Как стать самураем в реальной. Обряд посвящения в воины. Воспитание будущего самурая

В нашей стране мода на японскую культуру появилась уже давно. Даже в СССР, несмотря на официальный запрет карате с 80-х по 90-е года, люди подпольно занимались боевыми искусствами. В настоящее время в России существует много последователей восточной культуры и боевых искусств, в том числе поклонников самураев. Ознакомиться с их бытом и культурой Японии в столице можно до 31 мая на выставке "Самураи. 47 ронинов". В этом году на ней впервые представлены два редких меча: один полностью сделан из метеоритного железа, а другой является точной копией священного меча Кагеути, хранящегося в главном религиозном центре Японии, храме Исэ.

сайт первым увидел редкие клинки и узнал у организатора выставки "Самураи. 47 ронинов", мастера меча Юрия Аистова о пути воина и кодексе самурая, японской культуре и правильном питании.

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Путь воина

"Путь самурая начинался с безусловного подчинения – прежде чем ты создашь что-то свое, ты должен выучить то, что было сделано до тебя. Если у человека хватало воли и терпения пройти период подчинения, то сенсеи выказывали ему уважение и открывали все тайны.

Передо мной стояла цель – создать с нуля эту выставку, и мне пришлось досконально изучить японскую культуру и историю. До этого я уже занимался японскими единоборствами, так что мне оставалось изучить чайные церемонии, каллиграфию, японское фехтование и все остальное, что можно увидеть на выставке.

Более того, я до сих пор езжу в Японию к своему сенсею, чтобы изучать традиции самураев. Для этого нужно сдавать определенные тесты. Когда ты проявляешь уважение к японской культуре и показываешь знание этикета, отношение очень дружественное и откровенное – тебя смогут пустить туда, куда не пускают обычных туристов".

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Кодекс самурая

"Самое важное для самурая – это свод правил , который нужно беспрекословно выполнять. Конечно, кодекс предусматривал определенные преимущества для самураев. Например, они могли носить на улице два меча. Остальные сословия тоже имели оружие, но могли носить с собой лишь один меч. Большую часть дня самурай уделял уходу за собой – ведь он должен быть аккуратно пострижен и причесан, владеть хорошими манерами, а его одежда должна всегда поглаженной и постиранной, но не особо богатой, так как для самураев всегда действовал запрет на роскошь.

Все обязательные упражнения самураев проходили в специальном месте – додзе (в переводе на русский "место для достижения просветления" - прим.ред.). В день достаточно уделить 4-5 часов тренингу, чтобы ваше сознание было чистым и абсолютно спокойным. Остальное время уже в этом состоянии вы можете посвятить эстетическим и изящным искусствам: складыванию стихов, каллиграфии, музицированию, посещению театров, проведению чайных церемоний, а также воспитанию детей.

КОДЕКС САМУРАЯ

"Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая";

"Утром вставай как можно раньше. Встающий поздно - плохой слуга";

"Если у тебя появилось свободное время, используй его для чтения";

"Добро и зло в человеке зависят от тех, кто его окружает";

"Сокол не подбирает брошенные зерна, даже если умирает с голоду".

Раньше самураи не проводили каких-то фестивалей или соревнований - основным соревнованием для них была сама жизнь. Но они должны были постоянно совершенствовать свое внутреннее состояние, чтобы превзойти своих соперников. Для этого в школах боевых искусств устраивали реальные сражения или бои на имитаторах оружия. Это были не аналоги современных поединков на ринге. Они не афишировались и были направлены на совершенствование внутреннего спокойствия и концентрации, благодаря которым воины могли достичь безличностного восприятия мира. ".

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Мирное время – период Эдо

"Чем же занимались самураи в мирное время, длившееся более 250 лет? В эпоху Эдо (1603-1868), когда не было войн и появился запрет на ношение оружия, мечи могли носить только самураи. А уже после реставрации Мейдзи (1868-1889), когда Япония перешла от системы правления сегунами к прямому правлению императором, даже самураям было запрещено носить оружие.

У самураев, как у аристократического общества, в период Эдо появилось много свободного времени, которое они использовали для занятий поэзией, музыкой, создания театра, проведения чайных церемоний. Именно самураи стали учителями, художниками, поэтами, ценными госслужащими. В целом самураи стали людьми, которые привнесли в общество культуру древнего класса воинов. До сих пор в японском менталитете сохранились многие аспекты этой культуры, помогающие стране создавать эффективную экономику".

Питание

"Большое значение самураи уделяли правильному питанию. Вообще, система питания, называемая макробиотикой , была создана на основе исследования диеты дзен-буддистских монахов и самураев. Скорее это даже образ мышления по отношению к пище. Он поможет вам поддерживать высокую работоспособность, употребляя самые простые продукты. Достигается это за счет идеального баланса между жирами, белками и углеводами. И даже если вы немного измените эту систему питания, то заметите сильные изменения, в том числе падение работоспособности.

Самураи не придерживались чистого сыроедения, хотя часто употребляли в пищу сырые продукты. Японцы и сейчас любят свежие морепродукты. Лично я ел в Японии раза в два больше обычного и при этом похудел за две-три недели килограмм на 10, в том числе благодаря качеству продуктов. Если говорить о вегетарианском сыроедении, то наш северный климат не позволяет сильно углубляться в эти аспекты".

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Мастера меча

"Сейчас до сих пор есть мастера, создающие мечи по современным технологиям, но согласно традиционной технике. Одним из них был Хироки Хинокуни, ушедший из жизни в 2013 году. Одни из его последних клинков представлены на выставке. Он изучал технологии периода Хэйан (794 - 1185) и Камакура (1185 - 1333).

В настоящее время есть общество NBTHK , сохраняющее традиционные художественные японские мечи. Оно работает с мастерами, аттестует их и присваивает им специальные звания. Так, Хинокуни обладал званием Моканса, которым в настоящее время в Японии владеют всего около 10 кузнецов. Именно поэтому ему было поручено изготовление священного меча Аматэрасу. Причем изготавливал он его дважды – оба раза при переносе священного храма Исэ .

Впервые он сделал меч в 1993 году и потом еще раз уже спустя 20 лет, в 2013 году. Такая периодичность связана с тем, что святилище Исэ является главным храмом синтоистов. Это определенный ритуал, во время которого полностью обновляется не только здание храма, но также одежда и сокровища богов. Старые вещи либо уничтожаются, либо передаются другим храмам в качестве святынь. Одни из главных сокровищ – бронзовое зеркало и меч Кагеути. Причем видят их лишь мастера, устанавливающие их люди и лично император Японии".

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Культура Японии

"В молодости я мечтал создать на Алтае Кедроград – своеобразный экогород с рациональным использованием природных ресурсов. Это то, что так сильно развито в Японии уже на протяжении 2000 лет. Японская культура дала мне много идей, которые со временем мы сможем применить и у нас в России. Японцы живут в условиях жесткой нехватки природных ресурсов, и они их очень ценят.

Вся японская инфраструктура интересна своим комплексным подходом. Каждый процесс там идеально подстраивается так, чтобы нигде не принести ущерба и получить при этом максимальную прибыль. При этом японцы готовы делиться своими технологиями, которые дадут в других странах почти пятикратное увеличение эффективности производства.

Русские схожи с японцами по складу ума, в частности, когда они попадают в экстренную ситуацию. Так, во время русско-японской войны японцы уважали мужество русских солдат и считали их достойными соперниками".

Кстати, помимо самой выставки, организаторы проводят мастер-классы и лекции. Профессионалы показывают, как можно испытывать клинки и как владеть ими, как стрелять из лука и управляться с копьем. Для любителей эстетики устраивают японские танцы, демонстрируют мастерство каллиграфии, а также игры, в которые самураи играли в свободное от сражений время. За одно занятие, конечно же, трудно постичь все нюансы японской культуры и пути самурая. Однако можно понять, что в целом представляет из себя культура Японии, и насколько это вам близко.

Кодекс самураев в кино и аниме

"Семь самураев". Фото: imdb.com

Самурайской тематике посвящено множество фильмов и аниме.. Для того, чтобы увидеть всю подноготную жизни воина, в первую очередь стоит обратиться к японскому кинематографу, например, к ленте "Семь самураев" 1954 года Акиры Куросавы. События фильма происходят в XVI веке и рассказывают о крестьянах, которые наняли семь самураев для защиты от бандитов и мародеров. Картина по праву является культовой и имеет огромное количество ремейков, в том числе и одноименное фантастическое аниме.

Самый известный самурай-герой - слепой массажист-фехтовальщик Дзатойти, о котором было снято 26 оригинальных фильмов и сериал из 112 серий. Последний и лучший из ремейков картины - одиннадцатый по счету фильм Такеши Китано под названием "Затойчи" (2003).

Одно из самых интересных самурайских аниме - Samurai Champloo . Мульт рассказывает о приключениях вспыльчивого и вечно голодного мужлана-брейкдансера Мугэна, благородного, но таинственного ронина Дзина и милой девушке Фуу, которая ищет самурая, пахнущего подсолнухами.

"Шестиструнный самурай". Фото: imdb.com

В американском кинематографе самурайской теме также уделено особое место. Помимо множества ремейков и фильмов, основанных на самурайских легендах, есть картины с оригинальными сценариями: "Пес-призрак: Путь самурая" (1999) Джима Джармуша, "Последний самурай" (2003) с Томом Крузом в главной роли, а также комедийных пост-апокалиптический боевик "Шестиструнный самурай" (Six-string Samurai).

Дмитрий Кокоулин

Японская культура предстает перед западным человеком в виде совокупности идей и красочных образов. И самым ярким из них является образ воина-самурая. Он имеет героический ореол и считается своеобразным символом мужества и стойкости в бою. Но все ли мы знаем про самураев? Насколько правда об этих воинах отличается от легенд и мифов?

Самурай: определение слова

В понимании европейцев любой японский воин, принимающий участие в сражении, является самураем. На самом деле данное утверждение является в корне неверным. Самурай - это особый класс феодалов, получивших специальное образование, прошедших ритуал посвящения и имеющих отличительный знак - японский меч. Целью жизни такого воина являлось служение своему господину. Ему он должен быть предан всем своим существом и беспрекословно исполнять любые приказы.

Эта цель прослеживается в самом определении "самурай". Значение слова в переводе с японского языка звучит как глагол "служить". Поэтому не удивительно, что жизнь самурая тесно связана с жизнью своего господина - дайме. Многие европейцы считают, что самурай - это служилый человек, которого можно называть японским словом "буси". Но это тоже ошибочное мнение, не стоит путать эти два слова.

Самурай значение имеет более широкое и всеобъемлющее, он в военное время представлял собой лучшую защиту для господина, а в мирное время являлся обыкновенным слугой. Буси же относятся к классу простых воинов, которых можно было нанимать на некоторое время. Оплата услуг производилась деньгами, но чаще всего феодалы оплачивали услуги воинов рисом.

История самурайства: краткая историческая справка

Самураи как сословие зародились в седьмом веке. В этот период Япония переживала феодальную раздробленность, и каждый крупный феодал нуждался в хорошо обученных профессиональных воинах. Ими стали самураи.

Молодых воинов часто морили голодом и заставляли не спать несколько ночей подряд. Они выполняли всю тяжелую работу по дому, ходили босыми в любое время года и просыпались с первыми лучами солнца. Для того чтобы смерть не пугала будущих самураев, их часто водили смотреть на казни, а по ночам они должны были сами приходить к телам казненных и оставлять на них свой знак. Часто их отправляли в места, где по преданиям живут призраки, и оставляли там без питья и еды на несколько ночей. В итоге у юношей вырабатывалось бесстрашие и поразительное хладнокровие, они могли трезво мыслить в любой ситуации.

Помимо воинского искусства, самураев обучали письменности и истории, но данные дисциплины не являлись тем, чем на самом деле должен заниматься самурай. Это было всего лишь дополнением, которое могло помочь в бою тем или иным способом.

К шестнадцати годам юноша считался полностью обученным и мог приступать к обряду инициации и посвящения в самураи.

Обряд посвящения в воины

На обряде посвящения обязательно должны были присутствовать учитель самурая и его будущий дайме, с которым закреплялись вассальные отношения. Обряд сопровождался получением собственного набора мечей - дайсе, обриванием головы и получением новой одежды взрослого самурая. Параллельно юноша проходил несколько испытаний, которые должны были показать его силу и умения. По окончании церемонии ему присваивали новое имя, заменяющее собой данное при рождении. Считалось, что этот день является днем рождения самурая, и под новым именем его будут знать всю самостоятельную жизнь.

Мог ли самураем стать простолюдин?

В европейском представлении прочно засела легенда о самурае, который относится к высшему сословию японского общества, имеет совокупность всех положительных качеств и кристально чист помыслами. На самом деле это самый распространенный миф о феодальных воинах. Ведь в реальности самурай - это не обязательно человек из высшего общества, стать воином мог абсолютно любой крестьянин. Разницы между происхождением самураев не было никакой, они одинаково обучались и в дальнейшем получали абсолютно равное жалование от господина.

Поэтому самураи довольно часто меняли своих хозяев, чувствуя, что проигрывают битву. Для них было вполне нормальным принести новому господину голову старого, решив таким образом исход боя в свою пользу.

Женщины-самураи: миф или реальность?

В исторических источниках и японской литературе Средних веков о женщинах-воинах практически ничего не упоминается, но они довольно часто становились самураями. На этот счет в кодексе чести не было абсолютно никаких ограничений.

Девочек также брали на воспитание из семьи в восемь лет и проводили обряд инициации в шестнадцать. В качестве оружия женщина-самурай получала от учителя короткий кинжал либо длинное и острое копье. В бою оно было способно с легкостью разрезать вражескую броню. О популярности воинского дела среди женщин говорят исследования японских ученых. Они сделали тест ДНК у найденных на раскопках останков тел самураев, погибших в боях, к их удивлению, 30 % воинов оказались женщинами.

Кодекс Бусидо: краткие положения

Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.

Кодекс воина охватывал практически все сферы жизни, на каждую было свое особенное правило поведения. К примеру, согласно данной философии, самурай - это тот, кто точно знает, как нужно жить и умереть. Он готов смело идти в одиночку на сотню врагов, зная, что впереди его ожидает смерть. О таких храбрецах слагали легенды, их родственники гордились ими и ставили в доме портреты самураев, погибших в бою.

Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.

В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай - это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.

Мы много слышали историй про самураев, одно упоминание о которых ассоциируется у нас с образцами мужества и отваги, с непреложными правилами соблюдения чести и достоинства. Невольно напрашивается сравнение самураев с рыцарями средневековой Европы. Однако если рыцарский титул означал признание за человеком высокого положения в обществе и мог передаваться, как по наследству, так и быть присвоен простолюдину за особые заслуги, то японские самураи представляли собой отдельную феодально-военную касту. Вход в касту самураев был положен с рождения человека, а выходом из нее являлась только его физическая смерть.

Самурай должен был в течение всей своей жизни следовать определенным законам и принципам, нарушение которых строго каралось. Самым страшным проступком считались противоправные деяния, которые могли нанести вред репутации и оскорбить честь всего клана. Виновник с позором лишался титула и звания самурая. Только добровольная смерть виновника могла смыть позор с него и со всего его рода. Такое мнение прочно укоренилась в сознание людей, которые мало знают о Японии и об ее этических традициях. На самом деле на добровольную смерть, самоубийство или по-японски — харакири , шли только самые знатные вельможи и военачальники, которые боялись быть осуждены за свои проступки и могли быть с позором изгнаны из самурайского клана. Учитывая тот факт, что большую часть элитной касты составляли люди из глухих провинций, мало кто из них готов был слепо следовать вековым традициям, поэтому если говорить о харакири, то это скорее легендарный атрибут, приписанный самураям историей. Немного было желающих добровольно и самостоятельно лишить себя жизни.

Немного истории о тех, кому обязан своим появлением кодекс чести самурая

В средневековой Японии, которая долгое время была закрытым от внешнего влияния государством, сформировались свои определенные классовые различия. Феодалы – землевладельцы, знатные особы дворянского происхождения создали свое отдельное общество — касту, в котором существовали свои собственные принципы, законы и порядки. В отсутствии сильной центральной власти именно самураи Японии положили начало организованной системе управления в стране, где каждый слой общества занимал свое определенное место. Как и во всем остальном мире, военный человек всегда был на особом счету. Заниматься военным ремеслом означало причислять себя к высшей касте. В отличие от простых ремесленников и крестьян, составлявших основу ополчения в военное время, Япония имела немногочисленную прослойку общества, состоявшую из профессиональных военных. Быть самураем означало состоять на службе.

Значение слова самурай буквально переводится как «служилый человек». Это могли быть люди как самого высокого ранка в иерархии феодальной знати, так и мелкие дворяне, состоявшие на службе у императора или у своего сюзерена. Основной род деятельности членов касты — военная служба, однако в мирное время самураи становились телохранителями высоких господ, состояли на административной и гражданской службе в качестве наемных служащих.

Расцвет эпохи самураев пришелся на период междоусобицы X-XII века, когда в стране за центральную власть вели борьбу сразу несколько кланов. Возник спрос на профессиональных военных, которые были обучены военному ремеслу и пользовались уважением в гражданском обществе. С этого момента начинается выделение людей, объединенных по военному признаку в особое сословие. Завершение военных действий привело к тому, что новое сословие стало считаться военной элитой государства. Были придуманы свои правила посвящения в члены сословия, определены морально-этические критерии для членства в касте, очерчен круг прав и политических свобод. Небольшая численность самураев, постоянная служба и высокие должности обеспечивали им высокий уровень жизни. Про самураев тогда говорили, что это люди, которые живут только во время войны и их смысл жизни заключается только в том, чтобы добывать славу на поле боя.

Отличались самураи и своим военным снаряжением, маска самурая вместе с его шлемом составляли обязательный атрибут военной экипировки. Помимо виртуозного владения мечами, самурай должен был превосходно владеть копьем и шестами. Воины-профессионалы прекрасно владели приемами рукопашного боя, в совершенстве знали военную тактику. Были обучены верховой езде и стрельбе из лука .

На самом деле так было далеко не всегда. В мирные периоды, большая часть самураев была вынуждена искать средства для существования. Представители знати уходили в политику, старались занять важные военные и административные посты. Бедные дворяне, вернувшись в провинцию, сводили концы с концами, становясь ремесленниками и рыбаками. Большой удачей было наняться к какому-то господину на службу в качестве охраны или занять мелкий административный пост. Образование самураев и их уровень подготовки позволяли им успешно заниматься подобной деятельностью. Ввиду того, что японская знать самого высокого уровня была представлена выходцами из самурайского клана, дух самурая проник во все сферы гражданского общества. Быть причисленным к клану самураев становится модным. В сословных титулах становится обязательной принадлежность к высшей военно-феодальной касте.

Однако каста воинов не была чисто мужским клубом. Ведя свою родословную с давних времен, многие знатные роды в Японии имели женщин, состоящих в элитном сословии. Женщины-самураи вели светский образ жизни и были освобождены от воинских и административных обязанностей. При желании любая из женщин клана могла получить определенную должность, заниматься административной работой.

С точки зрения морали самураи могли иметь продолжительные отношения с женщинами. Самурай не был склонен заводить семью, поэтому браки, особенно в эпоху феодальных войн и междоусобиц были не популярны. Бытует мнение, что среди элитного сословия нередко практиковались гомосексуальные связи. Частые военные походы и постоянная смена места жительства только способствовали этому. Про самураев принято говорить только в превосходной степени, поэтому подобные факты историей умалчиваются и не афишируются в японском обществе.

Как становились самураями

Основным аспектом, на который делался акцент в период образования нового сословия, являлось воспитание подрастающего поколения. Для этих целей была создана целенаправленная программа обучения и подготовки, которая включала в себя самые разные дисциплины. Путь самурая начинался с самого детства. Ребенок в знатной семье, по рождению получал высокий титул. Основой воспитания будущего воина являлся этический кодекс бусидо, который получил распространение в XI-XIV веках.

С самого раннего возраста ребенку вручались два деревянных меча, прививая тем самым мальчику уважение к символам касты воинов. На протяжении всего периода взросления делался акцент на военную профессию, поэтому дети самураев с детства были обучены умению владеть мечами, обращаться с копьем и метко стрелять из лука. Верховая езда и приемы рукопашного боя обязательно входили в программу обучения военному ремеслу. Уже в подростковом возрасте юношей обучали военной тактике, вырабатывали способности командовать войсками на поле боя. В каждом доме самурая имелись специально оборудованные помещения для проведения ученых занятий и тренировок.

Вместе с тем, у будущего самурая вырабатывались необходимые для будущего воина качества. Бесстрашие, пренебрежение к смерти, хладнокровие и полный контроль над собственными эмоциями должны были стать постоянными чертами характера юного самурая. Помимо учебных занятий, у ребенка развивали упорство, стойкость и выносливость. Будущего воина принуждали выполнять тяжелую домашнюю работу. Тренировки голодом, закаливание холодом и ограниченный сон способствовали развитию у ребенка стойкости к тяготам и лишениям. Однако не только физическая подготовка и обучение военному ремеслу являлись главными аспектами взращивания нового члена элитного сословия. Немало времени уделялось психологическому воспитанию молодого человека. Кодекс бусидо во многом отражал идеи конфуцианства, поэтому параллельно с физическими упражнениями с малых лет детям прививались основные положения этого учения, которые включали в себя:

  • беспрекословное подчинение воли родителей;
  • почитание родителей и своего учителя;
  • преданность лицу, представляющему высшую власть в стране (сёгун, император, сюзерен);
  • авторитет родителей, учителя и господина непререкаем.

Вместе с тем самураи старались привить своим детям тягу к научным знаниям, к литературе и к искусству. Будущий воин должен был помимо военного ремесла прекрасно разбираться в деталях светской жизни и в системе государственного управления. Для самураев создавалась своя программа обучения. Обычные школы самураи игнорировали, считая обучение в них несовместимым со своим положением в общественной иерархии. Про самураев всегда говорили: «Способен без тени колебания убить врага, может один сразиться с дюжиной врагов, пройти десятки километров по горам и лесам, однако всегда рядом с ним будет находиться книга или палочки для рисования».

Совершеннолетие в самураев наступало с 15 лет. Считалось что в этом возрасте молодой человек уже готов стать полноправным членом элитного сословия. Молодому человеку вручались настоящие мечи – катана и вакидзаси, являющиеся настоящими символами принадлежности к военной касте. Мечи становились постоянными спутниками самурая в течение всей жизни. Женщины-самураи в знак принятия титула получали кайкэн — короткий нож в форме кинжала. Вместе с вручением боевого оружия, новый член касты воинов обязательно получал новую прическу, которая являлась отличительной чертой образа самурая. Образ воина довершала высокая шляпа, считающаяся обязательным атрибутом мужского костюма.

Обряд посвящения в самураи проводился как среди знати, так и в семьях бедных дворян. Разница заключалась только в символах. У бедных семей порой не хватало денег на дорогие мечи и шикарные костюмы. Новый член военной касты должен был иметь своего покровителя и опекуна. Как правило — это мог быть зажиточный феодал или лицо, состоящее на государственной службе, открывающее путь самурая во взрослую жизнь.

Экипировка самурая

Японская культура всегда была самобытна и колоритна. Особенности японской ментальности наложили отпечаток на образ жизни различных сословий. Самураи всегда старались использовать любые способы и средства для того, чтобы выделиться своим внешним видом среди окружающих. К мечам, которые самураи носили постоянно, в боевых условиях добавлялись шлем и доспехи. Если доспехи действительно выполняли в бою защитную роль, защищая воина от вражеских стрел и копий, то шлем самурая — это отдельная история.

Для всех наций и народов шлем воина являлся обязательным элементов военной экипировки. Основное назначение этого головного убора – защита головы воина. Однако в Японии самурайский шлем выполняет не только защитную функцию. Этот предмет больше напоминает произведение искусства. Кабуто, который стал использоваться в качестве военного снаряжения еще в V веке, всегда отличался своей оригинальностью. Ни один шлем не похож на другой. Их изготавливали мастера специально под заказ для каждого самурая. Мастер уделял больше внимания не столько защитным функциям головного убора, сколько его внешнему виду. На воинских головных уборах можно было увидеть различные украшения. Как правило, для этой цели использовались рога, которые могли быть настоящими или изготовленными из металла. Форма и расположение рогов всегда менялись в соответствии с модой, которая четко следовало политическим настроениям в японском обществе.

На шлемах было принято носить эмблему или герб господина. На тыльной части обычно крепились специальные ленты и хвосты, служащие отличительной отметкой для воинов одного клана во время боевых столкновений. Шлем самурая выглядел скорее как психологическое оружие. Про самураев, которые надевали свои шлемы во время боя, говорили, что в таком одеянии самураи были схожи на демонов. Потерять шлем в бою, значит потерять голову.

Считалось, что такой шлем служит больше для украшения воина в бою. Однако не стоит приуменьшать боевого значения этого элемента военного костюма. Изготовленные из тонкой листовой стали, шлемы прекрасно защищали голову и главное, шею самурая от ударов противника. В бою самураю было важным защитить свою голову. Раны в шею и в голову считались для самурая самыми опасными, поэтому к декоративным элементам, которыми украшался шлем, следует добавить и прочность самой конструкции. Единственным недостатком японских шлемов считалось отсутствие забрала. Открытое лицо воина в бою всегда считалось самым уязвимым местом, но японцы не были бы японцами, если бы не придумали что другое, способное прикрыть лицо от вражеских копий и стрел. В дополнение к кабуто, каждый самурая имел защитную маску. Хаппури или хоатэ использовались вместе со шлемами. Маска самурая могла закрывать лицо полностью, либо прикрывать только нижнюю часть лица. Каждая маска была неповторима своим внешним видом. Воин, облаченный в доспехи, со шлемом на голове и с маской на лице был достаточно хорошо защищен в бою. Внешний вид самурая в полном боевом облачении вызывал у противника трепет и страх. Искусное владение верховой ездой только усиливало психологический эффект.

Оценивая экипировку самураев можно утверждать, что в большей степени техническое оснащение воинов носило презентационный характер. В бою было важно подчеркнуть принадлежность воина к высшей касте. Вычурность элементов костюма, яркая расцветка одеяния самурая, форма шлема и маска указывали на высокое положение воина. Как и в средневековой Европе, где рыцарские доспехи были непременным атрибутом воинской доблести, так и в Японии доспехи и костюм самурая олицетворяли собой мужество и воинскую доблесть.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Самураи возвращаются

В России чанбара пока даже не признана видом спорта. Говорят, это произойдет через годик-другой. Хотя прошедшим летом российская команда уже взяла несколько медалей на чемпионате мира, который традиционно проводят в Японии. Вот такой парадокс. А началось все с того, что вечно измученные работой японские клерки в обеденный перерыв стали в шутку дубасить друг друга свернутыми в трубочку газетами и журналами, чтобы снять стресс. Позже в этом невинном развлечении усмотрели возрождение самурайских традиций и придумали для этого отдельный вид спорта — чанбару. В Москве этот чудный спорт уже появился в фитнес-клубах (например, в «Палестра Sport»), а в интернете урок чанбары предлагают в качестве подарка все тем же измученным клеркам. Те с удовольствием лупят друг друга надувными мечами.

Вмажь ему

В «Палестра Sport» чанбару преподает выдающийся тренер Юрий Соколов, ради него многие мужчины в клуб и записываются. Он владеет и тай-бо, и тай-чи, и самбо, с разрядами и данами, вот теперь и чанбаре обучает. «Понимаете, в чем фишка, мечто надувной, бить им можно со всей силы, что есть мочи, — объясняет Соколов, — удар будет реальным, вы его почувствуете и технику освоите, но покалечить таким мечом никого нельзя в принципе». Получается, что азарт есть, ощущение настоящей битвы — тоже, а зубы все целы, кулаки без ссадин, и даже синяков нет. (На голову надевают легкий шлем на всякий случай, а больше ничего.) Такое ощущение, что дрался как в компьютерной игре, только выдохся по-настоящему. За час тренировки народ выматывается. Оно и понятно: движений много, от ударов нужно уворачиваться, нападать, баланс держать, реакцию тренировать, внимание концентрировать. «Как-то у меня качки из зала на тренировку заглянули, так устали через полчаса», — рассказывает Юрий. По затраченным усилиям чанбара не уступает классическому боксу, только без травматизма.

Все по-честному

Правила в этой игре предельно просты. Бой ведется до тех пор, пока не заденешь противника мечом или он тебя. Кто первый ударил по любой части тела, тот и победил. Можно биться один на один, можно один на троих или даже команда на команду. В любом случае важна честность: кого дотронулись, тот упал и «умер» (вышел из игры). А руками бить нельзя, можно только этим самым надувным или пластиковым мечом В принципе техника ударов существует, и ее можно освоить, но в первый раз все равно все дерутся как хотят, могут и умеют. Вот через два месяца тренировок уже получается красиво, по-самурайски. Главное, не сложно, сразу можно устраивать бои, это и радует. Зал для поединка нужен не большой, меч можно купить в интернете. Ну и азарт, конечно. Без него никуда. Говорят, позанимаешься пару месяцев, и никакого больше стресса, спокойным становишься, как настоящий самурай. Может, и в жизни пригодится.

Вспоминается отрывок из Виктора Пелевина

Замечательные слова. Да, так вот, с того самого момента мне все уже

стало окончательно ясно. Но существуют правила, строгие правила, и я обязан был задать вам положенные вопросы. Теперь я должен сказать вам следующее, - продолжал Кавабата. - Поскольку я уже упомянул, что наша фирма - на самом деле скорее клан, наши сотрудники - скорее не сотрудники, а члены клана. И обязательства, которые они берут на себя, тоже отличаются от обычных обязательств, которые берет на себя наемный работник. Попросту сказать, мы принимаем вас в члены нашего клана, одного из самых древних в

Японии. Вакантная должность, которую вы займете, называется "помощник менеджера по делам северных варваров". Разумеется, такое название может показаться вам обидным, но такова традиция, которой больше лет, чем городу

Москве. Кстати, красивый город, особенно летом. Это должность самурая, и ее не может занимать простолюдин. Поэтому, если вы готовы выполнять ее, я произведу вас в самураи.

А в чем заключается эта работа?

О, ничего сложного, - сказал Кавабата. - Бумаги, клиенты. Внешне все, как в других фирмах, за исключением того, что ваше внутреннее отношение к происходящему должно соответствовать гармонии космоса.

А сколько платят? - спросил Сердюк.

Вы будете получать двести пятьдесят коку риса в год, - сказал Кавабата, и на секунду зажмурился, что-то считая. - В ваших долларах это что-то вроде сорока тысяч.

Долларами?

Как пожелаете, - сказал Кавабата, пожав плечами.

Согласен, - сказал Сердюк.

Другого я и не ждал. Теперь скажите мне - готовы ли вы признать себя самураем клана Тайра?

Готовы ли вы связать с нашим кланом свою жизнь и смерть?

"Ну и ритуалы у них, - подумал Сердюк. - Когда ж они время находят телевизоры делать?"

Готов, - сказал он.

Готовы ли вы будете, как настоящий мужчина, бросить эфемерный цветок этой жизни в пустоту за краем обрыва, если к этому вас призовет ваше гири? - спросил Кавабата и кивнул на гравюру.

Сердюк еще раз посмотрел на нее.

Готов, - сказал он. - Конечно. Цветок с обрыва - запросто.

Клянетесь?

Клянусь.

Превосходно, - сказал Кавабата, - превосходно. Теперь осталась только одна маленькая формальность, и все. Нужно получить подтверждение из

Японии. Но это займет всего несколько минут.

Он сел за факс, нашарил в стопке бумаг чистый лист, а потом в его руке откуда-то появилась кисточка. Сердюк переменил позу. От долгого сидения на полу у него затекли

ноги, и он подумал, что надо будет выяснить у Кавабаты, нельзя ли приносить с собой на работу маленький-маленький табурет. Потом он поглядел

вокруг в поисках остатков сакэ, но бутылка, в которой еще оставалась немного, куда-то исчезла. Кавабата возился над листом, и Сердюк поостерегся спрашивать - никакой. уверенности, что он при этом не нарушит ритуала, у него не было. Ему вспомнилась только что данная им цветистая клятва. "Господи, - подумал он, - сколько же всяких клятв я давал в жизни!

За дело коммунистической партии бороться обещал? Раз пять, наверно, если с самого детства посчитать. Жениться на Маше обещал? Обещал. А вчера, после Чистых прудов, когда с этими идиотами пили, тоже ведь обещал, что потом на мои деньги еще одну возьмем. А сейчас вон до чего дошло. Цветок с обрыва".

Кавабата между тем закончил водить кисточкой по листу, подул на него и показал Сердюку. На листе черной тушью была нарисована большая хризантема.

Что это? - спросил Сердюк.

О, - сказала Кавабата. - Это хризантема. Понимаете ли, когда наша семья пополняется новым членом, это такая радость для всего клана Тайра, что неуместно доверять ее значкам на бумаге. В таких случаях, чтобы послать сообщение руководству, мы обычно рисуем на бумаге цветок. Это, кроме того, тот самый цветок, о котором мы говорили только что. Он символизирует вашу жизнь, принадлежащую теперь клану Тайра, и одновременно как бы удостоверяет ваше окончательное осознание ее быстротечной

эфемерности...

Понял, - сказал Сердюк.

Кавабата еще раз подул на лист, затем вложил его в щель факса и принялся набирать какой-то чрезвычайно длинный номер.

Получилось у него только с третьего раза. Факс зажужжал, в его углу замигала зеленая лампочка, и лист медленно уполз в черную щель.

Кавабата сосредоточенно смотрел на аппарат, не шевелясь и не меняя позы. Прошло несколько томительно долгих минут, а потом факс зажужжал

снова, и откуда-то из под его черного дна полез другой лист бумаги. Сердюк сразу понял, что это ответ.

Дождавшись, пока лист вылезет на всю длину, Кавабата выдернул его из машины, глянул на него и медленно перевел глаза на Сердюка.

Поздравляю, - сказал он, - искренне вас поздравляю! Ответ самый благоприятный.

Он протянул лист Сердюку. Сердюк взял его в руку и увидел другой рисунок - на этот раз это была длинная полусогнутая палка с какими-то узорами и торчащими возле одного края выступами.

Что это? - спросил он.

Это меч, - торжественно сказал Кавабата, - символ вашего нового статуса в жизни. А поскольку никаких сомнений в таком исходе переговоров у

меня не было, позвольте вручить вам ваше, так сказать, удостоверение.

С этими словами Кавабата протянул Сердюку тот самый короткий меч, который он купил в жестяном павильоне.

То ли из-за пристального и немигающего взгляда Кавабаты, то ли вследствие какой-то химической реакции в перенасыщенном алкоголем

организме, Сердюк вдруг осознал всю важность и торжественность момента. Он хотел было встать на колени, но вовремя вспомнил, что так делали не японцы, а средневековые европейские рыцари, да и то, если вдуматься, не они сами, а изображавшие их в каком-то невыносимо советском фильме актеры с Одесской киностудии. Поэтому он просто протянул руки вперед и осторожно взял в них холодный инструмент смерти. На ножнах был рисунок, которого он

не заметил раньше. Это были три летящих журавля - золотая проволока, вдавленная в черный лак ножен, образовывала легкий и стремительный контур

необычайной красоты.

В этих ножнах - ваша душа, - сказал Кавабата, по-прежнему глядя Сердюку прямо в глаза.

Какой красивый рисунок, - сказал Сердюк. - Даже, знаете, песню одну вспомнил, про журавлей. Как там было-то... И в их строю есть промежуток

малый - быть может, это место для меня...

Да-да, - подхватил Кавабата. - А и нужен ли человеку больший

промежуток? Господи Шакьямуне, весь этот мир со всеми его проблемами легко поместится между двумя журавлями, что там - он затеряется между перьями на

крыле любого из них... Как поэтичен этот вечер! Не выпить ли нам еще? За то место в журавлином строю, которое вы наконец обрели?