Катание на лыжах с парашютом как называется. На сноуборде с парашютом по заснеженным просторам

Или доске по снежной поверхности под воздействием силы ветра с помощью воздушного змея (кайта, англ. kite). Также этот вид спорта называют сноукайтинг, кайтбординг, снокайтбординг, но эти слова с трудом выговариваются в русском языке, и поэтому мы о них забудем:).

Зимний кайтинг — наперегонки с ветром

Кайт состоит из купола и прочных строп длиной около 25 м, которые с одной стороны крепятся к куполу, а с другой стороны – к специальной планке управления, которая находтся в руках у райдера, и к трапеции , которая опоясывает спортсмена.

Катание происходит так:

  1. спортсмен подготавливает купол
  2. разворачивает купол и стропы на снегу
  3. закрепляет на ногах лыжи или сноуборд
  4. закрепляет стропы на своей трапеции и на планке, берет в руки планку, особым образом подтягивает стропы, кайт взлетает в воздух и начинает тянуть райдера
  5. далее происходит движение по снегу, направление и скорость движения регулируются кайтом (руками) и лыжами/сноубордом
  6. для опытных спортсменов возможно за счет подъемной силы кайта.

Опытные спортсмены могут выполнять различные трюки на кайте

Оборудование для зимнего кайтинга

Для занятий сноукайтингом вам понадобится:

  • кайт для сноукайтинга,
  • трапеция,
  • доска (сноуборд) или лыжи,
  • правильная одежда и экипировка.

Прогресс не стоит на месте, и с тех пор, как кайтинг на снегу получил свое развитие, снаряжение для кайтинга становится все более безопасным и удобным.

Как выбрать кайт для зимы

Профессионалы советуют покупать всесезонный универсальный кайт, так как его можно будет использовать и летом для катания по воде.

Однако если вы новичок, для начала для освоения принципов управления кайтом вам понадобится пилотажный или тренировочный кайт – это кайт небольших размеров, который поможет овладеть необходимыми навыками управления. Эти навыки пригодятся вам для маневрирования большим кайтом.

Полноценные спортивные кайты бывают двух видов:

Надувные кайты обладают жесткой формой, которая задается с помощью надувного каркаса, который необходимо надувать с помощью насоса. Надувной кайт зимой может лопнуть от сильного мороза или от наезда на препятствие. Такие кайты нельзя использовать при морозе ниже -25 градусов. Но вместе с тем они более безопасны, имеют более высокую управляемость, чем парафойлы, будь это катание по воде или суше.

Парафойл-кайты устроены по принципу параплана, они легче надувных и не требуют насоса, более износостойкие, занимают меньший объем для переноски, легко собираются. Для сравнения, в 1 рюкзак для переноски надувного кайта может вместиться до 4 парафойлов. Для запуска и посадки парафойла не нужен напарник, с этим заданием можно справиться и в одиночку. Парафойлы не предназначены для воды, после падения в воду его нельзя заново запустить в воздух.

Выбор сноуборда или лыж

Есть несколько отличий между или лыжах с горы и катанием на кайте. Эти различия обуславливают соответствующую разницу в снаряжении.

  • При катание на кайт райдеру важно сохранять прямолинейное движение, прыгать и приземляться, поэтому для экстремальных райдеров доска длиннее, шире и жестче. Для обычного спокойного катания можно использовать обычный твин-тип сноуборд.
  • Лыжи для зимнего кайтинга предпочтительно выбирать универсальные (all-mountain), длиной от 190 см, с большим радиусом поворота. Однако если кайтер предпочитает фристайл, лучше купить твинтип лыжи для фрирайда, они обеспечат улучшенную маневренность.

Одежда и аксессуары

Вам понадобится специальная или одежда для сноуборда:

  1. термобелье, отводящее влагу
  2. слой флисовой одежды, в случае сильных морозов
  3. специальная куртка и штаны. Не забудьте, вы катаетесь при ветре, поэтому верхний слой должен быть максимально ветрозащитным!
  4. теплые ветрозащитные перчатки с большими манжетами
  5. шлем обязателен, так как возможны падения, наезды на препятствия, столкновения с другими райдерами
  6. горнолыжные очки
  7. не повредит защита локтей и коленей.

Для зимнего кайтинга подойдет замерзший водоем или заснеженное поле

Где можно кататься на кайте зимой

Кайтинг зимой возможен в самых разных местах, это может быть замерзший водоем, поле или склон. Если ваш выбор пал на замёрзшее озеро, необходимо убедиться, что лед имеет толщину от 10 см. Такой вариант имеет свои минусы: снежный покров может быть неравномерен, возможны нагромождения льда и другие неожиданные опасные препятствия, например рыбацкие снасти.

Поле — наиболее оптимальный выбор, т.к. здесь обычно ровный ветер и достаточный снежный покров. Небольшие различия в рельефе местности, сделают катание на снегу более увлекательным. Старайтесь вовремя замечать возможные препятствия в виде кустарников и камней. Обращайте внимание на линии электропередач.!

Если вы уже набрались мастерства и стали профессионалом в зимнем кайтинге, можете обратить свой взгляд на горы. Но нужно учитывать, что ветровые условия в горах сложные, ветер постоянно меняет направление и от кайтера требуется большое мастерство.

Обучение кайтингу

Можно начать осваивать зимний кайт в январе — феврале, и тогда за один зимний сезон вы вполне сможете набраться хорошего опыта. Можно учиться самостоятельно, с помощью более опытных друзей либо с помощью инструктора.

Большой плюс зимнего кайтинга в том, что для него можно найти условия практически в любом регионе средней полосы России. Здесь в основном равнинная местность, долгие и снежные зимы. В отличие от , нет необходимости искать подходящий водоем либо ехать в теплые морские края за тридевять земель.

Еще один большой плюс для начинающих – освоение азов техники управления кайтом проще на снегу, чем на воде, и ветер для этого требуется меньше.

Для катания на кайте зимой нужны только ветер, равнина, кайт и доска (лыжи). И вперед, ловить свежий ветер и непередаваемые впечатления!

Зимний виндсерфинг, по сути, является адаптированной к российским условиям разновидностью виндсерфинга летнего. С тем лишь отличием, что в ледовом варианте парус крепится не на доску, а на лыжу, и для занятий им требуется гораздо больше энтузиазма. Корреспондент "Денег" Георгий Волжанский познакомился с энтузиастами льда и ветра.

Бабочки на снегу
Мода на фитнес, велнес и прочее вегетарианство распространилась в кругу моих друзей и коллег настолько, что и я, ни разу прежде не допускавший даже мысли о том, чтобы начать когда-нибудь новую жизнь, стал подумывать о зимних радостях в виде коньков, саней или политически корректных горных лыж. Решение давалось нелегко, но постепенно мне удалось убедить себя в том, что глинтвейн и румяные барышни — неизбежные атрибуты любого катка или склона — скрасят мое пребывание на свежем воздухе. Другие аргументы в пользу зимних видов спорта были не столь очевидны, но тем не менее в ближайшие выходные я отправился на удобную звенигородскую горку, благо она расположена рядом с моей дачей.
Трудности начались, когда я попытался застегнуть на себе необходимое обмундирование. С учетом набранных за время новогодних застолий килограммов тело напрочь утратило былую гибкость и позволило засунуть себя в комбинезон лишь с третьей попытки. Когда же я покатился наконец с крутого склона, на моем пути откуда ни возьмись выросла вековая ель. Кое-как собрав после стыковки разметанные по сугробам палки и лыжи, я сдал все это хозяйство обратно в прокат.
Но первое поражение только закалило желание срочно оздоровиться, и я отправился на поиски развлечений, позволяющих без риска для жизни развивать, может, не столь значительную, зато горизонтальную скорость.
И мне почти сразу повезло. Проезжая мимо Строгинского водохранилища, я был поражен фантастическим для нынешнего времени года зрелищем, больше всего напоминающим модный салют из бабочек. В небе над заснеженной поверхностью водоема порхал целый рой ярких парашютиков. Окончательно меня добили невозможные в данных погодных обстоятельствах виндсерферы, бодро рассекавшие на досках под разноцветными парусами по ледяной глади водохранилища. Присмотревшись, я обнаружил, что стропы парашютов тоже влекут за собой людей на лыжах и досках.
Не поверив своим глазам, я принялся по возвращении домой разыскивать других свидетелей этого чуда. В частности, разместил в интернете просьбу объяснить мне, темному, что за бабочки кружились в строгинском небе и как в занесенную снегом Москву попали укротители теплых океанских волн — серферы. Мое любопытство вызвались удовлетворить сразу несколько энтузиастов.

Очень одинокий парус
С первым из них — дважды чемпионом по зимнему виндсерфингу Алексеем Ноздриным — мы договорились проехаться в ближнее Подмосковье, на Клязьминское водохранилище. Потому как, рассказал чемпион, для полного понимания необходимо не только услышать, но и увидеть все своими глазами, а еще лучше попробовать. Оказалось, что на берегу водохранилища расположена база Высшей школы спортивного мастерства, тренером которой Ноздрин является.
В просторном ангаре, доверху заполненном катерами, яхтами и лодками, Алексей продолжил начатую в дороге лекцию о способах передвижения по льду и снегу на различных снарядах при помощи воздушных потоков. Из рассказа, изобиловавшего непонятными терминами, относящимися, кажется, в основном к подробностям такелажа, мое ухо смогло выделить лишь знакомое слово "скорость". Однако по тому, как часто оно звучало, мне удалось сделать вывод, что это главное, ради чего все и задумано. Бешеное ускорение, доставляющее несравненный кайф! "Понимаешь,— объяснял Алексей,— даже если ветра почти нет, при слабом вначале качении правильно повернутый парус создает так называемый противоветер, позволяющий ускоряться быстрее. Большая скорость дает мне ощущение власти над стихией! Я даже летом на короткой доске ухожу один в море и там получаю ни с чем не сравнимое ощущение от растущей скорости".
Выяснив, что Ноздрин летом грешит катанием под парусом и даже входит в российскую сборную по классическому виндсерфингу, я резонно предположил, что в наших условиях катание по льду необходимо фанатам покорения волн, чтобы не сидеть сложа руки в ожидании сезона. И в ответ услышал, что, во-первых, правильный кант хорошей лыжи на ровном, чистом льду позволяет добиться практически нулевого сопротивления, что дает возможность зимой достигать скорости значительно большей, чем летом; а во-вторых, обучаться азам виндсерфинга легче и быстрее именно на снегу. Ибо, совершив ошибку, новичок зимой просто спрыгнет с лыжи, а летом ему в тех же обстоятельствах неминуемо грозит купание, сопровождаемое вылавливанием паруса из волн.
Когда Ноздрин гордо продемонстрировал мне несколько вариантов самостоятельно созданных им лыж, мне стало ясно, что купить оборудование для занятий этим видом спорта в магазине невозможно. "Поскольку зимний виндсерфинг пока не является массовым увлечением, никто из производителей не хочет выпускать снаряды промышленными тиражами",— подтвердил мою догадку чемпион. Его рецепт создания всего необходимого включал в себя обязательное знакомство с токарями. "Берем парус для классического виндсерфинга,— с энтузиазмом объяснял Ноздрин,— покупаем прыжковую лыжу, можно подержанную (новомодные карвинговые не годятся, кант лыжи обязательно должен быть прямой), и делаем на ней своеобразную надставку для ног". На этой стадии вступает мастер — золотые руки, вытачивающий шарниры и крепления, призванные все эти части соединить. Не показав виду, что в моей компании токарей отчего-то не наблюдается, я предложил испробовать инвентарь на практике.
Видимо, дал себя знать набранный за праздники лишний вес — сдвинуться с места я в тот день так и не смог. "Редко у кого сразу получается,— утешил меня тренер.— Зато когда научишься, сможешь кататься даже в штиль. Как-то раз такая тихая погода была — дым от сигареты поднимался вверх столбиком, почти не отклоняясь. Но когда я поехал за счет противоветра, так разогнался, что в глазах все замелькало. Потом на МКАД за рулем 130-140 км шел, а казалось — стою на месте". Хотя я сделал вид, что весьма раздосадован "нелетной погодой", мысль о том, что на этот раз спортплощадку я покину без травм, меня очень даже радовала. Тем более что после уверений в том, что даже на большой скорости падение на лед или снег абсолютно ничем не грозит, Алексей все-таки припомнил случай, когда один из его коллег, не сумев затормозить, влетел на айсборде в буер. Услышав два новых названия, я насторожился. Тем более что у меня в запасе еще был вопрос о бабочкоподобных парашютах. Поняв по выражению моего лица бесперспективность теоретических бесед, Алексей предложил проследовать в Строгино, чтобы разобраться во всем на примере тамошних спортсменов. Директор базы оказался близким другом Ноздрина.

Тазики и ракушки
Добравшись до места, мы были радушно встречены фразой сторожа: "Не положено!" Но назвав пароль "Маслов" (фамилия директора), мы прошли в огороженную зону, скрывавшую выход на берег. На заснеженном льду кипела жизнь — туда-сюда катались исполненные собственного величия люди на снегоходах и квадроциклах, рядом расчищали каток подростки, а за всем этим наблюдал важно сидевший на лавке мужчина, больше всего напоминавший мимикрировавшего к российским условиям спасателя из Малибу. Несмотря на довольно низкую температуру, признаков замерзания он совершенно не выказывал и давал окружающим понять, что данная скамейка — его законное место.
Это и был тренер высшей категории по виндсерфингу и руководитель базы спорткомитета Северо-Западного округа Москвы Андрей Маслов. "Рассказать вам обо всех видах зимнего виндсерфинга? Это я могу. С чего начать?" И тут я, уверенный, что все эти развлечения насчитывают максимум десятилетнюю историю, совершил непростительную ошибку. То есть, присев рядом с нордическим человеком на лавку, попросил начать с начала.
И Маслов начал. Оказалось, что еще в петровские времена, то есть более трех веков назад, российские, эстонские и финские поморы зимой ставили свои ботики на коньки и успешно преодолевали под парусом приличные расстояния. Позже появилась новая забава — на финские сани с длинными полозьями ставили кресло и катались в нем по льду. Роль тягловой силы исполнял человек на коньках. На рубеже XIX-XX веков в России (а как известно, Прибалтика и Финляндия входили тогда в состав Российской империи) появилось первое подобие спортивного паруса и начались соревнования на скорость.
Примерно к этому моменту у меня начали терять чувствительность пальцы обутых в теплые сапоги ног. На его же широких щеках лишь веселее сиял румянец.
новейшей истории,— как ни в чем не бывало продолжал Андрей,— определенность в зимние виды катания внесли американцы". В 1937 году янки объявили конкурс на оптимальную конструкцию буера — этакой легкой яхточки для катания по льду. Первым одноместным классом буеров был выбран наиболее демократичный проект — модель DR-60. Хотя он уступал нескольким другим из 15 представленных вариантов, зато его можно было без труда собрать из подножного хлама в любом сарае. А тем, у кого не было сарая или желания долго возиться, все части ледовой лодки присылали по почте. Эта модель практически без изменений дошла до 1980-х годов.
Но тут популярность стало приобретать такое замечательное явление, как собственно виндсерфинг. И практически сразу властвовавших над миром льда буеристов начали теснить различные виды зимних любителей лыжи и паруса. "Идея приспособить виндсерфинг для холодного времени года буквально витала в воздухе",— объяснял пышущий здоровьем Маслов, в то время как в моем диктофоне умирали от переохлаждения только что поставленные "служащие в несколько раз дольше" батарейки. Я-то давно чувствовал себя "холодным, как айсберг в океане", а мои закоченевшие лицевые мышцы намертво застыли в заинтересованной улыбке. "Точно неизвестно, кто был первооткрывателем,— безмятежно продолжал Маслов.— Посовещавшись, спортсмены приняли решение признать изобретателем эстонского яхтсмена Юрия Плизника".
Далее я узнал, что 1983 году состоялись первые соревнования по зимнему виндсерфингу, романтично названные "Беломорскими играми". Примерно в это же время стали проводить чемпионаты и за рубежом, в Финляндии и Польше. В СССР пик популярности этого вида спорта пришелся на 1988 год. Тогда в профессиональных соревнованиях принимало участие порядка 160 спортсменов, а география команд раскинулась от Бреста до Комсомольска-на-Амуре. Тут по счастливому лицу Маслова пробежала тень. И все же, как я узнал в следующую минуту, причиной были отнюдь не -15° С, помноженные на час беседы, а банальная человеческая нечуткость: "Буеристы не принимали нас всерьез. Спортсмен, когда идет на большой скорости, вынужден низко наклоняться над льдом, а они советовали нам вешать на попу тазики. Конечно, они тогда уже были заслуженные — вся задница в ракушках, а мы только начинали. Это потом их осталось человек 15, а нас-то уже были сотни".
Как известно, увлеченность не терпит отсутствия прогресса, и вот вместо паруса серферов стали появляться те самые загадочные парашюты. "Это называется кайтинг — катание на горных лыжах или сноуборде за воздушным змеем-парашютом,— объяснил Маслов.— Впервые в Москве мы увидели такую штуку в 1996 году у парня из канадского посольства. На следующий год их уже было двое. А потом все больше и больше. Со временем они начали нас обгонять, и многие ребята переметнулись к ним. Ведь парашют, по сути, тот же парус. К тому же в столице открылись фирмы, торгующие необходимым для кайтинга оборудованием. Сегодня это самый модный вид зимнего виндсерфинга. Только в Строгино таких сейчас бывает до сотни человек одновременно. Большая компания поехала в своеобразный марафон на кайтах по Волге. Они пройдут больше 100 км по руслу от Твери до Дубны".

Фигурное летание
Пока мы беседовали, Алексей Ноздрин, сразу заявивший, что кататься тепло, а вот стоять на месте нет (знал бы он, что чувствовал я, сидящий на обледеневшей лавке!), рассекал снег на странной доске под парусом и с тремя коньками. Неповоротливый на вид снаряд в его руках (ногах?) выделывал замысловатые петли и восьмерки, выбрасывая из-под коньков фонтанчики замерзшей воды. Залюбовавшись пируэтами, я поинтересовался, существует ли в зимнем виндсерфинге такое популярное летом течение, как фристайл. Мой вопрос вызвал у как раз подошедшего Ноздрина жаркий спор с Масловым. В итоге они выдали заключение, что фристайлинг есть, но его нет. Разрешить это противоречие взялся опять же Ноздрин: "Ребят, пытающихся красиво выпрыгнуть или показать трюки, и среди парусников, и среди кайтеров много. Но все это, как правило, не более чем выпендреж. Даже летом на соревнования приезжают 200 спортсменов, а участвуют — 15-20. Зимой же попробовать выходят пятеро, и лишь трое из них могут представить интересную программу. Фристайл требует кропотливых тренировок, а все, кто накупил самой крутой оснастки, попросту боятся выглядеть перед зрителями скучнее других. И хотя я сам люблю летом попрыгать на глазах у изумленной публики, а потом принять поздравления, настоящим спортом считаю лишь гонки на скорость". Зато я узнал, что для тех, кому ближе именно попытки показать на льду фигуры высшего пилотажа, придумана та самая специальная доска на коньках с подвеской от скейта — зовется айсбордом.
В это время на снежной равнине показался новый, не попадающий ни в какой из уже знакомых мне разделов снаряд. Мужчина с косичкой бережно нес на лед подобие уменьшенного в несколько раз дельтаплана. Воспользовавшись поводом погреться движением, я устремился за крылатым дядей и выяснил, что непонятное устройство называется скинборд, а его хозяин является одним из первых адептов этого вида виндсерфинга в России Сергеем Акельевым. "Скинборд требует сильного ветра, зато если уж подует, то летишь так, что искры из глаз! К тому же на скинборде хорошо с гор съезжать — при правильном разгоне спокойно можно сотню метров над склоном не касаясь земли парить. Да и в отличие от змея тут нет неудобных 30-метровых строп. Вот только дорогой это аппарат — мой $700 стоит".

Буера и буераки
Почувствовав, что если в ближайшую минуту кто-нибудь тронет меня рукой, мое тело развалится на тысячи фрагментов, я запросил у внепогодных ветропоклонников пощады. Маслов, явно удивленный, предложил пройти в штаб. В штабе, оказавшемся обычной теплушкой, мы включили чайник — ценой отключения обогревателя (видимо, для поддержания привычной хозяевам температурной обстановки) — и продолжили разговоры о судьбах и перспективах российских виндсерфингистов. "Раньше государство из-под палки насаждало в массах спорт,— делится воспоминаниями член спорткомитета Маслов.— Секций по виндсерфингу в одной столице было несколько десятков, только в Строгино восемь штук. Теперь вот, авторитетно заявляю, осталась одна, и то ее начальник на свои деньги покупает снаряжение, содержит кружок, учит детей. Зато с каждым годом растет число тех, кто может позволить себе несколько раз за зиму прокатиться в Египет, активно проводит досуг круглый год. А те, у кого нет особых денег и времени, приезжают сюда. Сначала пробуют, берут у нас инвентарь напрокат (любой снаряд — не больше $10, тогда как в теплых краях аренда паруса примерно вдвое больше). Потом покупают парус или парашют в складчину. Дальше все обязательно ссорятся, и остается кто-то один, а все остальные идут искать себе снаряжение по новой".
Чуточку отогревшись, я все же решился уточнить, в чем кайф всех этих развлечений. Оказалось, что кроме экзистенциального удовольствия от ощущения скорости и свободы у виндсерфинга в сравнении, например, с горными лыжами есть и вполне прозаические плюсы. Он менее травмоопасен. Ведь даже упав на льду или в снегу, спортсмен просто катится или скользит до полной остановки. А еще хождение под парусом или за змеем дает возможность двигаться по гладкой поверхности в любую сторону. Немного натренированный человек сможет скользить даже против ветра. "И еще могу тебе сказать как геолог геологу: в Москве нет ни одной горы, а только выкопанная когда-то ледником Клинско-Дмитровская гряда. Так что наши горнолыжники катаются в обычных оврагах",— раскрыл мне глаза Маслов. Еще более плоская ситуация наблюдается во многих других равнинных регионах России. А по просторам бескрайних полей, особенно где-нибудь в районе Сургута или Тюмени, что под парусом, что за змеем кататься — одно удовольствие.
Как будто в доказательство снаружи в этот момент поднялся сильный ветер, и, выйдя из вагончика, я вновь стал свидетелем захватывающей картины. Только что безвольно валявшиеся на снегу парашюты сделали мощный вдох и с огромной скоростью потянули своих хозяев в разные концы водохранилища. На скучном серо-белом московском фоне это красочное зрелище — сильное эстетическое наслаждение.
Повинуясь охотничьему инстинкту, я бросился за одним из парашютистов и, воспользовавшись заминкой, напал на него с расспросами. Опустив змея на лед, кайтер представился Сергеем Судаковым. "Что для меня кайтинг? Развлечение. Летом доска и волны, а зимой заняться нечем. Что хорошего? Независимость. Чтобы покататься, не надо далеко ехать, а потом стоять в очереди на подъемник. Опасно? Не опаснее, чем с горы. Только вот высоко взлетать при сильных порывах страшновато. Летом, бывает, и метров на 30 подпрыгнешь, а зимой извините — лед же внизу. Дорого? Змей от $300 до $600 стоит, а у меня их на разную погоду несколько штук, вот и считай". Приглядевшись, я отметил, что деньги бывалый "змеевод" тратит не только на парашюты. Одетый в специальный костюм Сергей обезопасил себя многочисленными щитками и шлемом, а оставаться на связи с внешним миром ему позволяет мудреный хендс-фри. Больше всего меня порадовала спецзащита, расположившаяся на копчике спортсмена. Видно, не зря мудрые буеристы когда-то о тазиках говорили.
Покидая водохранилище, я решил — раз уж воспаления легких все равно не избежать! — совершить последний ледовый подвиг и с этой целью подошел к представителю местных рыбаков. "Эти, с парашютами, еще ничего,— сказал мужик в тулупе.— А вот те, на штуках с коньками, они иногда ящики из-под задницы выбивают. Да пусть катаются!.. Мы по-своему отдыхаем, они по-своему. В общем-то мы одно дело делаем — дышим свежим воздухом".
Прикинув цену коловорота и железного ящика, я всерьез задумался о возможности оздоровления рыбалкой.

Ставший чрезвычайно популярным среди любителей экстремальных дисциплин, сноукайтинг, сочетающий сноуборд с парашютом как называется на английском этот вид спорта, все больше набирает обороты. Хотя, его нельзя отнести исключительно к экстремальному виду спорта, прежде всего это вариант активного, увлекательного и захватывающего отдыха.

Сноукайтинг, называют усовершенствованной и приспособленной к сноубордингу конструкцией воздушного змея, впервые запущенного в Китае в XII в. В более широком понятии, он относится к зимнему буксировочному кайтингу — использование воздушных потоков и гравитации, для преодоления больших расстояний. Достигается это при использовании сноуборда или горных лыж, как одного из основных элементов, дополненных парашютом или парапланом, подхваченным ветром, буксирующим человека по снеговому покрову.

При сильных порывах ветра, сноукайтинг становится смертельно опасным занятием, в такие моменты избегают заниматься им даже профессионалы с большим опытом и самые рисковые экстремалы.

История возникновения

Рождение сноукайтинга произошло под влиянием его водного аналога, кайтсёрфинга — катания по волнам, с использованием того же принципа. Произошло это в 70-е годы, когда немец Дитер Стразилла и его помощник Андреа Кун, на альпийских склонах Швейцарии впервые использовали сочетание сноуборда и модифицированного парашюта. На начальном этапе зарождения этого вида спорта и активного отдыха, Стразилла много экспериментировал с разными вариантами крыла. А к началу 80-х у него появилось множество последователей, высоко оценивших его замысел.

История в России

В Россию эта «забава» пришла спустя 2 десятилетия после ее изобретения, в 1997 году. Пионером российского сноукайтинга стал Владимир Бобылев, неоднократный призер в соревнованиях по зимним видам спорта. Начиная с этого времени, он активно занялся развитием и популяризацией его на просторах СНГ. Создал кайт-клуб «Змеиное логово», на выставке «Спорт и отдых ‘99» представил свой вариант снаряжения и оборудования. А в 2000 году стал главным инициатором массового производства кайтов в рамках проекта «Batwing», под им же запатентованной торговой маркой «Skysnake».

Сноуборд или лыжи?

При выборе инвентаря, учитываются индивидуальные способности самого человека, в чем он больше преуспел: в горнолыжном спорте или сноубординге. Каждый сам решает, что ему проще и ближе, от этого и зависит правильность выбора. В случае если нет сноровки ни в том, ни в другом, следует обучиться сначала стоять на лыжах или сноуборде, а уже потом прицеплять к ним стропы кайта.

На чем проще кататься?

Здесь тоже всё зависит от умения и способностей самого человека. Инструкторы отмечают, что при ознакомлении и постижении азов сноукайтинга, начинать на горных лыжах несравнимо проще. В случае если опыта катания на сноуборде, или на кайтборде — летнем варианте, больше чем на лыжах, вопрос может считаться закрытым, имеющиеся навыки автоматически определяют наиболее подходящий инвентарь.

Какой нужен сноуборд для катания на кайте?

Выбирая сноуборд для кайта, нужно принять во внимание то, что сноубординг и сноукайтинг, отличительные во всем: в способах, приемах, технике катания, и физических принципах. А еще, существенно отличаются два вида спорта, в распределении массы тела на борд, во время движения — в этом полная противоположность. Поэтому, даже имея необходимую сноровку и опыт обращения со сноубордом, кайт сноуборд поначалу тяжело освоить, привыкнуть и перенастроиться на него. Для адаптации потребуется выбор по таким критериям:

  • лучше если это будет «Twin tip» — симметричный борд, одинаковый по жесткости и форме хвостовой и носовой части;
  • выбор следует остановить на модели «WIDE» — его ширина гарантирует комфортное катание по любому снегу;
  • хороший вариант, кайтснуборд с наименьшей приталенностью — максимальный радиус бокового выреза ускоряет разгон и скольжение по прямой линии;
  • прекрасным выбором будет средний по жесткости борд — он одинаково подходит и для простого катания и выполнения кульбитов;
  • лучший тип конструкции борда «Sandwich» — отличается качеством, надежностью и удобством при его использовании.

Крепления для сноуборда

Важно правильно выбирать не один сноуборд, параллельно следует позаботиться о креплениях. Это не менее важный момент, как и параметры самого борда, от чего зависит комфортное катание на кайте. Лучшие, в этом плане, крепления, имеют регулирующий угол задника (хайбэка), особо выделяют 2 варианта:

  1. Стрепы — самая распространенная система креплений, давно доказавшая состоятельность. Они удобны в использовании, просты в фиксации, надежны, что важно, стоят недорого.
  2. Flow — пожалуй, лучшие крепления для сноуборда, зарекомендовавшие себя в сноукайтинге. Существует несколько видов, отличающихся исключительным удобством при встегивании и фиксации.

Как выбрать сноубордические ботинки?

При выборе сноубордических ботинок, особое внимание нужно обратить на их жесткость, для удобства и комфорта она должна быть низкой или средней. Не стоит забывать про другие элементы специфической обуви. Важен угол наклона голенища ботинок, лучший вариант без наклона, либо с минимальным показателем. Грубейшая ошибка при выборе ботинок — приобретение обуви использующейся в фрирайде, у них высокая жесткость, доставляющая чувство дискомфорта, что недопустимо при катании на кайте.

Какие горные лыжи выбрать для катания на кайте?

Если в сноукайтинге сочетаются лыжи с парашютом, нужно уделить внимание первой составляющей, от этого многое зависит. Как и в случае со сноубордом, должны учитываться особенности и специфика специализированного инвентаря. Стоит выделить детали, актуальные при покупке:

  • лучшими считаются лыжи для фрирайда — имеют хорошую проходимость и скольжение по «диким» склонам с глубоким, топким снегом;
  • особо актуальны лыжи с шириной как минимум 80 мм — это тоже важно в случае катания в условиях заснеженности и сложного рельефа местности;
  • важная деталь, минимальная боковая приталенность — боковой вырез основополагающий при разгоне, с увеличением радиуса поворота до 100-150 м;
  • не меньше учитывается рост лыж — чем они длиннее (200-240 см), тем удобнее на длинных дистанциях и лучше их скоростные качества.

Одежда и аксессуары

Отправляясь на заснеженные склоны, кроме кайта, лыж или сноуборда, необходимо позаботиться об экипировке, важном элементе снаряжения. Учитываться должна каждая деталь: одежда, в том числе нижнее бельё, на что обычно мало кто обращает внимания, обувь, в частности ее удобство, и дополнительная защита. Этот вид экстремального спорта небезосновательно относится к наиболее травмоопасным.

Термобелье

Хотя экипировка рассчитана для длительного пребывания в горных условиях, с преобладанием низких температур, термобелье нужно не для согрева. Цель путешествия — активный отдых, непосредственно связанный с потоотделением, а основной функцией термобелья будет регулировка температуры тела и отвод влаги. Выбирать следует смешанный вариант (шерсть + синтетика).

Носки, майка и штаны

Как и термобелье, носки, майка и штаны должны быть из смешанного материала, он предпочтителен для катания на кайте. Полностью натуральные материалы, проявляют согревающий эффект. Синтетические, не пропускают воздух, все это способствует высокому потоотделению. А смешанные, защитят от излишней влажности. Важно, чтобы эти элементы одежды были облегающими, создавая минимальную скованность движениям.

Флисовая кофта

Флис — легкий, прекрасно пропускающий воздух материал, позволяющий «дышать» телу, эффективно отводить влагу. Сохранять привычную координацию движений, не сковывая их, а потому незаменимый в альпийских видах спорта. Профессионалы используют флисовые кофты в виде второго слоя одежды, рекомендованы они как неизменная часть экипировки и международными спортивными ассоциациями.

Костюм

При выборе верхней одежды, главную роль играют сопутствующие факторы: во многом все зависит от носимой трапеции — сидячей или поясной. Исходя из этого, индивидуально подбираются варианты костюма — с раздельной курткой и штанами, или в виде цельного комбинезона. Важнее в этом материал: не слишком плотный, непромокаемый, водоотталкивающий.

Перчатки

Следует уделить внимание перчаткам, в этом случае, выбор проще остальных, и условий для этого гораздо меньше. Главное чтобы это были именно перчатки, а не варежки, в них рукам намного легче управляться со стропами кайта. А единственное требование — как и прочие принадлежности, они должны быть изготовлены из смешанного материала, пропускающего воздух.

Балаклава

В отличие от других частей тела, находящихся в движении и согревающихся, лицо способно пострадать в условиях низких температур. Чтобы защитить его от обветривания и обморожений, потребуется маска-балаклава, незаменимая в различных ситуациях. На фоне других предметов экипировки, следует выбирать изделие из согревающих, натуральных материалов, таких как шерсть.

Защита

В сноукайтинге травмы распространены и привычны, чтобы максимально себя обезопасить, нужно позаботиться о защитном комплекте. Прежде всего, это шлем, изготовленный из крепкого пластика или кевлара. Это самый важный элемент защиты райдеров. Поверх него очки, плотно прилегающие к лицу, и не стоит забывать о налокотниках и наколенниках — суставы больше других частей тела травмируются при падениях.

Дисциплины и виды состязаний

Основным видом состязаний в сноукайтинге, неизменно остаются гонки. Они интересны и участникам, и зрителям, собирают большое количество людей как среди райдеров, так и среди праздных зевак. Ставшие настолько популярными, соревнования проводятся организаторами на протяжении зимнего сезона, в выходные и праздничные дни.

Фрирайд

Фрарайд — самая распространённая дисциплина, разновидность альпийского фрирайда. Выражена в произвольном, демонстративном катании, ограниченным отведённой частью горного склона, с учетом времени. В нем используются те же оценочные критерии, основная — техника и стиль выполнения трюков.

Полеты

В отличие от предыдущей, эта дисциплина выражена не в скольжении, а в полетах и парении, на неограниченное расстояние по времени — основное, на чем основываются оценочные критерии. Проводятся соревнования в местах с большим перепадом высот, в случае полета, и небольших возвышенностях при парении, где оценивается время непрерывного пребывания в воздухе.

Турнирные гонки

Гонки из нескольких заездов, с минимальным количеством участников, по причине сложности включённой в них программы, трудновыполнимой и для профессиональных райдеров. Представляют собой безостановочный подъем по горному склону (Апхилл), а также гонку на короткой дистанции с элементами фристайла (Бэккантри-кросс).

Приключенческие гонки

Гонки на длинные дистанции по сложной, пересеченной горной поверхности, на отдельных участках без кайта, длящиеся на протяжении дня, от восхода до захода солнца. В них тоже принимают участие не так много райдеров, прохождение маршрута изнурительно, требует выносливости, самообладания и серьезной физической подготовки.

Где можно кататься на кайте зимой

Поскольку сноукайтинг настолько популярный вид экстремального спорта, в мире ежегодно появляется все больше площадок, оснащенных всем необходимым для катания. Самым знаменитым из таких мест называют австрийский курорт «Тальгау», где созданы условия и сложились благоприятные погодные условия. В России, лучшее место для катания на кайте, благодаря стойким ветрам и идеальному снежному покрытию в зимний сезон, Плещеево озеро, расположенное вблизи Переяславля-Залесского.

Важно! Наиболее подходящие места для сноукайтинга, имеют плоскую, ровную поверхность, такие, как покрытые не слишком толстым слоем снега поля, или широкие замерзшие озера.

Скользить на сноуборде с парашютом или парапланом по снегу, ни с чем несравнимые ощущения, незабываемые впечатления. Интересно наблюдать за этим даже со стороны, что уж говорить о чувствах людей, находящихся под куполом. Поэтому сторонников этого захватывающего вида спорта и одновременно развлечения, с каждым годом становится все больше.

Представьте себе картину: ослепительное солнце, свежий ветер, соленый морской воздух, и вы несетесь на доске по воде. А над вами при этом реет гигантский воздушный змей, который стремительно тянет вас вперед. Заманчиво? Тогда, быть может, увлекательный и экстремальный , кайтсерфинг, — это то, что вам нужно?

Кайтсерфинг — это особый вид серфинга, при котором вы скользите по воде на доске, а к вашей талии при этом прикрепляется небольшой парашют или, как его называют профессионалы, воздушный змей. Само слово «кайт» как раз и обозначает «воздушный змей». Именно кайтом в процессе катания вы будете ловить ветер, чтобы стремительно мчаться по волнам. Продвинутые серферы не только легко управляются с этим парашютом, но и могут делать в воздухе настоящие трюки, отрываясь от доски и совершая невероятные кувырки и прыжки.

Для того чтобы овладеть премудростями кайтсерфинга, необязательно уметь кататься на доске или быть виндсерфером. Научиться управлять кайтом вы сможете и с нуля, придется лишь уделить этому достаточно времени.

Постигать искусство кайтсерфинга можно там, где достаточно тепло, чтобы не промерзнуть в воде во время обучения, а также в местах, где дует ровный и достаточно сильный ветер, идущий вдоль побережья. Главной Меккой кайтсерферов традиционно считаются египетские курорты Эль-Гуна и Дахаб, но и помимо них есть достаточно мест, где можно потренироваться кататься по волнам с воздушным змеем. Среди кайтсерферов популярны греческий Родос, испанская Андалусия, Вьетнам, Гавайи, Венесуэла, некоторые курорты Таиланда, озера на севере Италии (Гарда) и юге Германии (Аммерзее). В Московской области серфингисты облюбовали для тренировок с кайтом Плещеево озеро, неподалеку от Переславля-Залесского.

Чтобы овладеть техникой кайтсерфинга, вам придется запастись изрядной долей терпения и куража. Не помешает и хорошая спортивная подготовка . Простейшие курсы знакомства с системой кайт-серфинга проходят в течение выходных, на которых вас научат выбирать для себя подходящий кайт, собирать и разбирать его, а также управлять и ловить ветер на суше и в воде. При условии, что вы находитесь в хорошей спортивной форме и дружны с водными видами спорта, уже в ходе такого курса вы можете попробовать освоить технику вставания на доске из воды с пристегнутым к поясу кайтом.

Если вы настроены решительно, планируйте отпуск в таком месте, где вы сможете неделю-другую ежедневно заниматься в группе или индивидуально.

В остальных случаях придется приложить все свое упорство и потратить не один выходной, чтобы уверенно и твердо рассекать водные глади, стоя на доске. Именно поэтому, если вы настроены решительно, планируйте отпуск в таком месте, где вы сможете неделю-другую ежедневно заниматься в группе или индивидуально под руководством опытного тренера.

Прежде чем с головой окунуться в прелести кайтсерфинга, имейте в виду, что, как любой экстремальный спорт, кайтсерфинг достаточно травматичен. Поэтому, увлекаясь этим видом спорта, особенно важно тщательно соблюдать технику безопасности. Именно поэтому, кстати, профессионалы советуют школу кайтсерфинга и инструктора выбирать придирчиво и с большим вниманием. Предпочтительно обучение на родном языке, чтобы избежать недопонимания, которое может привести к травмам.

Выбирая школу, обязательно изучите ее программу. После стандартного базового курса кайт-серфинга вы должны получить следующие знания:

  • Управление настройками кайта;
  • Знакомство с системой безопасности при катании;
  • Умение учитывать погодные условия и выбирать место для запуска кайта;
  • Умение скользить по воде без доски с кайтом;
  • Навык посадки и запуска кайта, в том числе аварийная посадка и движение против ветра.

Оптимальным будет отправляться на курсы кайтсерфинга вместе с кем-то из друзей или с любимым. Ведь основное правило кайтсерфера гласит: никогда не катайся в одиночку. Этого требуют в том числе правила техники безопасности, так что компания тут никогда не помешает.

Будьте готовы к тому, что на первых порах у вас может ничего не получаться, и дайте себе достаточно времени для того, чтобы привыкнуть к новому для себя виду спорта и усвоить его технику. Во избежание во время нахождения в воде позаботьтесь о том, чтобы на вас был подходящий по размеру неопреновый костюм. А для того, чтобы защитить себя от травм, приобретите или возьмите напрокат шлем.

Кайтсерфинг сегодня — одно из популярных увлечений в Европе, а в преддверии Нового года такой курс, запланированный на ближайший отпуск, может стать отличным подарком для вашей второй половины.

Если же ждать наступления лета вам невмоготу, а в тропические страны вы пока не собираетесь, нет необходимости откладывать освоение этого вида спорта на потом. Ведь у кайтсерфинга есть и зимняя вариация, которая называется сноукайтинг. Так что, если вы собираетесь на горнолыжный курорт и ищете новых впечатлений, попробуйте зимний кайтинг. Кайт даст вам развить на трассе высокую скорость и почувствовать азарт и энергию настоящей гонки. Для такого катания, как правило, используются длинные горные лыжи с большим радиусом поворота и, изредка, сноуборд.

Словом, если в душе вы — экстремал и хотите начать новый год с новых , то попробуйте катание с кайтом в его летней или зимней вариации. Вне зависимости от того, потянет ли вас кайт по заснеженным трассам или водным просторам, чувство полета и восторг от новых ощущений вам гарантированы.

С парашютом на лыжах или введение в кайтинг

«Как называется катание с парашютом на лыжах …». «На парашюте и доске по воде – что за спорт?». «Экстремальный спорт, где парашют и сноуборд – что это?». Лишь в 10% случаев авторы таких поисковых запросов имеют в виду «спидрайдинг». К тому же, там используется параплан. Остальные, мельком увидевшие воочию, но не знающие, что это такое – подразумевают кайтинг .

Кайтинг (он же кайтсерфинг или сноукайтинг) медленно, но верно проникает в народные массы. В кайтинге для передвижения по суше или воде используется сила ветра, захваченная кайтом – огромным воздушным змеем. Именно кайт многие и принимают за парашют.

Однако разница между кайтом и парашютом огромна – начиная с размеров и заканчивая формой и функционалом. Кайт меньше, проще, безопаснее, доступнее, практичнее. Если сравнивать кайт с чем-то привычным…То пожалуй – это сродни велосипеду. Просто он летает, и легко помещается в рюкзаке.

Экстрима и дороговизны в кайтинге содержится ровно на столько, насколько вы решите сами. Как в случае с велосипедом, лыжами, коньками или санками. Именно поэтому он и становится достоянием самых обычных людей – таких, как вы. И превращает обычных людей в необычных.

Почему кайтинг выбирают все чаще?

  • Кайтинг красив – пожалуй, никто не останется равнодушным при виде полета кайтов. Вами будут восхищаться так же, как когда-то восхищались вы, наблюдая эти полеты.
  • Кайтинг универсален — вам не нужны горы и подъемники, морские волны, яхты и круизы. Вам нужен лишь кайт, снаряд скольжения и ветер – и любое заснеженное поле или речная отмель станут курортом.
  • Кайтинг вне сезонов – вы можете заниматься в любое время года, меняя лишь снаряд скольжения. Серфовая доска, сноуборд или лыжи, маунтинборд – лишь бы поверхность была ровной.
  • Кайтинг вне возраста – самому старшему кайтеру перевалило за 80, а самый юный едва умеет говорить. Начиная в любом возрасте – вы начинаете вовремя.
  • Кайтингу учатся за 7 занятий: и вам не понадобится для этого ничего, кроме желания, ведь все учебное оборудование предоставляют кайт-школы. Крутая физподготовка тоже не требуется – она появится в процессе.

А если нужны подробности, то на нашем сайте есть все, что вы хотели узнать о том самом спорте, который «с парашютом на лыжах», но не знали, где бы это найти:

Кайтинг — что это такое: ликбез для новичков

Здесь вкратце собрано все, что вы хотели бы «с налету» узнать о кайтинге. Обо всем понемножку – но о главном, чтобы белых пятен, вроде мифического «парашюта», не осталось совсем.

Здесь вы узнаете почему кайтинг – спорт не для всех, но точно для вас. Оцените степени риска в кайтинге и сравните со своими страхами и возможностями. Убедитесь в его финансовой доступности. И возможно, уже сделаете вывод: подходит ли вам этот спорт.

В этом разделе, как вы уже поняли, содержатся те самые бесценные советы. А в качестве бонуса – подробное описание, какие виды кайтов бывают.

Разумеется, не для того, чтобы вас загрузить, а наоборот – чтобы помочь разобраться. Потому, что сакральный вопрос «Какой кайт выбрать» — преследует на определенном этапе каждого новичка.

Возможно, эта статья убережет вас от скоропалительных решений и необдуманных трат. И совсем здорово будет, если именно она поможет сделать вам правильный выбор своего воздушного змея.

Сноукайтинг и кайтсерфинг: Что? Где? Когда?

Или все о сезонном кайтинге в суровых российских реалиях, которые на поверку окажутся не такими уж и суровыми. Вы узнаете, чем зимний кайтинг отличается от летнего, где в России можно отлично вкатить на кайте, а где кататься точно не стоит.

А потом сами сможете сделать вывод, какой сезон наиболее благоприятен для начала именно вашего обучения.

Обучение кайтингу: самые лучшие способы

Научиться управлять кайтом максимально быстро и без лишних затрат нервов, денег и времени? Это вполне возможно, и доступно практически каждому.

В наше время существует огромный выбор кайт-школ и выездных кайт-кемпов, в которых работают настоящие профессионалы, мастера своего дела. И они по-настоящему любят учить.

Но учтите: не все способы обучения одинаково полезны. А есть вообще откровенно вредные, и даже опасные для здоровья. Как избежать распространенных ошибок при обучении и как найти свою, идеальную кайт-школу – вы узнаете в этой статье.

Снаряжение для кайтинга: выбираем стафф

Стафф – это и есть кайт-снаряжение. Важная деталь, или – вернее – несколько важных деталей в экипировке любого кайтера. В первую очередь это, конечно, трапеция и снаряд скольжения: без них вы далеко не уедете даже на самом лучшем кайте.

И их тоже существует великое множество – а выбрать для начала надо что-то конкретное. Но не волнуйтесь: эта статья вам поможет.

Кроме них кайтер обязательно должен обзавестись надежным шлемом. А также в зависимости от сезона – подходящей одеждой. Обо всем этом мы тоже кратко расскажем в разделе о стаффе.

Одежда для кайтинга: гидрокостюм, комбинезон и прочие тапочки

В этой статье мы подробно рассмотрим еще один элемент, без которого ваша каталка будет немыслима. Это — одежда для кайтинга. Казалось бы — не так уж важно, что на вас одето, был бы кайт — но не все так просто.

Из этого раздела вы узнаете, что именно вам нужно будет обязательно приобрести, если вы решили подружиться с кайтингом надолго.

Здесь по всем законам жанра – должно быть глубокомысленное заключение, но мы не будем тратить на него ваше время. Ведь ваше увлекательное путешествие в мир кайтинга только начинается!

Мы не знаем, станет ли он частичкой вашей жизни: все зависит от вас. Но зато мы точно знаем, что вы больше не спутаете кайтинг «с парашютом на лыжах»!