Массаж для грудничков с подробной фото-инструкцией. Массаж для грудничков с подробной фото-инструкцией 3 месяца массаж малышу гимнастика

Массаж для грудничков необходим для развития двигательных навыков и формирования мышечного тонуса. Это отличный способ установления контакта с малышом и общения. Если каждый день выполнять серию упражнений, это поможет укрепить здоровье малыша и предупредить различные заболевания.

Грудничковый массаж лучше всего делать в момент, когда ребенок в хорошем настроении, не голоден и не хочет спать. Не рекомендовано использовать различные косметические средства (кремы, масла, лосьоны). Прежде чем делать массаж ребенку, помещение нужно проветрить. Руки вымыть с мылом и согреть. Температура воздуха должна быть комфортной (+21 градус).

Особенностью массажа, который делают ребенку от 3 до 6 месяцев, является расширение количества видов движения рук. Курс включает не только поглаживающие движения, добавляются растирание, разминание.

Когда делают массаж, все движения сопровождают счетом, можно рассказывать ребенку стишки ласковым голосом. Сколько длится общеукрепляющий массаж? Процедура не должна быть больше 30 минут. Когда массаж закончится, малыша нужно тепло одеть. Сколько дней нужно делать массаж? Курс обычно рассчитан на 10 дней.

Общий массаж для грудничков в период с 3 до 6 месяцев проводят с целью формирования нормального тонуса рук и ног, обучения изменению положения тела (переворачивание, самостоятельное сидение), подготовки мышц рук к умению захватывать и удерживать игрушку, стимулирования речевой деятельности.

Курс массажа ребенку от 3 месяцев можно делать и в лечебных целях, например, при бронхиальной астме, пневмонии, при гипертонусе или запорах.

Курс массажа, который проводят ребенку от 3 до 6 месяцев, имеет свои противопоказания:

  • гнойничковое поражение кожи;
  • заболевания кровеносной системы;
  • острая фаза любых заболеваний;
  • патологические изменения в работе и строении сердца;
  • при повышенной нервозности малыша;
  • когда у него высокая температура тела.

Противопоказаны сильные надавливающие и ударные движения, похлопывания. Этим вызывается излишнее возбуждение нервной системы и раздражение рецепторов.

Техника массажа на различных частях тела

Стопы

  • Грудничковый массаж стоп начинается с поглаживаний.
  • Затем от пяточки к пальчикам проводят тыльной и наружной стороной кисти несколько раз.
  • Большим пальцем делаются волнообразные движения.
  • Растирается наружная и внешняя часть пяточек.
  • Затем переходят к легким постукиваниям подушечками пальцев. Достаточно будет по 8 легких ударов по каждой стопе.
  • После этого можно сгибать и разгибать стопу.

Ноги


Живот

  • Начинают с легких круговых поглаживаний по часовой стрелке.
  • Делают одновременные поглаживания двумя руками в противоположные стороны.
  • Ладони обеих рук направляются друг к другу.
  • Растирание подушечками пальцев. Можно делать в любом направлении: по часовой стрелке, по диагонали, в виде спирали.

Грудная клетка

  • Легкое поглаживание поверхности грудины.
  • Растирание подушечками пальцев от середины до подмышечной области.
  • Затем по средней части снизу вверх и в сторону плеч.
  • Темп можно прибавить. Надавливая подушечками пальцев, продвигаются от середины к боковой поверхности.
  • Заканчивают массаж поглаживающими движениями.

Руки

  • Начинают массаж рук с кистей. Для этого кисть одной из рук фиксируют ладонью и делают круговые движения.
  • После этого массируется каждый пальчик от основания к кончику.
  • Следом массажируются плечи. Их поглаживают в направлении от кисти к плечу. Потом можно сделать кольцевое растирание.
  • Гимнастика для рук позволит укрепить мышцы и навыки хватания. Большой палец руки вкладывается ребенку в ладонь. После этого плавно поднимаются и опускаются руки.
  • Руки ребенка разводят в стороны, а затем соединяют и перекрещивают на груди.
  • Вытянуть ручки малыша вперед. Затем одну ручку согнуть, другую одновременно разогнуть.

Спина

  • Поглаживание и растирание начинают с нижней части спины. Растирание можно осуществлять по часовой стрелке, а можно в разные стороны от позвоночника обеими руками.
  • Когда ребенку будет 4 месяца, можно делать движение «пиление». Ладони устанавливаются тыльной стороной на спинке малыша на небольшом расстоянии друг от друга. Движения осуществляются в противоположных направлениях.

Подобный курс массажа длится 10 дней. Нельзя забывать про стишки, песни и простое общение.

Придание тонуса или расслабление

Тонизирующий массаж, который делают маленькому ребенку, длится намного меньше, чем обычный. Сколько по времени он должен продолжаться? Желаемый эффект от массажа заметен практически сразу же. Продолжительность массажа не больше 15 минут. В основе всех упражнений лежит вибрирующее движение. Также присутствуют разминание, поглаживание, постукивание. Начинают обрабатывать сначала мышцы спины, плавно переходя к мышцам рук и ног.

  • Массаж начинается с поглаживания и растирания. Этот этап необходим для разогрева тела и перехода к другим упражнениям.
  • Разминание. Усиливает кровоток и поднимает жизненный тонус.
  • Похлопывания, поколачивания улучшают работу внутренних органов.
  • Вибрация закрепляет и дополняет все остальные манипуляции.

Курс массажа ребенку до 6 месяцев помогает улучшить обмен веществ, повышается активность, снимается сонливость, нормализует сердечно-сосудистую и умственную деятельность.

Если ребенка 3 месяцев нужно, наоборот, успокоить, поможет расслабляющий массаж. Имеет смысл делать курс массажа перед сном. Желательно, чтобы подобные упражнения делались в одно и то же время. Сколько по времени длится подобный массаж? Его нужно делать не больше 15 минут.

Расслабляющий массаж включает в себя легкие поглаживания, постукивания, растирания. Его может делать любой член семьи. Лучше всего расслабляющий курс упражнений делать после купания.

Расслабляющий массаж нужно начинать с лица. Поглаживающими движениями переходить от области лба к скулам и подбородку. Касаться нужно слегка подушечками пальцев. Все движения делаются медленно. Можно остановиться на мочках ушей и помассировать их.

Затем захватываются ручки ребенка и разводятся в стороны, потом скрещиваются на груди. Подобное упражнение полезно для мышц грудины. Переходят к спинке. Кистями рук поглаживать спинку сверху вниз, не затрагивая позвоночник. Животик массируется круговыми движениями по часовой стрелке.

Покачивание тела поможет снять напряжение. Малыша поднимают за подмышки и качают в вертикальном положении, придерживая головку.

Расслабляющий массаж нужно сопровождать разговором с ребенком, рассказывать стишки, петь песни, можно включить тихую спокойную музыку. Правильно выполненный расслабляющий массаж настроит малыша 3–6 месяцев на крепкий и здоровый сон, а также обеспечит хороший аппетит.

Расслабляющий курс массажа номер 10 делают не только с целью настроить малыша на сон. При гипертонусе (чрезмерное напряжение мышц) показан подобный вид массажа. В результате мышцы быстро приходят в норму.

Общий массаж разрешено делать в домашних условиях. Но предварительно нужно обговорить все упражнения с участковым педиатром.

В возрасте 3–4 месяцев ребенок бодрствует уже 4–5 часов в сутки, и вы уже знаете, как он реагирует на упражнения, в какое время суток с ним можно заниматься гимнастикой и массажем. Главный показатель правильного выбора времени – это хорошее настроение малыша во время занятий и после их окончания.

В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно лежит на животе и из этого положения умеет поднимать не только голову, но и всю верхнюю часть туловища. При этом он опирается на согнутые руки. Старайтесь как можно чаще перекладывать малыша на живот. Причем делать это нужно не только на столе для пеленания в процессе ежедневных занятий, но и на любой другой поверхности в любое время дня – в кроватке, на диване, полу и т. д.

Благодаря многократным повторениям движения его ног и рук совершенствуются, приобретая значение двигательных. Производя движения ногами и упираясь ими в пол, ребенок начинает перемещаться в разные стороны и обнаруживает это, так как положение головы позволяет ему видеть все, что происходит вокруг. Очень скоро ваш малыш поймет пользу движений, которые помогают ему перемещаться вперед, а чувства, которые он при этом испытывает, позволят ему их запомнить. К 4 месяцам ребенок уже умеет приподниматься на вытянутых руках. При этом он опирается только на ладони.

Очень важно, чтобы при этом ладошка малыша была полностью раскрыта, а пальчики расправлены. Для того чтобы этого достичь, чаще хлопайте ладонями ребенка по собственным ладоням или твердым поверхностям.

3–4-месячный малыш становится общительнее: он начинает «гулить», чаше улыбается, а на ласковое обращение взрослых отвечает целым комплексом оживления: улыбкой, активными движениями ног и рук, а также звуками. Эту полезную реакцию нужно поддерживать частым общением с ребенком.

В этом возрасте проявляется интерес к игрушкам. Он тянется к ним, а ближе к 4 месяцам берет в руки игрушку, удерживает ее и пытается гладить. Подберите несколько ярких, удобных для захвата погремушек, желательно с округлой ручкой. Игрушки, имеющие граненую или плоскую ручку, не рекомендуются, так как, для того чтобы взять их в руку, ребенку не нужно противопоставлять большой палец остальным, что тормозит развитие ручных навыков. Наверняка вы обращали внимание, как школьники начальных классов держат карандаш или ручку. Так вот, неправильное или правильное положение этих предметов в руке формируется еще в младенческом возрасте.

Новорожденный ребенок тоже может схватить предмет, но делает это случайно и нерегулярно. Но главное отличие хватательных движений новорожденного от тех же движений 3–4-месячного ребенка заключается в том, что первый может держать предмет, но не умеет его выпустить. К 3–4 месяцам, когда малыш подрастет, движения его рук становятся целенаправленными, поэтому он уже может отпустить не понравившийся ему предмет и взять яркую игрушку.

В этом же возрасте исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, а ближе к 4 месяцам – ног, поэтому движения конечностей становятся более точными и свободными. Это означает, что в занятия можно включать самые простые пассивные упражнения, чтобы постепенно перейти к более сложным. Комплекс, приведенный ниже, включает пассивные упражнения для ног и рук ребенка, которые желательно выполнять с вибрацией (легким встряхиванием). Для развития мышц живота, спины, ног и шеи используются рефлекторные упражнения, в том числе и рефлексы позы тела. Особенно важен рефлекс, заставляющий малыша на весу отклонять голову в противоположную сторону: на спине – вперед, на животе – назад, на левом боку – вправо, на правом боку – влево. Чаще переворачивайте ребенка в воздухе, так как при этом развивается вестибулярный аппарат.

Кроме того, нужно обратить внимание на формирование такого навыка, как поворот со спины на живот. 4-месячный малыш делает это самостоятельно, ему требуется лишь незначительная помощь со стороны взрослых. Теперь уже нельзя оставлять малыша без присмотра там, где он, перевернувшись, может упасть.

Занятия гимнастикой и массаж могут быть более продолжительными, но их длительность нужно подбирать индивидуально, на основании степени подготовленности и возможностей ребенка. Если вы не успеваете сделать упражнения за 1 раз, перенесите их на другое время. Массаж приобретает более интенсивный характер за счет введения нового приема – растирания, которое выполняется подушечками согнутых пальцев. Применяется и кольцевое растирание. Важно помнить, что массаж тела должен начинаться с поглаживаний и заканчиваться ими же: это способствует расслаблению мышц и успокоению нервной системы.

Основной целью занятий с малышом 3–4-месячного возраста являются:

1. Стабилизация тонуса ног.
2. Воспитание навыков изменения положения тела.
3. Развитие умелости рук, чему способствуют:

  • общение с малышом;
  • вкладывание в его ладони игрушек с удобными для захвата ручками;
  • плавание и теплые ванны;
  • более энергичные приемы массажа;
  • активные рефлекторные движения;
  • пассивные упражнения с применением вибрации.

Комплекс 2

1. Массаж рук:

  • поглаживание (5–6 раз);
  • кольцевые растирания (2–3 раза);
  • поглаживание (2–3 раза).

2. Скрещивание рук на груди (6–8 раз).

3. Массаж ног:

  • поглаживание (по 2–3 раза);
  • кольцевые растирания (5–6 раз);
  • поглаживание (2–3 раза).

4. «Скользящие шаги» (5–6 раз).

5. Повороты на живот (по 2–3 раза в каждую сторону).

6. Массаж спины:

  • поглаживание (2–3 раза);
  • растирание всей поверхности спины подушечками пальцев (2–3 раза);
  • поглаживание (2–3 раза).

7. Рефлекторное сгибание позвоночника лежа на боку (по 2–3 раза на каждом боку).

9. Массаж живота:

  • круговые поглаживания (2–3 раза);
  • встречное поглаживание (2–3 раза);
  • поглаживание косых мышц живота (2–3 раза);
  • растирание всей поверхности живота (2–3 раза);
  • поглаживание (2–3 раза).

10. Подъем туловища и головы из положения лежа на спине (2–4 раза).

11. Массаж стоп:

  • поглаживание (по 2–3 раза);
  • растирание (по 5–6 раз);
  • поколачивание (по 8–10 ударов);
  • поглаживание (по 2–3 раза).

12. Разгибание и сгибание стоп (по 5–6 раз каждой ногой).

13. Рефлекторная «ходьба».

14. Массаж груди:

  • поглаживание (2–3 раза);
  • вибрационный массаж (3–4 приема);
  • поглаживание (2–3 раза).

15. Упражнение «бокс» (5–6 раз).

16. Упражнения с мячом.

Массаж рук

()

Сначала выполните 5–6 поглаживаний (см. комплекс 1, упражнение 1), а затем кольцевое растирание. Придерживая левой рукой правую руку ребенка, вложите в нее свой большой палец. Затем указательным и большим пальцами свободной руки обхватите руку малыша кольцом в области запястья. Проделайте энергичные растирания, направляя давление пальцев на наружную поверхность руки (рис. 17). Продвигайтесь вверх постепенно с таким расчетом, чтобы за 3–4 оборота дойти до локтя и за 5–6 оборотов – до плеча. Прием нужно повторить 2–3 раза для каждой руки. После выполнения кольцевого растирания кожа ребенка должна порозоветь.

Рис. 17 Кольцевое растирание

Завершить массаж нужно 2–3 медленными поглаживаниями.

Скрещивание рук

()

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте кисти. Разведите руки ребенка в стороны, затем снова сведите их и перекрестите на груди. При каждом очередном скрещивании меняйте положение рук: сверху должна быть попеременно то правая, то левая рука. Темп медленный, без резких толчков. Скрещивание нужно повторить 6–8 раз, при этом можно нежно встряхивать кисти малыша.

Массаж ног

()

Массаж начните с 2–3 легких поглаживаний, продвигаясь от стопы к бедру (см. комплекс 1, упражнение 3).

Кольцевое растирание нужно выполнять следующим образом. Указательным и большим пальцами обеих рук обхватите плотными кольцами ногу ребенка в области голеностопного сустава. Выполняйте расходящиеся энергичные движения так, чтобы в 3–4 оборота продвинуться по наружной и задней поверхностями голени до колена (рис. 18). При этом важно не растирать ахиллово сухожилие и осторожно обойти подколенную ямку. Наружную и переднюю поверхности бедер удобнее массировать подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 5–6 раз, после чего выполнить 2–3 поглаживания.


Рис. 18 Растирание ног

«Скользящие шаги»

()

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите голень малыша руками так, чтобы большие пальцы оказались на передней ее поверхности, а остальные – на задней. Слегка встряхнув ногу ребенка, выпрямите ее, снова согните и проведите стопой по крышке стола. Повторите упражнение для другой ноги. Всего нужно выполнить по 5–6 скольжений каждой ногой. Это упражнение, отдаленно напоминающее упражнение «велосипед», укрепляет мышцы ног и стимулирует опорную реакцию. Нужно следить за тем, чтобы упражнение выполнялось плавно, без рывков.

Если тонус мышц-сгибателей еще слишком высок и разгибание ног затруднено, следует на несколько недель отложить выполнение данного упражнения. Вместо этого можно немного «потопать» ногами малыша по поверхности стола.

Поворот на живот

()

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. В левую руку ребенка вложите указательный палец своей левой руки, а остальными захватите кисть малыша. Правая рука при этом «вилочкой» удерживает голени. Слегка выпрямив ноги малыша, разверните его бедра влево относительно себя. Вслед за этим движением он должен самостоятельно повернуть верхнюю часть тела и голову в ту же сторону.

Удержите малыша на боку, чтобы он мог потренировать мышцы шеи. Затем потяните руку ребенка вперед так, чтобы он полностью перевернулся на живот, и расправьте кисти у него под грудью. При повороте в другую сторону поменяйте руки.

В этом упражнении используется врожденный рефлекс расположения частей тела (вестибулярный). При его выполнении задействованы практически все мышцы туловища малыша. Последовательность этапов поворота на живот примерно такая же как, при самостоятельных поворотах детей более старшего возраста. Иногда и 3-месячный ребенок случайно закидывает одну ногу на другую так, что оказывается на боку. Это провоцирует движение верхней части тела и головы в том же направлении. После этого остается самое сложное: вынуть из-под себя руку и окончательно перевернуться на живот.

Особенно важно привить правильный навык поворотов на живот недоношенным или ослабленным детям. Они часто переворачиваются, упираясь ягодицами и затылком и сильно прогибая позвоночник, за чем следует перемещение центра тяжести на живот. В результате происходит чрезмерный прогиб позвоночника в поясничном отделе, а это крайне нежелательно.

Повороты выполняйте по 2–3 раза в каждую сторону. Это упражнение приносит большую пользу, а малыши выполняют его с большим удовольствием, поэтому повороты на живот можно проделывать по нескольку раз в день.

Массаж ягодиц и спины

()

Массаж спины можно проводить по всей ее длине, включая ягодицы. К 3-месячному возрасту малыш уже хорошо лежит на животе, так что поглаживание можно выполнять обеими руками. Количество повторов – 2–3.

Растирание выполняется подушечками согнутых пальцев (рис. 19). Прямолинейное растирание проводится следующим образом: правая рука смещает кожу вверх, а левая – вниз, постепенно продвигаясь по всей спине, и наоборот.

При спиралевидном или круговом растирании правая рука должна смещать кожу в направлении по часовой стрелке, а левая – против. Можно проводить растирание и тыльной частью согнутых пальцев (рис. 20). Главное, чтобы движение рук было попеременным, в противном случае можно растянуть кожу ребенка. Растирание ягодиц проводите попеременно и завершите массаж традиционным поглаживанием.


Рис. 19 Растирание подушечками пальцев


Рис. 20 Растирание тыльной стороной пальцев

Рефлекторное сгибание позвоночника

()

Исходное положение: ребенок лежит на боку. Энергично проведите вдоль позвоночника малыша подушечками прямых пальцев. Прием повторите по 2–3 раза на каждом боку.

()

Исходное положение: ребенок лежит на животе. Большим и указательным пальцами правой руки обхватите правую ножку малыша в нижней трети голени, а оставшимися придерживайте его левую ногу на том же уровне. Затем приподнимите обе ноги ребенка, одновременно подведя ладонь левой руки ему под живот и создав опору, после чего поднимите его над столом.


Рис. 21 Положение «пловца»

Малыш должен лежать на ладони горизонтально, как на площадке. Его верхняя часть туловища и голова должны быть приподняты, а позвоночник полностью разогнут, при этом должны работать все задние мышцы тела (рис. 21). Это упражнение выполняется 1 раз в течение нескольких секунд.

Массаж живота

()

Массаж живота начните с встречного, кругового поглаживаний и поглаживания косых мышц живота. Эти приемы хорошо описаны в комплексе 1. Каждое из движений нужно повторить по 2–3 раза. Растирание выполняйте подушечками согнутых пальцев. Сначала его проведите правой рукой от пупка по расходящимся окружностям (рис. 22), затем обеими руками по продольным мышцам живота (рис. 23).


Рис. 22 Круговое растирание


Рис. 23 Растирание продольных мышц живота

При этом важно соблюдать направление движений: круговое растирание должно проводиться по часовой стрелке. Важно также избегать давления на область печени. Закончить массаж живота нужно легким поглаживанием.

Подъем туловища и головы из положения на спине

()

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Дайте малышу схватить ваши большие пальцы, а остальными придерживайте кисти его рук. Выпрямите его руки и легким потягиванием, сопровождаемым ласковыми словами, побудите ребенка приподнять туловище и голову, не доводя подъем до положения сидя (рис. 24). Затем осторожно и медленно положите малыша на бок, чтобы не травмировать его затылок. Это активное упражнение очень полезно для укрепления брюшного пресса и передних мышц шеи. Его нужно повторить 2–4 раза, каждый раз укладывая малыша на другой бок.


Рис. 24 Подъем головы и туловища

Массаж стоп

()

Выполните поглаживание и растирание стоп. Последнее можно делать подушечкой больших пальцев в виде «восьмерки» или круговыми движениями. После этого разотрите внутренний и наружный края стопы, направляя движения от пятки к пальцам.

Поколачивание стоп выполняйте следующим образом: выпрямите средний и указательный пальцы правой руки и их тыльной стороной наносите ритмичные легкие удары по стопам малыша. Это движение повторите 8–10 раз, продвигаясь от пятки к пальцам и в обратном направлении.

Закончить массаж нужно легким поглаживанием.

Разгибание и сгибание стоп

()

Надавливание на основание пальцев ног вызывает рефлекторное сгибание стоп, а энергичные растирания наружного края стопы – их разгибание (см. комплекс 1, упражнение 9).

Рефлекторная «ходьба»

()

Врожденный рефлекс ходьбы дети сохраняют до 4 месяцев. Поддерживая малыша под мышки, ведите его по поверхности стола в направлении от себя так, чтобы он переносил вес своего тела с одной ноги на другую. При этом нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно ставил стопы.

Массаж груди

()

2–3 раза выполните поглаживание (см. комплекс 1, упражнение 12), а вибрационный массаж можно несколько усложнить. Легко и ритмично надавливая пальцами на грудь ребенка, одновременно выполняйте движения от середины груди в стороны. На ребра сильно надавливать не следует. Прием нужно повторить 3–4 раза и завершить сеанс массажа легкими поглаживаниями.

Упражнение «бокс»

()

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте его кулаки. Разгибайте и сгибайте попеременно руки ребенка, имитируя движения боксера. При разгибании нужно продвигать руку вперед и к центру, немного приподнимая плечо. При этом нужно чтобы ребенок поворачивался из стороны в сторону.

Во время данного упражнения работают мышцы плечевого пояса и мышцы рук. Повторите его в медленном темпе, избегая резких движений, 5–6 раз каждой рукой.

Упражнения на мяче

()

Положите малыша животом на мяч, разведя его ноги в разные стороны, и немного покачайте. При движениях вперед-назад внимательно следите, чтобы он мог опираться ладонями или стопами о поверхность стола. При этом нужно побуждать ребенка, чтобы он отталкивался самостоятельно (рис. 25). Для того чтобы ладошки малыша лучше раскрылись, похлопайте ими о поверхность мяча. Затем переверните ребенка на спину и снова положите на мяч. Поддерживая его за область груди, покачайте мяч в разных направлениях (рис. 26).

Надувной пляжный мяч – одна из самых полезных игрушек для детей-грудничков. После окончания занятий положите его ребенку в кроватку, чтобы тот мог пинать его ногами и тренировать стопы.


Рис. 25 Покачивание с опорой стоп

В возрасте 3–4 месяцев ребенок бодрствует уже 4–5 часов в сутки, и вы уже знаете, как он реагирует на упражнения, в какое время суток с ним можно заниматься гимнастикой и массажем. Главный показатель правильного выбора времени – это хорошее настроение малыша во время занятий и после их окончания.

В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно лежит на животе и из этого положения умеет поднимать не только голову, но и всю верхнюю часть туловища. При этом он опирается на согнутые руки. Старайтесь как можно чаще перекладывать малыша на живот. Причем делать это нужно не только на столе для пеленания в процессе ежедневных занятий, но и на любой другой поверхности в любое время дня – в кроватке, на диване, полу и т. д.

Благодаря многократным повторениям движения его ног и рук совершенствуются, приобретая значение двигательных. Производя движения ногами и упираясь ими в пол, ребенок начинает перемещаться в разные стороны и обнаруживает это, так как положение головы позволяет ему видеть все, что происходит вокруг. Очень скоро ваш малыш поймет пользу движений, которые помогают ему перемещаться вперед, а чувства, которые он при этом испытывает, позволят ему их запомнить. К 4 месяцам ребенок уже умеет приподниматься на вытянутых руках. При этом он опирается только на ладони.

Очень важно, чтобы при этом ладошка малыша была полностью раскрыта, а пальчики расправлены. Для того чтобы этого достичь, чаще хлопайте ладонями ребенка по собственным ладоням или твердым поверхностям.

3–4-месячный малыш становится общительнее: он начинает «гулить», чаше улыбается, а на ласковое обращение взрослых отвечает целым комплексом оживления: улыбкой, активными движениями ног и рук, а также звуками. Эту полезную реакцию нужно поддерживать частым общением с ребенком.

В этом возрасте проявляется интерес к игрушкам. Он тянется к ним, а ближе к 4 месяцам берет в руки игрушку, удерживает ее и пытается гладить. Подберите несколько ярких, удобных для захвата погремушек, желательно с округлой ручкой. Игрушки, имеющие граненую или плоскую ручку, не рекомендуются, так как, для того чтобы взять их в руку, ребенку не нужно противопоставлять большой палец остальным, что тормозит развитие ручных навыков. Наверняка вы обращали внимание, как школьники начальных классов держат карандаш или ручку. Так вот, неправильное или правильное положение этих предметов в руке формируется еще в младенческом возрасте.

Новорожденный ребенок тоже может схватить предмет, но делает это случайно и нерегулярно. Но главное отличие хватательных движений новорожденного от тех же движений 3–4-месячного ребенка заключается в том, что первый может держать предмет, но не умеет его выпустить. К 3–4 месяцам, когда малыш подрастет, движения его рук становятся целенаправленными, поэтому он уже может отпустить не понравившийся ему предмет и взять яркую игрушку.

В этом же возрасте исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, а ближе к 4 месяцам – ног, поэтому движения конечностей становятся более точными и свободными. Это означает, что в занятия можно включать самые простые пассивные упражнения, чтобы постепенно перейти к более сложным. Комплекс, приведенный ниже, включает пассивные упражнения для ног и рук ребенка, которые желательно выполнять с вибрацией (легким встряхиванием). Для развития мышц живота, спины, ног и шеи используются рефлекторные упражнения, в том числе и рефлексы позы тела. Особенно важен рефлекс, заставляющий малыша на весу отклонять голову в противоположную сторону: на спине – вперед, на животе – назад, на левом боку – вправо, на правом боку – влево. Чаще переворачивайте ребенка в воздухе, так как при этом развивается вестибулярный аппарат.

Кроме того, нужно обратить внимание на формирование такого навыка, как поворот со спины на живот. 4-месячный малыш делает это самостоятельно, ему требуется лишь незначительная помощь со стороны взрослых. Теперь уже нельзя оставлять малыша без присмотра там, где он, перевернувшись, может упасть.

Занятия гимнастикой и массаж могут быть более продолжительными, но их длительность нужно подбирать индивидуально, на основании степени подготовленности и возможностей ребенка. Если вы не успеваете сделать упражнения за 1 раз, перенесите их на другое время. Массаж приобретает более интенсивный характер за счет введения нового приема – растирания, которое выполняется подушечками согнутых пальцев. Применяется и кольцевое растирание. Важно помнить, что массаж тела должен начинаться с поглаживаний и заканчиваться ими же: это способствует расслаблению мышц и успокоению нервной системы.

Основной целью занятий с малышом 3–4-месячного возраста являются:

1. Стабилизация тонуса ног.

2. Воспитание навыков изменения положения тела.

3. Развитие умелости рук, чему способствуют:

– общение с малышом;

– вкладывание в его ладони игрушек с удобными для захвата ручками;

– плавание и теплые ванны;

– более энергичные приемы массажа;

– активные рефлекторные движения;

– пассивные упражнения с применением вибрации.

Комплекс 2

1. Массаж рук:

– поглаживание (5–6 раз);

– кольцевые растирания (2–3 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

2. Скрещивание рук на груди (6–8 раз).

3. Массаж ног:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– кольцевые растирания (5–6 раз);

– поглаживание (2–3 раза).

4. «Скользящие шаги» (5–6 раз).

5. Повороты на живот (по 2–3 раза в каждую сторону).

6. Массаж спины:

– поглаживание (2–3 раза);

– растирание всей поверхности спины подушечками пальцев (2–3 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

7. Рефлекторное сгибание позвоночника лежа на боку (по 2–3 раза на каждом боку).

8. Положение «пловца».

9. Массаж живота:

– круговые поглаживания (2–3 раза);

– встречное поглаживание (2–3 раза);

– поглаживание косых мышц живота (2–3 раза);

– растирание всей поверхности живота (2–3 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

10. Подъем туловища и головы из положения лежа на спине (2–4 раза).

11. Массаж стоп:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– растирание (по 5–6 раз);

– поколачивание (по 8–10 ударов);

– поглаживание (по 2–3 раза).

12. Разгибание и сгибание стоп (по 5–6 раз каждой ногой).

13. Рефлекторная «ходьба».

14. Массаж груди:

– поглаживание (2–3 раза);

– вибрационный массаж (3–4 приема);

– поглаживание (2–3 раза).

15. Упражнение «бокс» (5–6 раз).

16. Упражнения с мячом.

1. Массаж рук

Сначала выполните 5–6 поглаживаний (см. комплекс 1, упражнение 1), а затем кольцевое растирание. Придерживая левой рукой правую руку ребенка, вложите в нее свой большой палец. Затем указательным и большим пальцами свободной руки обхватите руку малыша кольцом в области запястья. Проделайте энергичные растирания, направляя давление пальцев на наружную поверхность руки (рис. 17). Продвигайтесь вверх постепенно с таким расчетом, чтобы за 3–4 оборота дойти до локтя и за 5–6 оборотов – до плеча. Прием нужно повторить 2–3 раза для каждой руки. После выполнения кольцевого растирания кожа ребенка должна порозоветь.

Рис. 17.

Кольцевое растирание

Завершить массаж нужно 2–3 медленными поглаживаниями.

2. Скрещивание рук

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте кисти. Разведите руки ребенка в стороны, затем снова сведите их и перекрестите на груди. При каждом очередном скрещивании меняйте положение рук: сверху должна быть попеременно то правая, то левая рука. Темп медленный, без резких толчков. Скрещивание нужно повторить 6–8 раз, при этом можно нежно встряхивать кисти малыша.

3. Массаж ног

Массаж начните с 2–3 легких поглаживаний, продвигаясь от стопы к бедру (см. комплекс 1, упражнение 3).

Кольцевое растирание нужно выполнять следующим образом. Указательным и большим пальцами обеих рук обхватите плотными кольцами ногу ребенка в области голеностопного сустава. Выполняйте расходящиеся энергичные движения так, чтобы в 3–4 оборота продвинуться по наружной и задней поверхностями голени до колена (рис. 18). При этом важно не растирать ахиллово сухожилие и осторожно обойти подколенную ямку. Наружную и переднюю поверхности бедер удобнее массировать подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 5–6 раз, после чего выполнить 2–3 поглаживания.

Рис. 18.

Растирание ног

4. «Скользящие шаги»

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите голень малыша руками так, чтобы большие пальцы оказались на передней ее поверхности, а остальные – на задней. Слегка встряхнув ногу ребенка, выпрямите ее, снова согните и проведите стопой по крышке стола. Повторите упражнение для другой ноги. Всего нужно выполнить по 5–6 скольжений каждой ногой. Это упражнение, отдаленно напоминающее упражнение «велосипед», укрепляет мышцы ног и стимулирует опорную реакцию. Нужно следить за тем, чтобы упражнение выполнялось плавно, без рывков.

Если тонус мышц-сгибателей еще слишком высок и разгибание ног затруднено, следует на несколько недель отложить выполнение данного упражнения. Вместо этого можно немного «потопать» ногами малыша по поверхности стола.

5. Поворот на живот

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. В левую руку ребенка вложите указательный палец своей левой руки, а остальными захватите кисть малыша. Правая рука при этом «вилочкой» удерживает голени. Слегка выпрямив ноги малыша, разверните его бедра влево относительно себя. Вслед за этим движением он должен самостоятельно повернуть верхнюю часть тела и голову в ту же сторону.

Удержите малыша на боку, чтобы он мог потренировать мышцы шеи. Затем потяните руку ребенка вперед так, чтобы он полностью перевернулся на живот, и расправьте кисти у него под грудью. При повороте в другую сторону поменяйте руки.

В этом упражнении используется врожденный рефлекс расположения частей тела (вестибулярный). При его выполнении задействованы практически все мышцы туловища малыша. Последовательность этапов поворота на живот примерно такая же как, при самостоятельных поворотах детей более старшего возраста. Иногда и 3-месячный ребенок случайно закидывает одну ногу на другую так, что оказывается на боку. Это провоцирует движение верхней части тела и головы в том же направлении. После этого остается самое сложное: вынуть из-под себя руку и окончательно перевернуться на живот.

Особенно важно привить правильный навык поворотов на живот недоношенным или ослабленным детям. Они часто переворачиваются, упираясь ягодицами и затылком и сильно прогибая позвоночник, за чем следует перемещение центра тяжести на живот. В результате происходит чрезмерный прогиб позвоночника в поясничном отделе, а это крайне нежелательно.

Повороты выполняйте по 2–3 раза в каждую сторону. Это упражнение приносит большую пользу, а малыши выполняют его с большим удовольствием, поэтому повороты на живот можно проделывать по нескольку раз в день.

6. Массаж ягодиц и спины

Массаж спины можно проводить по всей ее длине, включая ягодицы. К 3-месячному возрасту малыш уже хорошо лежит на животе, так что поглаживание можно выполнять обеими руками. Количество повторов – 2–3.

Растирание выполняется подушечками согнутых пальцев (рис. 19). Прямолинейное растирание проводится следующим образом: правая рука смещает кожу вверх, а левая – вниз, постепенно продвигаясь по всей спине, и наоборот.

При спиралевидном или круговом растирании правая рука должна смещать кожу в направлении по часовой стрелке, а левая – против. Можно проводить растирание и тыльной частью согнутых пальцев (рис. 20). Главное, чтобы движение рук было попеременным, в противном случае можно растянуть кожу ребенка. Растирание ягодиц проводите попеременно и завершите массаж традиционным поглаживанием.

Рис. 19.

Растирание подушечками пальцев

Рис. 20.

Растирание тыльной стороной пальцев

7. Рефлекторное сгибание позвоночника

Исходное положение: ребенок лежит на боку. Энергично проведите вдоль позвоночника малыша подушечками прямых пальцев. Прием повторите по 2–3 раза на каждом боку.

8. Положение «пловца»

Исходное положение: ребенок лежит на животе. Большим и указательным пальцами правой руки обхватите правую ножку малыша в нижней трети голени, а оставшимися придерживайте его левую ногу на том же уровне. Затем приподнимите обе ноги ребенка, одновременно подведя ладонь левой руки ему под живот и создав опору, после чего поднимите его над столом.

Рис. 21.

Положение «пловца»

Малыш должен лежать на ладони горизонтально, как на площадке. Его верхняя часть туловища и голова должны быть приподняты, а позвоночник полностью разогнут, при этом должны работать все задние мышцы тела (рис. 21). Это упражнение выполняется 1 раз в течение нескольких секунд.

9. Массаж живота

Массаж живота начните с встречного, кругового поглаживаний и поглаживания косых мышц живота. Эти приемы хорошо описаны в комплексе 1. Каждое из движений нужно повторить по 2–3 раза. Растирание выполняйте подушечками согнутых пальцев. Сначала его проведите правой рукой от пупка по расходящимся окружностям (рис. 22), затем обеими руками по продольным мышцам живота (рис. 23).

Рис. 22.

Круговое растирание

Рис. 23.

Растирание продольных мышц живота

При этом важно соблюдать направление движений: круговое растирание должно проводиться по часовой стрелке. Важно также избегать давления на область печени. Закончить массаж живота нужно легким поглаживанием.

10. Подъем туловища и головы из положения на спине

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Дайте малышу схватить ваши большие пальцы, а остальными придерживайте кисти его рук. Выпрямите его руки и легким потягиванием, сопровождаемым ласковыми словами, побудите ребенка приподнять туловище и голову, не доводя подъем до положения сидя (рис. 24). Затем осторожно и медленно положите малыша на бок, чтобы не травмировать его затылок. Это активное упражнение очень полезно для укрепления брюшного пресса и передних мышц шеи. Его нужно повторить 2–4 раза, каждый раз укладывая малыша на другой бок.

Рис. 24.

Подъем головы и туловища

11. Массаж стоп

Выполните поглаживание и растирание стоп. Последнее можно делать подушечкой больших пальцев в виде «восьмерки» или круговыми движениями. После этого разотрите внутренний и наружный края стопы, направляя движения от пятки к пальцам.

Поколачивание стоп выполняйте следующим образом: выпрямите средний и указательный пальцы правой руки и их тыльной стороной наносите ритмичные легкие удары по стопам малыша. Это движение повторите 8–10 раз, продвигаясь от пятки к пальцам и в обратном направлении.

Закончить массаж нужно легким поглаживанием.

12. Разгибание и сгибание стоп

Надавливание на основание пальцев ног вызывает рефлекторное сгибание стоп, а энергичные растирания наружного края стопы – их разгибание (см. комплекс 1, упражнение 9).

13. Рефлекторная «ходьба»

Врожденный рефлекс ходьбы дети сохраняют до 4 месяцев. Поддерживая малыша под мышки, ведите его по поверхности стола в направлении от себя так, чтобы он переносил вес своего тела с одной ноги на другую. При этом нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно ставил стопы.

14. Массаж груди

2–3 раза выполните поглаживание (см. комплекс 1, упражнение 12), а вибрационный массаж можно несколько усложнить. Легко и ритмично надавливая пальцами на грудь ребенка, одновременно выполняйте движения от середины груди в стороны. На ребра сильно надавливать не следует. Прием нужно повторить 3–4 раза и завершить сеанс массажа легкими поглаживаниями.

15. Упражнение «бокс»

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте его кулаки. Разгибайте и сгибайте попеременно руки ребенка, имитируя движения боксера. При разгибании нужно продвигать руку вперед и к центру, немного приподнимая плечо. При этом нужно чтобы ребенок поворачивался из стороны в сторону.

Во время данного упражнения работают мышцы плечевого пояса и мышцы рук. Повторите его в медленном темпе, избегая резких движений, 5–6 раз каждой рукой.

16. Упражнения на мяче

Положите малыша животом на мяч, разведя его ноги в разные стороны, и немного покачайте. При движениях вперед-назад внимательно следите, чтобы он мог опираться ладонями или стопами о поверхность стола. При этом нужно побуждать ребенка, чтобы он отталкивался самостоятельно (рис. 25). Для того чтобы ладошки малыша лучше раскрылись, похлопайте ими о поверхность мяча. Затем переверните ребенка на спину и снова положите на мяч. Поддерживая его за область груди, покачайте мяч в разных направлениях (рис. 26).

Надувной пляжный мяч – одна из самых полезных игрушек для детей-грудничков. После окончания занятий положите его ребенку в кроватку, чтобы тот мог пинать его ногами и тренировать стопы.

Рис. 25.

Покачивание с опорой стоп

Рис. 26.

Покачивание на спине

Массаж и гимнастика для ребенка 4–6 месяцев

К 4–6 месяцам ребенок становится активнее, он живо интересуется своим окружением и незнакомыми предметами. Постарайтесь удовлетворять его любопытство: прогуливайтесь с ним по дому, чтобы малыш мог наблюдать жизнь взрослых людей и общаться с ними. Однако у него должна быть и «личная жизнь»: самостоятельные занятия с игрушками, которые нужно развесить над кроваткой так, чтобы ребенок мог до них дотянуться. Можно периодически вкладывать в его руку погремушку, но самые лучшие игрушки для малыша этого возраста – собственные ноги и руки, которые он подолгу рассматривает или тянет в рот.

К 4–5 месяцам повышенный тонус сгибателей полностью исчезает, а движения рук и ног ребенка становятся более свободными и целенаправленными. Если же этого не происходит, двигательное развитие малыша задерживается. После 5-месячного возраста это может свидетельствовать о каком-либо заболевании, нарушении развития центральной или периферической нервной системы, гипотрофии, а также о неправильном и невнимательном уходе.

Нормальное развитие ребенка – явление непроизвольное, оно совершается под влиянием комплекса сознательно созданных внешних условий, поэтому мнение о том, что малыш развивается без вмешательства взрослых, в корне не верно.

Даже ребенок с очень хорошими природными задатками, лишенный, однако, ежедневных ванн, массажа, гимнастики и общения со взрослыми, очень скоро начнет отставать в развитии, причем не только в физическом, но и психическом.

В 4–5-месячном возрасте ребенок уже самостоятельно переворачивается со спины на живот, а из положения лежа на животе может приподняться на вытянутых руках. Если взять малыша под мышки и «поставить» его на опору, он «стоит» прямо, не пытаясь подогнуть ноги. Кроме того, в этом возрасте ребенок, цепляясь руками за прутья кроватки, пытается сесть.

Однако торопиться сажать его не нужно: его позвоночник еще не готов к таким нагрузкам и раннее сажание может привести к серьезным нарушениям осанки. Если же у ребенка есть специальное кресло или рюкзак, нужно обеспечить его спине прочную опору. А если вам очень хочется, чтобы он быстрее развивался, лучше стимулируйте его желание ползать.

В течение первых месяцев жизни малыш учится использовать руки и ноги, чтобы продвигаться вперед. При этом он елозит животом по полу или столу для пеленания. В самом начале движения ребенка беспорядочны, он может переставлять ноги и руки как попало. Позже он вытягивает руки вперед, одновременно отталкиваясь от пола ногами. Затем он начинает опираться всем телом на руки, а ногами начинает «загребать». Этот вид движений называют гомологическими: так в природе двигаются лягушки.

Малыш может двигаться и следующим образом: вытягивать вперед правую руку и правую ногу и одновременно отталкиваться противоположными рукой и ногой. Затем ребенок вытягивает левую руку и левую ногу и отталкивается правыми конечностями. Такие движения носят название гомолатеральных.

Здоровый ребенок быстро проходит эти стадии движений и переходит к следующей, называемой перекрестной. При этом наиболее характерном для человека виде движений ребенок продвигается, толкая тело вперед левой ногой и правой рукой, одновременно подтягивая правую ногу и левую руку, чтобы перенести точку опоры на них и подготовиться к следующему двигательному акту.

Ребенку будет интереснее ползать, если разложить его игрушки так, чтобы он мог хорошо их видеть, но не смог достать рукой. При этом нужно время от времени увеличивать дистанцию с учетом успехов в ползании. Когда малыш в очередной раз доберется до цели, похвалите его и позвольте поиграть «добычей».

Но больше всего детям нравится ползать вслед за мамой. У маленького ребенка есть два заветных желания: быть рядом с вами и изучать окружающий мир, пользуясь новым способом перемещения. Малыш, который не умеет ходить, потому что не способен держать тело вертикально, живет в горизонтальном мире. Попробуйте ненадолго перейти на его уровень, поиграйте вместе с ним на полу. Разумеется, обстановка для игры должна быть максимально безопасной, а пол – чистым, ровным и теплым. Но главное – это ваше отношение к ползанию, ведь реакция малыша на это занятие будет точной копией ваших эмоций.

Так, если вы привыкли относиться к полу, как к месту странному и даже враждебному для малыша, он тоже будет копировать ваши эмоции. Кроме того, если ребенок поймет, что, находясь на полу, он оказывается в одиночестве, пол у него будет ассоциироваться с дискомфортом и изоляцией. Для маленького ребенка мама – это любовь, тепло, питание, защита, счастье и источник новой информации, поэтому если ваш малыш находится на полу, вы должны быть рядом.

Ежедневная гимнастика и массаж теперь продолжаются несколько дольше – до 30 минут. Очень важно, чтобы во время занятий малыш сохранял радостное и бодрое настроение и с удовольствием выполнял новые более сложные движения. В связи с этим такие упражнения, как «бокс», скрещивание рук, разгибание и сгибание ног, желательно сопровождать ритмичным счетом. Можно также проводить занятия под ритмичную, но негромкую музыку.

Основными целями занятий с ребенком 4–6 месяцев являются:

– окончательная нормализация тонуса мышц ног;

– воспитание опорной реакции стоп;

– обучение малыша удержанию предметов;

– развитие ритмичности движений.

Для этого нужно использовать:

– ритмичный счет и ласковое общение во время занятий;

– активные рефлекторные упражнения, основанные на стремлении ребенка сесть;

– пассивные упражнения;

– соответствующие возрасту игрушки;

– плавание;

– массаж с использованием более интенсивных приемов.

Массажные приемы, предназначенные для данного возраста, усложняются, а сама процедура становится более продолжительной. Помимо поглаживания и растираний, вводится разминание – самые «нежные» его варианты: продольное разминание и валяние. Последний прием нужно выполнять обращенными друг к другу ладонями: массируемая мышца при этом помещается между ними. Продольное разминание производится одной рукой, в то время как другая должна поддерживать конечность ребенка. Массажные движения должны быть ритмичными, мягкими и выполняются в среднем темпе. Старайтесь избегать ущемления кожи между пальцами и резких рывков.

Для повышения тонуса мышечной ткани применяют стимулирующие приемы – пощипывание и поколачивание, которые нужно выполнять легко, ритмично и быстро. Но не забывайте о том, что любой массаж должен начинаться и заканчиваться поглаживаниями, которые можно выполнять и между прочими массажными приемами.

Комплекс 3

План занятий

1. Массаж рук:

– поглаживание (по 3–4 раза);

– поглаживание (по 2–3 раза).

2. Скрещивание рук (6–8 раз).

3. Массаж ног:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– кольцевые растирания (по 3–4 раза);

– продольное разминание или валяние (по 2–3 раза);

– поглаживание (по 2–3 раза).

4. «Скользящие шаги» (по 5–6 раз).

5. Разгибание и сгибание ног (5–6 раз).

6. Повороты на живот (по 2–3 раза в каждую сторону).

7. Массаж ягодиц и спины:

– растирание или пиление по всей поверхности (2–3 раза);

– поглаживание по всей поверхности (2–3 раза);

– разминание длинных мышц спины (5–6 раз);

– разминание мышц ягодиц (по 5–6 раз);

– пощипывание или поколачивание ягодичных мышц;

– поглаживание (2–3 раза).

8. «Парение» на животе (1 раз в течение нескольких секунд).

9. Массаж живота:

– поглаживания (встречное, круговое и косых мышц живота – по 2–3 раза);

– растирание кончиками пальцев по всей поверхности (2–3 раза);

– пиление прямых мышц живота (2–3 раза);

– пощипывание пупочной области;

– все приемы поглаживания (по 2–3 раза).

10. Приседание с прогибом позвоночника (1 раз).

11. Рефлекторные упражнения и массаж стоп:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– растирание (по 5–6 раз);

– поколачивание;

– поглаживание (по 2–3 раза);

– разгибание и сгибание стоп (по 5–6 раз).

12. Подтанцовывание.

13. Массаж груди:

– поглаживание (2–3 раза);

– вибрационный массаж (3–4 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

14. «Парение» на спине.

15. Круговые движения руками или упражнение «бокс» (5–6 раз).

16. Ползание.

1. Массаж рук

3–4 раза выполните поглаживание всей руки, после этого 3–4 кольцевых растирания и снова поглаживание (см. комплекс 2, упражнение 1). Если тонус мышц после 4 месяцев уравновешен, а ладонь ребенка хорошо раскрывается, массаж рук можно уже не делать.

2. Скрещивание рук на груди

Описание данного упражнения дано в комплексе 2, упражнение 2. В возрасте 3–6 месяцев ребенок должен хорошо держаться за ваши пальцы, так что во время выполнения упражнения придерживать его кисть не обязательно. Темп движений можно менять от медленного к быстрому, затем опять к медленному. Сопровождайте упражнение ритмичным счетом.

3. Массаж ног

Выполните поглаживание по всей длине ноги, затем переходите к кольцевому растиранию по наружной поверхности ног (см. комплекс 2, упражнение 3).

Новый прием – разминание (продольное разминание и валяние). Валяние выполняйте следующим образом: голень ребенка поместите между своими ладонями так, чтобы одна рука оказалась на задней поверхности голени, а другая – на наружной. Обеими ладонями одновременно совершайте круговые энергичные движения, направленные в противоположные стороны, воздействуя на мышцы. Постепенно продвигайтесь в сторону бедра, затем обратно. Этот прием нужно выполнить 2–3 раза (рис. 27).

При продольном разминании нужно положить ногу ребенка себе на ладонь, поддерживая ее за нижнюю часть голени. Другой рукой обхватите мышцы наружной части голени и, смещая их по направлению к большому пальцу, выполняйте одновременно круговые и поступательные движения, как при замесе теста (рис. 28). Размяв мышцы наружной части голени и бедра, возвращайтесь назад, к стопе. Этот прием нужно выполнить 2–3 раза в обе стороны.

Завершите массаж общим поглаживанием ног ребенка.

Рис. 27.

Валяние

Рис. 28.

Продольное разминание

4. «Скользящие шаги»

Данное упражнение описано в комплексе 2, упражнение 4. К 4–6 месяцам движения ног малыша практически свободны, так как мышечный тонус уже хорошо уравновешен. «Шаги» делайте сначала в медленном темпе, затем ускоряйтесь, а в конце упражнения замедляйте движения. Упражнение лучше выполнять с ритмичным счетом.

5. Разгибание и сгибание ног

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Возьмите их за верхнюю часть голеней так, чтобы ваши большие пальцы оказались на внутренней их поверхности, а остальные обхватили наружную и заднюю поверхности голеней. Одновременно согните обе ноги ребенка, разводя колени и слегка надавливая на живот. После этого медленно разогните их. Упражнение повторите 5–6 раз с ритмичным счетом.

Если малыш сопротивляется сгибанию ног, нужно сначала слегка погладить область под коленями, тогда движение сделать будет легче. Если, напротив, ребенок не желает разгибать ноги, движение нужно выполнить с легким потряхиванием, тогда разогнуть ноги будет проще.

6. Повороты на живот

В 5-месячном возрасте малыш уже может перевернуться на живот самостоятельно и поддержка за руку ему не требуется, поэтому положите яркую игрушку с той стороны, в которую он должен повернуться и попросите его это сделать, сказав: «Повернись на живот!». Слова следует подкрепить легким поворотом таза и ног малыша в нужную сторону (рис. 29).

Рис. 29.

Поворот на живот

7. Массаж ягодиц и спины

Массаж начните с 2–3 поглаживаний по всей поверхности спины и ягодиц. Затем выполните растирание тыльной стороной слегка согнутых пальцев или их подушечками (см. комплекс 2, упражнение 6). К уже знакомым приемам можно добавить пиление. Его нужно выполнять ребром одной или обеих ладоней. Если задействованы обе руки, располагайте на расстоянии 1–2 см друг от друга. Движения производите в противоположных направлениях, постепенно продвигаясь вдоль всей спины (рис. 30).

Разминание проводите в виде накатывания или сдвигания. Суть этих движений заключается в смещении мягких тканей и их полукружном сдавливании (рис. 31). Между растиранием, пилением и разминанием не забудьте выполнить поглаживание.

Рис. 30.

Пиление на спине

Рис. 31.

Разминание спинных мышц

Когда спина малыша станет розовой, можно переходить к растиранию ягодиц. Затем их нужно хорошо размять (рис. 32). Поколачивание ягодиц проводите тыльной стороной согнутых пальцев (рис. 33).

Рис. 32.

Разминание ягодиц

Рис. 33.

Поколачивание ягодиц

Движения должны быть ритмичными, легкими и быстрыми. Однако этот прием нельзя проводить в области поясницы (область проекции почек). Поколачивание можно заменить пощипыванием (рис. 34) или рублением (рис. 35), а завершить массаж следует поглаживанием.

Рис. 34.

Пощипывание ягодиц

Рис. 35.

Рубление ягодиц

8. «Парение» на животе

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Подложите ладони под его живот так, чтобы ваши мизинцы соприкоснулись, а большие пальцы расположите на уровне нижних ребер. Придерживая малыша под живот, приподнимите его над столом так, чтобы он оказался в горизонтальном положении. При этом ногами ребенок должен опираться в вашу грудь, а его тело – образовывать дугу. Мышцы ягодиц и спины напряжены, голова приподнята (рис. 36).

Данное упражнение основано на врожденных рефлексах положения и является отличной тренировкой для вестибулярного аппарата и задних мышц всего тела.

Рис. 36.

«Парение» на животе

9. Массаж живота

Сначала выполните поглаживания: круговое, встречное и косых мышц живота. После этого разотрите живот подушечками пальцев (см. комплекс 2, упражнение 9): сначала круговое растирание, затем растирание прямых мышц живота. После этого можно добавить пощипывание вокруг пупка для профилактики пупочной грыжи и укрепления тканей пупочного кольца (рис. 37). По завершении массажа живота не забудьте сделать поглаживание, стараясь при этом не надавливать сильно на живот малыша.

Рис. 37.

Пощипывания вокруг пупка

10. Приседание с прогибанием позвоночника

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите большие пальцы своих рук в его ладони, а остальными обхватите его кисти. Затем разведите руки малыша в стороны и выпрямите их.

После этого легко потяните ребенка за руки со словами «Сядь» или «Присядем», побуждая его приподнять верхнюю часть туловища и голову и постепенно доводя положение тела до сидячего (рис. 38).

Переложите руки ребенка в одну руку, соединив их спереди и вверху. В этом положении средним и указательным пальцами свободной руки проведите по спине малыша снизу вверх вдоль позвоночника. При этом он должен разогнуть ее (рис. 39). Это упражнение нужно выполнить 1–2 раза, а затем бережно опустить ребенка на стол, поддерживая его голову рукой.

Это активное упражнение основано на стремлении малыша сесть и врожденном кожно-спинном рефлексе. В начале упражнения задействованы мышцы брюшного пресса и передней поверхности шеи, а в конце – спинные мышцы. Кроме того, это очень хорошая подготовка к будущему самостоятельному сидению.

Рис. 38.

Приседание

Рис. 39.

Приседание с прогибанием позвоночника

11. Рефлекторные упражнения и массаж стоп

Выполните поглаживание и растирание стоп ребенка (см. комплекс 2, упражнения 11 и 12). Затем, надавливая на основание пальцев и растирая наружный край стопы, вызовите рефлекторное разгибание и сгибание стоп малыша. Массаж завершите легкими поколачиваниями по его подошвам и поглаживанием.

12. Подтанцовывание

Исходное положение: возьмите ребенка под мышки и «поставьте» спиной или лицом к себе. Это упражнение – вариант рефлекторной «ходьбы». Дело в том, что шаговый рефлекс к 4-месячному возрасту, как правило, угасает, но при опоре стоп о твердую поверхность ребенок начинает «танцевать» на месте. Во время выполнения данного упражнения следите за тем, чтобы малыш не вставал на цыпочки: так вы воспитаете у него хорошую опорную реакцию.

13. Массаж груди

2–3 раза выполните поглаживание верхней половины груди. После этого выполните вибрационный массаж всей грудной клетки (см. комплекс 2, упражнение 14). Затем 2–3 раза погладьте ребенка по межреберным промежуткам.

14. «Парение» на спине

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Подложите руки под спину ребенка и обхватите его туловище так, чтобы ваши кисти оказались на уровне нижних ребер и обхватывали его тело за заднюю и боковые поверхности грудной клетки. Поднимите малыша горизонтально. В ответ на это ребенок должен наклонить голову вперед и напрячь мышцы передней части тела (рис. 40).

Рис. 40.

«Парение» на спине

Если малыш упорно запрокидывает головку назад, упражнение выполнять не следует: ребенок к нему еще не готов. Подержите для начала ребенка в полувертикальном положении, с каждым разом уменьшая угол наклона.

15. Круговые движения руками или упражнение «бокс»

Упражнение для рук, напоминающее удары боксера (см. комплекс 2, упражнение 15), теперь можно усложнить, вложив в руки ребенка кольца или погремушки. Все движения при этом выполняйте, изменяя темп и ритмично при этом считая. При круговом движении руками исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите большие пальцы в ладони малыша, после чего медленным и плавным движением разведите его руки в стороны, затем поднимите к голове, после чего опустите вниз и вперед. Упражнение повторите 4–6 раз, ритмично считая. Затем нужно выполнить движение руками в противоположном направлении: сначала вперед, затем вверх к голове и в заключение вниз и в стороны. Эти движения нужно повторить в медленном темпе также 4–6 раз.

Круговое движение руками – пассивное упражнение, достаточно сложное для мышц плечевого пояса и рук. Фактически это пассивная комбинация всех возможных движений плечевого сустава, поэтому выполнять это упражнение можно лишь после того, как малыш хорошо освоит скрещивание рук и упражнение «бокс».

16. Ползание

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите их за нижние части голеней, после чего согните и разогните их, выполняя движения, похожие на движения лягушки. После нескольких пассивных движений задержите ноги ребенка в положении с разведенными бедрами и предоставьте ему возможность оттолкнуться самостоятельно. В результате толчка малыш должен продвинуться вперед. После этого снова нужно согнуть его ноги, стимулируя следующее движение. В качестве дополнительного стимула можно использовать игрушку, поместив ее на некотором расстоянии от ребенка, чтобы ему было интереснее ползти.

Оздоровительный и укрепляющий массаж для грудничков. Комплекс упражнений для ребенка 3-4 месяцев.

Ребенку в возрасте 3- 4 месяцев назначают массаж, рефлекторные и пассивные упражнения. Занятия с детьми этого возраста проводятся по следующей схеме.

  • Массаж рук - растирание.
  • Скрещивание и отведение рук в стороны.
  • Массаж ног - разминание.
  • Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
  • Массаж живота.
  • Массаж груди.
  • Поворот со спины на живот.
  • Массаж спины - разминание.
  • Массаж ягодиц – разминание, пощипывание.
  • Прогибание спины.
  • Ползание (с помощью).
  • "Парение".
  • Переход в положение сидя.

Прежде чем приступить к проведению гимнастических упражнений и массажа, мать должна приготовить стол, снять с рук все украшения и часы, вымыть руки теплой водой с мылом. Ребенка нужно осторожно раздеть и уложить на массажный стол. Затем постепенно начинают движения все время разговаривая с малышом.
Руки у матери должны быть теплыми.
1. Массаж рук - растирание. Слегка придерживая правую кисть малыша левой рукой, правой мать производит круговые спиралевидные растирающие движения по направлению от кисти ребенка к плечу. Выполнять 4-6 раз. Затем положение рук меняется.

2. Скрещивание рук. Ребенок лежит на спине. Это упражнение пассивное. Ребенок охватывает своими пальцами большие пальцы рук матери, которая придерживает руки малыша и медленно отводит их в стороны до соприкосновения с поверхностью стола, затем ведет навстречу друг другу так, чтобы руки малыша обхватили грудную клетку и легли параллельно одна выше другой. Отведение рук не должно вызывать сопротивление. При таком характере упражнения можно использовать простейшие пособия: вложить в руки ребенка маленькие колечки, палочки и другое. Выполняется 6-8 раз.
3. Массаж ног - разминание. Ребенок лежит на спине. Правая нога его свободно лежит на левой ладони матери, которая придерживает ногу в области нижней трети голени. Тремя пальцами правой руки разминать мышцы передней и наружной поверхности голени и бедра от стопы кверху. Повторить 4-6 раз. Левую ногу массировать правой рукой.
4. Сгибание ног. Массаж выполняется в положении лежа на спине. Захватить ноги ребенка за голени (указательные пальцы сверху). Одновременное сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах производится с легким прижатием коленей к животу, а затем ноги выпрямить. Темп медленный. Повторить 4-9 раз.
5. Массаж живота. Ребенок лежит на спине. Пальцы и ладони рук мать кладет на поясницу ребёнка. Двигать руки по ходу косых мышц живота сверху вниз и сзади наперед до соединения их ладонями над лобком. Выполнять 6-8 раз.
6. Массаж груди. Малыш лежит на спине. Согнутые пальцы рук передвигать по ходу межреберных промежутков от середины к бокам грудной клетки, производя движения, разминающие межреберные мышцы. Нажимать на ребра не следует. Повторить по 2-3 раза в каждом межреберье.
7. Поворот со спины на живот. Выполняется с помощью матери. Обхватив кисть руки ребенка левой рукой, мать подводит правую руку под голень снизу, помещая указательный палец между сомкнутыми голенями, а остальными пальцами обхватывая их. Сначала поворачивая правой рукой таз, затем, помогая повороту легким подтягиванием за руку, мать добивается завершения поворота самим ребенком. При повороте в противоположную сторону положение рук матери меняется. Повороты выполнять по 1-2 раза в каждую сторону.
8. Массаж спины - разминание. Малыш лежит на животе, руки под грудью, голова повернута слегка набок. Разминание нужно проводить после некоторого предварительного поглаживания в продольном или поперечном направлениях мышц спины. Ладонями делать круговые и поступательные движения, энергично разминая мышцы спины. Закончить разминание легким поглаживающим массажем. Повторяют 4-6 раз.
9. Массаж ягодиц - пощипывание. Ребенок лежит на животе. Пальцами слегка пощипывать ягодицы ребенка. Повторить 8- 10 раз.
10. Прогибание спины. Ребенок лежит на животе. Мать захватывает одной рукой ножки ребенка сверху в области голеностопных суставов, другую руку кладет на поясницу, приподнимает ноги ребенка на столом, прижимая другой рукой его туловище. Надо избегать чрезмерного прогибания поясницы. Выполняется 4-6 раз.
11. Ползание (с помощью). Малыш лежит на животе. Мать сгибает ноги ребенка и его стопы так, чтобы подошвы упирались в ее ладонь, другую руку она подводит снизу под грудку малыша. Легко подталкивая подошвы ребенка, побуждает его к ползанию. Рукой, лежащей под грудью мать поддерживает малыша, слегка помогая ему продвигаться вперед. Повторяют 3-4 раза.
12. Прогибание спины на весу - "парение". Ребенок лежит грудью и животом на руках, упираясь ножками в грудь матери. Мать, вытянув обе руки вперед, приподнимает их над столом. Такое положение ребенка вызывает рефлекторное разгибание спины, отведение головы назад и выпрямление ложек. Выполняется 3-4 раза.
13. Переход в положение сидя. Выполняется с помощью матери. Ребенок лежит на спине. Мать захватывает обе ручки ребенка, переводит малыша в положение сидя и осторожно опускает на спину. При опускании необходимо передвинуть руки к затылку и поддерживать головку, чтобы не допустить удара головой о стол. Это движение повторяют 2-4 раза.

После приемов массажа и гимнастических упражнений в возрасте 3-4 месяцев необходимо закаливать ребенка водой.
Температура воды в начале закаливания 36 градусов. Обтирать необходимо влажной рукавичкой. Вначале попеременно ручки, затем попеременно ножки обтирать влажной рукавичкой, растирая следом сухим полотенцем. Далее перейти на грудку при той же последовательности обтирания. Затем положить ребенка на животик и выполнять обтирание со стороны спины. Обтирание всегда начинают со стоп или кистей, то есть с мелких мышц, суставов, постепенно переходя к средним и крупным группам мышц. Температуру воды нужно снижать на один градус через каждые 5-7 дней, доводя к году до 28 градусов. При проведении массажа, гимнастики, влажного обтирания температура в комнате должна быть 20-21 градуса.