +
в) «Старуха Изергиль»

2. Необходимо определить жанр пьесы Горького «На дне»:
а) социально — философская драма +
б) мелодрама
в) бытовая драма

3. Главным предметом изображения в пьесе Горького «На дне» является:
а) быт людей «дна»
б) жизненные обстоятельства, приведшие людей на «дно»
в) сознание людей, выброшенных на «дно» в результате социальных процессов, происходивших в русском обществе на рубеже веков +

4. Какая сцена является завязкой основного конфликта в пьесе «На дне»:
а) появление Луки в ночлежке +
б) разговор Костылева с ночлежниками в 1 акте о Василисе
в) рассказ — притча Луки о праведной земле

5. Горький был уроженцем этого города:
а) Москвы
б) Самары
в) Нижнего Новгорода +

6. Годы жизни писателя:
а) 1895 — 1925
б) 1868 — 1936 +
в) 1870 — 1921

7. Какое образование получил писатель:
а) учился в гимназии
б) учился дома
в) оба ответа не правильные +

8. Как назывался рассказ, сделавший имя писателя известным:
а) «Челкаш» +
б) «Мальва»
в) «Макар Чудра»

9. Укажите, какой новый тип героя ввёл Горький в своих произведениях:
а) романтический герой
б) новые люди
в) лишний человек +

10. Какой художественный приём использовал писатель в следующем отрывке в выделенных предложениях: «Ночь была тёмная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов… Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день»:
а) антитеза
б) метафора +
в) гипербола

11. Кого из персонажей ранних рассказов писателя люди наказали за гордость и за то, что он считал себя выше других:
а) Ларру +
б) Лойко Зобара
в) Макара Чудру

12. Какую из пьес Горького публика встречала восторженно, «как пьесу — буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала»:
а) «Дачники»
б) «На дне» +
в) «Мещане»

13. Кто из персонажей пьесы «На дне» заявляет: «Я рабочий человек… И с малых лет работаю… Вылезу… Кожу сдеру, а вылезу»:
а) Клещ +
б) Сатин
в) Пепел

14. Кому из героев пьесы «На дне» принадлежат следующие слова: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»:
а) Бубнов
б) Лука
в) Сатин +

15. Кому из героев пьесы «На дне» принадлежат следующие слова: «Всякая блоха не плоха, все — черненькие, все — прыгают»:
а) Лука +
б) Костылев
в) Сатин

16. Носителем какой идеологии является Лука в пьесе «На дне»:
а) носителем идеи крайнего индивидуализма
б) выразителем идеи покорности и смирения перед жизненными обстоятельствами +
в) выражает идею раболепия перед власть имущими

17. Необходимо назвать героя пьесы, в уста которого писатель вкладывает авторскую точку зрения:
а) Бубнов
б) Лука
в) Сатин +

18. Как относился писатель к первой русской революции:
а) отрицательно
б) активно поддерживал +
в) настороженно

19. Кто из персонажей пьесы, прикрываясь служением Богу, грабит людей:
а) Сатин
б) Барон
в) Костылев +

20. Необходимо указать героя пьесы, которому принадлежат слова: «Руки у меня были такие желтые от краски: меха подкрашивал я … Я уж думал до самой смерти не отмою …А теперь во они, руки… просто грязные … да!»:
а) Клещ
б) Бубнов +
в) Сатин

21. Как называлось место на Земле, где «люди друг дружке – завсяко — просто помогают»:
а) праведная земля +
б) Новая Земля
в) земля обетованная

22. По мнению Актёра, без чего «нет человека»:
а) профессии
б) имени +
в) свободы

23. Кому из персонажей пьесы принадлежат следующие слова: «По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»:
а) Костылеву
б) Сатину
в) Бубнову +

24. Настоящее имя и фамилия писателя:
а) Владимир Митыпов
б) Алексей Пешков +
в) Яков Босой

25. Причина, по которой в 1888 году Горького арестовали:
а) публикация первого рассказа
б) незаконный выезд за границу
в) пропаганда революции +

26. В каком году был написан рассказ «Челкаш»:
а) 1895 год
б) 1894 год +
в) 1893 год

27. В каком году был напечатан рассказ «Челкаш»:
а) 1895 год +
б) 1894 год
в) 1893 год

28. Пьеса «На дне» была написана в:
а) 1900
б) 1901 — 02 году +
в) 1903

29. Дата первой публикации пьесы «На дне»:
а) 1901
б) 1902
в) 1903 +

30. Сколько лет было Луке в пьесе «На дне»:
а) 60 +
б) 40
в) 55