Как организовать дуэль. Нелепые поводы и строгие правила дуэлей

Традиция дуэли в России является привнесенной. Несмотря на то, что с древних времен на Руси существовала традиция как судебных поединков для разрешения споров, так и поединков перед сражениями войск, к ныне известной нам дуэли она отношения не имеет.

В Западной Европе дуэль как способ защиты чести дворянина появилась в Италии в XV веке и стала очень быстро распространяться на другие страны. К началу XVI века дуэль была вполне обычной для дворянского сословия Западной Европы. При этом нижняя граница возраста участников поединка опустилась до 14 лет.

Несмотря на то, что с XVI века дуэли запрещали как монархи, так и церковь, Европа пережила явление, известное как «дуэльная лихорадка».

27 апреля 1578 года в парижском парке Турнель состоялась одна из самых известных дуэлей в истории - «дуэль миньонов». Это был поединок «трое на трое» между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). В результате поединка погибли четверо из шести участников дуэли.

Несмотря на официальный запрет дуэлей, французский монарх не подверг выживших наказанию, а погибших распорядился похоронить в роскошных мавзолеях и поставить им мраморные статуи.

Такое отношение к «дуэли миньонов» привело к всплеску популярности дуэлей и даже к появлению профессиональных дуэлянтов, добывавших себе славу бесконечными поединками. Поводом для дуэли в таком случае могла стать любая мелочь, не понравившийся взгляд или спор по поводу одежды.

Петр Великий: убитых на дуэлях вешать за ноги!

В разгар европейской «дуэльной лихорадки» в России в этом смысле царило полное спокойствие. Первая дуэль здесь произошла лишь в 1666 году. Соперниками стали будущий генерал Петра I Патрик Гордон и еще один офицер-наемник, майор Монтгомери.

В 1682 году царевна Софья подписала указ, разрешавший служилым людям носить личное оружие, сопроводив его запретом на поединки.

В популярном фильме «Арапа Петра Великого» монарх-реформатор выражает готовность принять вызов на дуэль за своего воспитанника. В реальности Петр Великий, несмотря на приверженность к европейской культуре, к дуэлям относился крайне негативно.

Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года за вызов на дуэль предусматривала наказание в виде лишения чинов и частичной конфискации имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертную казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

«Воинский артикул», представлявший собой разъяснение положение Воинского устава подтверждал «наижесточайшее запрещение» вызовов и поединков. Более того, предусматривалось повешение даже для тех, кто … погиб на дуэли. Трупы таковых предписывалось вешать за ноги.

«Узаконенная форма убийства»

Тем не менее, вплоть до второй половины XVIII века дуэли в России не принимали массового характера. Однако при Екатерине II они становятся все более популярным способом выяснения отношений, особенно среди молодежи, воспитанной в европейском духе.

В 1787 году Екатерина Великая, встревоженная происходящим, выпустила «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались» чужестранным насаждением»; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли назначалось как за совершение аналогичного уголовного преступления.

Но ничего не помогало. Первая половина XIX века стала пиковым периодом для русской дуэли. При этом в Европе, где данная традиция пошла на спад, русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства».

Дело в том, что если в Европе период «дуэльной лихорадки» был связан с боями на холодном оружии, то в России предпочтение отдавалось огнестрельному, которое приводило к тяжким исходам в разы чаще.

«Благородная» дуэль лишила жизни Пушкина

В России существовал довольно разнообразный перечень видов дуэлей.

Наиболее распространенной была так называемая «подвижная дуэль с барьерами». На дорожке размечалась «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечались «барьерами», в качестве которых могли применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещались на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинали сходиться — двигаться навстречу друг другу. Идти можно было с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен был остановиться. Порядок выстрелов мог оговариваться, но чаще стреляли по готовности, в произвольном порядке. Согласно русским правилам, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль с расстояния 15 шагов считалась «благородной», ибо вариант смертельного исхода в данном случае был не так вероятен. Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин получил смертельное ранение в дуэли с 20 шагов.

Поединок «до смертельного исхода»

В отличие от Европы, в России существовали виды дуэли, наводившие ужас на жителей других стран. Например, дуэль «на шесть шагов»: при этом варианте противники располагались на дистанции, обеспечивающей гарантированное попадание. Поединок такого рода часто завершался смертью обоих участников.

Иногда использовался вариант этой дуэли, при котором заряжался один пистолет, оружие дуэлянты получали по жребию, после чего оба нажимали на спусковой крючок. В таком случае «невезучий» был практически обречен на смерть.

В Европе к началу XIX века не было видов дуэлей, предусматривавших обязательную гибель одного из участников. В России же существовали виды дуэлей «до смертельного исхода». Одним из таких являлся поединок на краю пропасти - раненый в дуэли падал в бездну и погибал.

Градация по степени оскорблений

Поводом для дуэли считался ущерб, нанесенный чести пострадавшего, а также чести его семьи. В определенных обстоятельствах вызов мог произойти и за оскорбление чести третьих лиц, оказывающих покровительство вызывающему.

Поводом к дуэли не могло стать нанесение какого бы то ни было материального ущерба. Кроме того, обращение с жалобой к властям лишало оскорбленного права требовать удовлетворения при помощи поединка.

Существовала целая градация оскорблений, согласно которой оскорбленный получал право требовать тех или иных условий дуэли.

Любопытно, что оскорбление, нанесенное женщине, считалось на ступень более тяжким, нежели аналогичное, но нанесенное мужчине.

Удовлетворения можно было требовать и от оскорбившей дворянина женщины - правда, такое оскорбление оценивалось на две ступени ниже, чем аналогичное, нанесенное мужчиной. В любом случае, ответить на вызов пришлось бы в таком случае родственнику оскорбительницы, а не ей самой.

Схватка со свидетелями, но без зрителей

Оскорблённому рекомендовалось тут же, на месте, в спокойном и уважительном тоне потребовать извинений, либо сразу же заявить обидчику, что к нему будут присланы секунданты. Далее оскорблённый мог либо отправить письменный вызов (картель), либо вызвать обидчика на дуэль устно, через секундантов. Максимальным сроком для вызова в обычных условиях считались сутки. Затягивание с вызовом считалось дурным тоном.

Существовало и еще одно важное правило, гласившее: «Одно оскорбление - один вызов». Если некий наглец наносил оскорбление сразу нескольким лицам одновременно, на дуэль его мог вызвать только один оскорбленный. Предпочтение отдавалось тому, какому досталось самое грубое оскорбление.

Считалось крайне неэтичным превращать дуэль в спектакль. Помимо дуэлянтов, на поединке присутствовали секунданты и врач. Присутствие друзей и родственников участников было возможным, но не приветствовалось.

В заранее условленное время, как правило, утром, противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место.

Допускалось опоздание одной из сторон на 15 минут. Более длительная задержка считалась уклонением от дуэли и означала бесчестье.

Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном.

Из числа секундантов назначался распорядитель дуэли, который руководил всеми действиями.

Тяжко оскорбленный стреляет первым

Распорядитель в последний раз предлагал дуэлянтам примириться. В случае отказа сторон он озвучивал правила дуэли. Секунданты обозначали барьеры и производили заряжание пистолетов (в случае, если дуэль была с применением огнестрельного оружия). Правила дуэли требовали от участников поединка освободить все карманы.

Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя.

Если в ходе поединка на шпагах один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

В поединке на пистолетах большое значение имела степень нанесенного оскорбления. Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым, в противном случае право первого выстрела определял жребий.

Право на замену

Правила дуэли допускали замену его участника на лицо, представляющее его интересы. Это было возможно, если речь шла о женщине, несовершеннолетнем, мужчине старше 60 лет, либо имеющим болезнь или увечье, ставящее его в явно неравное положение с противником.

Честь женщины мог защитить либо мужчина из числа ближайших кровных родственников, либо муж, либо спутник (то есть тот, кто сопровождал женщину в то время и в том месте, где было нанесено оскорбление), либо, по изъявлении такого желания, любой мужчина, присутствовавший при оскорблении или позже узнавший о нём и считающий для себя необходимым вступиться за данную женщину.

При этом право на защиту чести могла получить лишь женщина, имеющая безукоризненное поведение с точки зрения общественных норм. Если дама успела прославиться излишне свободным поведением, вызов в ее защиту не считался действительным.

Парный комплект пистолетов в XIX в. хранился во многих дворянских домах на случай дуэли. Фото: Commons.wikimedia.org

Выжившие дуэлянты становились друзьями

Правила дуэли запрещали поединки с близкими родственниками, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Дуэли с двоюродными и троюродными братьями считались делом вполне допустимым.

Если в результате дуэли оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления — недействительными.

Считалось, что уцелевшие в бою дуэлянты должны были стать друзьями или, как минимум, поддерживать далее нормальные отношения. Повторный вызов того же лица на поединок был возможен лишь в самых экстраординарных случаях.

Как министр Ванновский устроил ренессанс русской дуэли

Почти в течение всего XIX века русские монархи принимали законы, направленные на запрет поединков. Император Николай I говорил: ««Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». В то же время он существенно понизил ответственность за дуэли. Утвержденное в 1845 году «Уложение об уголовных наказаниях» полностью освобождало от ответственности секундантов и врачей, а участникам поединка грозило от 6 до 10 лет заключения в крепости с сохранением дворянских прав.

На практике же наказание было еще более мягким - чаще всего виновные даже в смертельной дуэли ограничивались несколькими месяцами заключения и незначительным понижением в чинах.

К концу XIX века популярность дуэлей в России пошла на спад. Однако в 1894 году с подачи военного министра Петра Ванновского, в целях укрепления боевого духа в армии, дуэли были не просто легализованы, а в некоторых случаях стали для офицеров обязательными.

Логичным итогом стало резкое увеличение количества дуэлей. Если в период с 1876 по 1890 годы в России до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях, то в 1894 - 1910 годах состоялось 322 дуэли. При этом свыше 250 из них были проведены по решению судов офицерской чести, которым было дано право назначать поединки. Самовольными же дуэлями, без разрешения начальников, оказались только 19, причем ни один участник не был привлечен к ответственности.

Из 322 дуэлей данного периода 315 состоялись на пистолетах и лишь 7 - на холодном оружии. Большинство поединков 1894 - 1910 годов завершались бескровно или легкими ранениями, и только 30 - гибелью или тяжелыми ранениями дуэлянтов.

Поединки на винтовках: как погибали русские эмигранты

На дуэлях в начале XX века дрались не только военные, но и политики, а также деятели культуры. Заядлым дуэлянтом был лидер «Союза 17 октября» Александр Гучков , известна дуэль между поэтами Серебряного века Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным .

Институт русской дуэли прекратил свое существование после Октябрьской революции 1917 года, вместе с другими атрибутами сословного общества.

В Белой армии, а затем в среде русской эмиграции вплоть до 1930-х годов был популярен еще один оригинальный вид поединка - дуэль на винтовках Мосина. При этом убойная сила данного оружия делала летальный исход практически неизбежным. Для отчаявшихся людей такая дуэль становилась своеобразным «благородным» способом самоубийства.

Романтикой средневековых традиций и ощущением нереальной свободы. Мальчишки, начитавшись книг об отважных мушкетерах, готовы были драться на шпагах, а девушки мечтали быть прекрасными фрейлинами на балах. Хотя то, что красиво на первый взгляд, не всегда так увлекательно на самом деле. Дуэли, проводившиеся для того, чтобы отстоять свою честь, порой были обычной бойней.

Средневековое правосудие

Первые письменные сведения о дуэлях появились во времена первых королей, разделивших между собой земли Европы. В то время такой способ выяснения отношений относили к суду богов. Хотя еще ранее таким же методом решали судьбу осужденных и в Древней Греции, и в Риме. На поле боя выпускали двух бойцов, осужденного и лицо, представляющее правосудие. Считалось, что победить мог только невиновный. Если же осужденный погибал, суд богов был свершен.

История дуэли, которая более известна современникам, началась в XV веке. В то время самым распространенным способом разделаться с врагом были наемные убийцы, отравление либо обращение к сюзерену.

Немногие вассалы решались требовать от правителя решения своих проблем, таким образом делая их достоянием общественности. Но увеличившееся сословие дворян, получившее титулы за ратные подвиги, искало способ наказать наглецов, посмевших оскорбить их.

Дворянский титул делал любое семейство на ступень выше обычного горожанина или богатого торговца. Небольшие обедневшие рода старались показать свое превосходство, но не хотели мириться с насмешками более богатых «товарищей».

Чтобы отстоять свою честь, поруганную несправедливым словом или действием, урожденный дворянин мог вызвать на дуэль. Это способ отстоять свое достоинство путем поединка между двумя людьми в строго установленных рамках дуэльного кодекса.

Шальная Италия

Родоначальником таких схваток стала Италия. Молодые люди могли не просто награждать врагов нелестными эпитетами, но и пригласить на дуэль в укромный закоулок на окраине города. Публичные схватки порицались, поэтому дуэлянты старались скрыть свои действия.

Именно такое новшество пришло на смену судебным поединкам, устраиваемым с ведома короля или мера города. С этого момента обиженный мог бросить вызов обидчику и получить сатисфакцию в удобном месте и с тем оружием, которое имелось при себе.

Такие схватки стали называть «боями в кустах» из-за желания скрыться с глаз простых горожан. Такие бои помогали решить вопрос меньшей кровью и количество жертв, страдающих от конфликта, значительно уменьшалась.

Хорошим примером может стать пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта», когда Ромео приходится вступить в схватку с Парисом. Смерть молодого человека от шпаги главного героя стала итогом именно «боя в кустах».

Горячие французы и хладнокровные англичане

Чуть позже схватки на улицах стали частью быта французов и англичан. И если французы с жаром выясняли отношения на улицах, в подворотнях, то для жителей туманного Альбиона это было скорей крайней мерой.

Уже в XVI столетье дуэль - это способ не просто свести счеты с обидчиком, а и возможность показать свое умение владеть холодным оружием.

Именно в это время появляются первые печатные трактаты, содержащие правила дуэли. Благодаря им, стихийные бои приобрели регламент, правила поведения. Именно такие работы и стали основой, на которой был построен дуэльный кодекс. Мало кто из титулованных особ утруждал себя чтением книг и пособий. Этот ритуал передавался из поколения в поколение.

Дуэльный кодекс

В современном мире чаще всего упоминаются два кодекса: русский, написанный Дурасовым, и европейский в двух изданиях - графа Верже и графа Шатовильяра. Именно они использовались дворянами и военнослужащими того времени.

В этих изданиях описывались правила дуэли. Указывались оружие, причины вызова. Оговаривалось место дуэли. Борьба могла вестись с помощью холодного и огнестрельного оружия. Дуэльный кодекс был очень полезен, особенно в период появления стрелкового оружия в виде пистолетов.

Вызов

Бросить вызов мог любой дворянин, если действия или слова, сказанные ему, могли нанести урон его чести или чести семьи. Таким образом, оскорблением могло стать все что угодно: от случайно брошенного слова до открытого неуважения к статусу и положению личности в обществе.

Если возникали финансовые конфликты, их не считали причиной вызова на дуэль. Тяжбы материального характера решали через судебное разбирательство.

Причиной же вызова на дуэль могли стать смерть близкого человека от рук убийцы, небрежно высказанная острота в сторону дамы сердца или семьи оскорбленного.

Для того что сделать вызов, дуэлянты должен были стоять на одной ступени в иерархической лестнице, не уступать титулом друг другу и положением в обществе. Те, кто получал такой вызов от низшего по статусу, могли легко от него отказаться, так как такой вызов уже можно было считать оскорблением.

Виды дуэлей

Первые дуэли проводились с помощью холодного оружия: кинжала, даги. По выбору соперников она могла стать:

  • Подвижной - проводилась на площадке определенного размер).
  • Неподвижной - проводилась на одном месте, во время боя соперники не могли сдвинуться с намеченной позиции.

До конца XVII века разрешалась подвижная дуэль на шпагах с использованием «нечестных» методов ведения боя: пинков ногами и руками, дополнительного бонуса в виде кинжала или щита. С появлением пистолетов этот метод устарел.

Дуэльный кодекс описывал состязания с помощью огнестрельного оружия как «встречу» с использованием парных пистолетов, не использовавшихся ни одним из дуэлянтов. Такое оружие имелось в любой дворянской семье.

На такую «встречу» пистолеты приносили оба: и оскорбленный и оскорбивший. По жребию выбиралась одна из пар. В первоначальном варианте правила дуэли позволяли сделать только по одному выстрелу. С течением времени возникали новые разновидности дуэлей и, соответственно, новые варианты боя.

Дуэли на пистолетах

Существовали такие типы дуэлей:

  • Неподвижная дуэль. Расстояние от 15 да 35 шагов, выстрел по команде либо по вытянутому жребию.
  • Подвижная дуэль с препятствием. На ровной площадке середина отмечается любым предметом, к нему стрелки отсчитывают нужное количество шагов и стреляют по готовности.
  • Дуэль на благородном расстоянии. Дистанция между стрелками - не более пятнадцати шагов.
  • Слепой выстрел. На расстоянии пятнадцати шагов дуэлянты стоят спинами друг к другу, выстрел производится через плечо.
  • Русская рулетка. Заряжен только один пистолет, выстрел производится с расстояния 5-8 шагов.

Таким образом, дуэль - это не просто способ выразить свое недовольство нанесенной обидой, но и реальная возможность разделаться с противником раз и навсегда.

Самым жестоким способом расправы была так называемая американская дуэль. Дуэлянты и тот, на кого он падал, должен был покончить с собой в установленный временной отрезок. Из-за столь дикого исхода этот метод и был удален из дуэльного кодекса.

Рефери и участники дуэли

Для правильного проведения дуэли нужны были секунданты. Они следили за тем, чтобы оппоненты не встречались до дуэли, выбирали место встречи. Излюбленные места, где проводили дуэль, - это пригородные леса, парки или поля.

Секундантом мог быть любой присутствующий при нанесении оскорбления и вызове на дуэль.

Бывали случаи, когда вместо оскорбленного мог выйти доверенный человек - ближайший родственник, друг или особа, считающая своим долгом защитить поруганную честь более слабого.

Очень важные вопросы нравственности и морали затрагивает повесть "Дуэль" (Чехов). Краткое содержание и анализ ее вы найдете в этой статье. Вопросы о правде, смысле жизни, об ответственности перед другими людьми - все это актуально всегда. Свое осмысление этих вечных проблем представил в произведении "Дуэль" Чехов.

В городке, расположенном на берегу Черного моря, два друга беседуют во время купания. Один из них - Лаевский Иван Андреевич, 28-летний молодой человек, а другой - Самойленко, военный доктор. Иван Андреевич делится со своим приятелем подробностями своей личной жизни. Так начинается повесть "Дуэль" (Чехов). Краткое содержание этого разговора приводим ниже.

История Лаевского

Из беседы приятелей мы узнаем, что 2 года назад Лаевский сошелся с одной замужней женщиной. Они уехали из Петербурга на Кавказ, намереваясь начать новую трудовую жизнь. Однако городок не понравился им. Люди оказались неинтересными, место - скучным, а трудиться в поте лица на земле Лаевский не умел и не хотел. Поэтому он ощутил себя банкротом уже с первого дня. В отношениях с этой женщиной, Надеждой Федоровной, Лаевский видит уже лишь ложь, поэтому не может больше жить с ней. Он хочет уехать обратно, на север. Однако и разойтись нельзя: у женщины нет денег и родных, а работать Надежда Федоровна не умеет. Кроме того, пришла весть о кончине ее супруга, что означает возможность венчаться с ней. Самойленко советует своему приятелю сделать именно это.

Терзания Лаевского

Все, что делает и говорит Надежда Федоровна, кажется Ивану Андреевичу либо ложью, либо чем-то похожим на ложь. Во время завтрака он едва скрывает свое раздражение. Тяжелую ненависть вызывает в нем даже то, как эта женщина глотает молоко. Его не оставляет желание побыстрее выяснить отношения и уехать.

Лаевский обычно находил объяснения и оправдания собственной жизни в каких-нибудь литературных типах и теориях. Он сравнивает себя с Печориным и Онегиным, с Гамлетом, с Анной Карениной. Лаевский то готов признать, что у него нет руководящей идеи, что он лишний человек и неудачник, то оправдывает себя. Подобно тому как раньше этот герой верил, что Кавказ спасет его от пустоты в жизни, теперь он полагает, что следует уехать в Петербург, бросив Надежду Федоровну. Благодаря этому он надеется зажить бодрой, интеллигентной, культурной жизнью.

Мировоззрение фон Корена

У Самойленко столуются Победов, только что завершивший обучение в семинарии, и фон Корен, молодой зоолог. Разговор за обедом заходит о Лаевском. Зоолог говорит, что этот человек опасен для общества, подобно холерному микробу. Лаевский развращает нравы жителей города тем, что пьет сам и спаивает других, открыто проживает с чужой женой, множит долги, играет в карты, не делает ничего. Если люди, подобные ему, размножатся, серьезная опасность будет угрожать человечеству. Поэтому Ивана Андреевича нужно обезвредить ради всеобщей пользы.

Смешливый служитель церкви хохочет, а Самойленко ошеломлен. Он может лишь сказать, что если будут вешать и топить людей, то он против такой цивилизации.

Отношение Надежды Федоровны к Лаевскому

Надежда Федоровна воскресным утром отправляется купаться в отличном настроении. Женщина нравится себе, она убеждена в том, что ею любуются все встречные мужчины. Надежда Федоровна ощущает вину перед Лаевским. Она успела наделать за 2 года много долгов в лавке Ачмианова и все еще не решилась сказать об этом. К тому же женщина уже два раза имела связь с Кирилиным, полицейским приставом. Однако она с радостью думает о том, что ее душа не принимала участие в измене. Надежда Федоровна все еще любит Ивана Андреевича, а с Кирилиным давно уже все кончено.

Пикник

В купальне женщина беседует с Битюговой Марьей Константиновной, пожилой дамой. Это еще одна героиня, которую изобразил в повести "Дуэль" Чехов. Описание разговора, состоявшегося между ними, мы не будем приводить. Скажем лишь, что от этой женщины сожительница Лаевского узнает о том, что местное общество вечером устраивает пикник, который должен пройти у горной речки.

Фон Корен по дороге к реке рассказывает о своих планах дьякону. Он говорит, что намерен отправиться в экспедицию, исследовать побережья Ледовитого и Тихого океанов. Иван Андреевич едет в другой коляске и ругает пейзажи Кавказа. Он все время ощущает неприязнь фон Корена и уже жалеет о том, что решил отправиться на пикник. Компания останавливается у татарина Кербалая.

Надежда Федоровна находится в шаловливом настроении. Женщине хочется кокетничать, дразнить, хохотать. Однако ее радость омрачает преследование Кирилина, а также совет Ачмианова остерегаться полицейского пристава. Иван Андреевич, утомленный нескрываемой ненавистью зоолога и пикником, срывается на Надежде Федоровне, которую называет кокеткой. Фон Корен на обратном пути признается Самойленко, что если общество или государство поручило бы ему уничтожить Лаевского, он охотно сделал бы это.

Разговор Лаевского с Самойленко

После пикника, уже дома, Лаевский говорит Надежде Федоровне, что ее муж умер. Он чувствует себя как в тюрьме, что особо отмечает в произведении "Дуэль" Чехов. Очень краткое содержание, к сожалению, упускает подробности внутренних переживаний героя. Скажем лишь, что Иван Андреевич решает пойти к Самойленко. Лаевский умоляет его дать в долг 300 рублей, обещает помириться со своей матерью, устроить все с Надеждой Федоровной. Самойленко говорит о том, что нужно помириться также с фон Кореном, однако Лаевский отвечает, что это невозможно. Он и готов был бы протянуть зоологу руку, однако тот, конечно, отвернулся бы от него. Ведь это деспотичная, твердая натура, и идеалы у него соответствующие. Для него люди - ничтожества. Он работает не из любви к ближнему, а ради таких абстрактных понятий, как будущие поколения, человечество, идеальная порода людей… Фон Корен убил бы любого, кто выходит за рамки узкой консервативной морали, и это лишь ради "улучшения породы". Деспоты, как отмечает Лаевский, всегда являлись иллюзионистами. Иван Андреевич говорит, что осознает собственные недостатки. Он надеется воскреснуть, измениться. Это особенно подчеркивает Чехов ("Дуэль"). Краткое содержание по главам продолжается рассказом о дальнейших событиях в жизни сожительницы Лаевского.

Лихорадка Надежды Федоровны

Спустя 3 дня после пикника у речки Мария Константиновна приходит к Надежде Федоровне. Мы не будем пересказывать в деталях весь разговор, опишем лишь его краткое содержание. "Дуэль" Чехов написал для того, чтобы мы задумались о важных вопросах. Поэтому мы попытались пересказать текст, сосредоточившись именно на них.

Итак, Мария Константиновна предлагает сожительнице Лаевского стать ее свахой. Однако Надежда Федоровна чувствует, что венчание сейчас невозможно. Женщина не может сказать всего своей приятельнице. Она запуталась в отношениях с молодым Ачмиановым и с Кирилиным. От переживаний у Надежды Федоровны начинается лихорадка.

Иван Андреевич ощущает свою вину перед ней. Однако им уже настолько овладели мысли об отъезде в следующую субботу, что он спрашивает у Самойленко, который пришел навестить больную, удалось ли ему достать денег. Тот отвечает отрицательно. Самойленко хочет попросить у фон Корена 100 рублей в долг. Тот соглашается, но при условии, что Лаевский уедет с Надеждой Федоровной.

Назначение дуэли

На следующий день, в четверг, Самойленко сообщает Лаевскому об этом условии в гостях у Марьи Константиновны. Гости, среди которых и зоолог, играют. Иван Андреевич участвует в игре машинально. Он размышляет о том, как много он вынужден лгать, о том, что это не дает ему измениться, начать новую жизнь. Необходимо решиться на что-то радикальное, однако Лаевский не может этого сделать. Ехидная записка, которую послал, по всей видимости, фон Корен, вызывает у Ивана Андреевича истерический припадок. Однако вечером, как ни в чем не бывало, он отправляется играть в карты.

Кирилин преследует Надежду Федоровну по пути домой. Он угрожает женщине скандалом, если она не назначит ему свидания сегодня же. Этот человек противен Надежде Федоровне, она умоляет оставить ее, но все же уступает. Ачмианов следит за ними.

На другой день Иван Андреевич отправляется к Самойленко. Он хочет взять у него денег, поскольку после той истерики не может больше оставаться в городе. Однако Лаевский застает лишь фон Корена. Между ними происходит короткий разговор. Иван Андреевич понимает, что зоологу известно о его планах. Лаевский ощущает его ненависть и презрение. Когда появляется Самойленко, Иван Андреевич в припадке обвиняет его в разглашении чужих тайн, а также оскорбляет зоолога, который будто того и ждал. Фон Корен вызывает Ивана Андреевича на дуэль.

Накануне поединка

Уже приближается к финалу составленное нами краткое содержание. "Дуэль" (Чехов) завершается довольно интересно. Финал произведения наверняка понравится вам.

Накануне поединка Лаевский сначала ощущает ненависть к зоологу, а затем, за картами и вином, становится беспечен. Некоторое время спустя Иваном Андреевичем начинает владеть беспокойство. Когда Ачмианов ведет Лаевского к домику, где он видит Надежду Федоровну и Кирилина, все чувства будто исчезают из его души.

В этот вечер фон Корен беседует с дьяконом о том, как нужно понимать учение Христа, любовь к ближнему. Он считает, что то, что вредит людям, что грозит им опасностью, должно быть устранено. А опасность грозит человечеству со стороны физически и нравственно ненормальных. Их необходимо уничтожить. Дьякон спрашивает его о том, каковы критерии различения, как не допустить ошибку. Зоолог отвечает, что при угрозе потопа не стоит опасаться промочить ноги. Он считает, что в случае Лаевского поможет лишь дуэль. Чехов (о чем он еще скажет), конечно же, не может с ним согласиться.

В ночь перед поединком Лаевский слушает грозу за окном, вспоминает свою жизнь, в которой видит лишь ложь. Он ощущает вину в падении своей сожительницы и готов умолять Надежду Федоровну простить его. Если бы он мог вернуть прошлое, он непременно нашел бы справедливость и бога. Прежде чем отправиться на дуэль, Лаевский идет в спальню своей сожительницы. Она глядит на него с ужасом, однако Иван Андреевич, обняв ее, понимает, что это единственный родной и близкий ему человек. Он намерен возвратиться домой живым.

Дуэль и заключительные события

Никто точно не знает правил дуэли, вспоминают ее описания у Тургенева, Лермонтова… Иван Андреевич стреляет первым. Он боится того, что убьет зоолога, поэтому стреляет в воздух. Противник его направляет пистолет прямо на Ивана Андреевича. Дьякон отчаянно кричит: "Он убьет его!" Это заставляет фон Корена промахнуться.

Вот мы и подошли к финалу, описывая краткое содержание. Чехова ("Дуэль") интересовала дальнейшая судьба главных героев. Поэтому он придумал следующий финал.

Через 3 месяца после поединка, в день отъезда в экспедицию, зоолог в сопровождении дьякона и Самойленко идет к пристани. Они говорят о перемене, произошедшей с Лаевским. Иван Андреевич теперь женат на Надежде Федоровне. Он работает с утра до вечера, чтобы рассчитаться с долгами. Решив зайти к нему, фон Корен протягивает ему руку. Зоолог остался верен своим убеждениям, однако признает, что относительно Лаевского он ошибся. Он говорит, что никто не знает правды. Лаевский соглашается с ним. Он думает, что в ее поисках люди делают два шага вперед, один шаг назад. Возможно, когда-нибудь они дойдут до настоящей правды…

На этом заканчивается повесть "Дуэль" (Чехов). Краткое содержание ее, конечно, имеет лишь ознакомительный характер. Для того чтобы в полной мере понять это произведение, следует обратиться к оригиналу. Он несравненно лучше, чем краткое содержание.

Чехова ("Дуэль") всегда интересовали непростые вопросы нашего бытия. Каждый из героев его произведения по-своему пытается ответить на них. Каковы же позиции, которые занимают персонажи повести "Дуэль" (Чехов)? Анализ произведения поможет вам разобраться в этом.

Анализ

Главными героями повести, а также основными идейными противниками являются Лаевский и фон Корен. В конце концов их взаимная неприязнь приводит к дуэли. Фон Корен размышляет в начале произведения о причинах этой антипатии. В Лаевском он чувствует необыкновенную распущенность и лживость.

Иван Андреевич, в свою очередь, считает, что фон Корен - сильная, твердая, деспотичная натура. Себя же он характеризует как падшего, ничтожного, пустого человека, который покупал свою жизнь ценой малодушия, праздности и лжи. Фон Корен является дарвинистом и противником всего, что способно навредить людям.

Доктор Самойленко считает, что если уничтожать людей, то к черту такую цивилизацию. Этот герой не принимает в Иване Андреевиче то, что он презирает службу, много пьет, разбрасывается деньгами, играет в карты. Именно Самойленко в произведении является носителем "общей идеи". Этот великодушный и добрый человек достает для Ивана Андреевича деньги, хотя и понимает, что тот бежит от ответственности. Во внутреннем монологе Самойленко он по-своему объясняет, почему, ища правды, люди допускают ошибки ("два шага вперед, шаг назад"). Скука жизни, страдания, отсутствие "общей идеи" тормозят их. Из-за этого человек не просто оказывается в нравственном тупике. В нем умирает живая личность, что изобразил в произведении "Дуэль" Чехов. Анализ повести на этом завершим. Предлагаем читателю самостоятельно поразмышлять о прочитанном.

В.С.Пикуль в одном романе заметил, что бесправие русской женщины, среди прочего, выражается в отсутствии права вызвать оскорбителя на дуэль.

У мужчин такое право тоже было не всегда, но поединки в мире исчислялись тысячами. Правила дуэли предполагали максимальное равноправие противников, общество их не считало преступлениями, чего бы ни говорил закон.

Вопрос чести

История знает много разновидностей частных поединков – рыцарские турниры, «потешные бои»… Но дуэль имеет ряд признаков, отличающих ее от прочих схваток.

Наследница турнира

Считается, что в Европе дуэли появились в 16 веке – после отмирания рыцарских турниров. Родина их – Италия, но вскоре традиция личных поединков распространилась на Францию и Германию.

«Дуо» означает «два», но парными дуэли были не всегда. На начальном этапе известно немало поединков больших компаний. Во Франции известен случай одновременной схватки 6 противников, причем выжил только один.

А.Дюма воспользовался прецедентом для создания финальной сцены в «Графине де Монсоро». Но уже в 18 веке дуэли стали поединком двоих.


История дуэлей в России началась в 1666 году. Это был импорт – участниками были два наемных офицера-иностранца. Победитель, Патрик Гордон, стал затем видным деятелем петровской эпохи.

Отличительные признаки

Прошлые века «частную» схватку чем-то особенным не считали. Но дуэль имела ряд характеристик, свойственных только ей.

  1. Причина дуэли – оскорбление чести и достоинства (участника или близкой ему женщины). Имущественный спор или криминальная претензия рассматривались судом.
  2. Дуэль – вооруженный поединок. Борьба без оружия за таковую не считалась.
  3. Вызов и сам поединок должны были иметь свидетелей. Встречи наедине случались редко.
  4. Противникам предоставлялись равные возможности: одинаковое оружие и условия. По этой причине перед схваткой обязательно приобреталось новое оружие. Каждый участник должен был иметь комплект «на двоих», а чей будет использован – решал жребий. Если один из противников не мог сражаться (был стар или болен), он мог выставить заместителя (обычно родственника или лучшего друга). Такой случай описывает Корнель в «Сиде».
  5. Целью было не убийство противника, а доказательство своего морального превосходства. Хотя убийства редкостью не были.
  6. Дуэлью мог считаться только поединок равных. Хотя им не обязательно было быть дворянами.
  7. Поединок должен был иметь протокол. Это требовалось для того, чтобы участников нельзя было счесть уголовными преступниками. Протокол мог быть «на честном слове», но чаще записывался.

Это были неписаные правила, но соблюдали их четко. Отступления бывали, но чаще по договоренности сторон.

Честь разночинца

Обычно участниками поединков выступали дворяне, особенно офицеры. Но это не было непреложным правилом. К примеру, известный российский политический деятель начала прошлого века А.И.Гучков (купеческого рода, но получивший дворянство по Табели о рангах) был известен как опаснейший бретер (то есть поединщик).

В Западной Европе огромной популярностью долго пользовались студенческие дуэли.

Дрались на шпагах. Участники стремились нанести противнику рану, очень легкую, но в заметное место, лучше в лицо. Целью выступало желание не столько наказать противника за оскорбление, сколько доказать, что ты – парень боевой, и лучше тебя не трогать.

Чем больше у студента было шрамов на лице, тем больше его уважали. Важно одно: противником дворянина был дворянин, разночинца – разночинец. В Западной Европе (но не в России) зафиксированы женские дуэли.

Право выбора

Оно всегда предоставлялось участникам поединка. Насколько – зависело от их статуса. Выбирали оружие, место, способ действий. Больше прав было у оскорбленного, но все зависело от тяжести конфликта.

Один из участников мог отказаться от поединка. Но это было чревато последствиями. Без них отзывал вызов только оскорбленный, получив извинения.


Трусливого оскорбителя же могли подвергнуть бойкоту или уволить со службы. Наличие или отсутствие запрета на дуэли при этом не играло роли.

Бывали и исключения. Так, знаменитый оружейник С.И.Мосин дважды посылал вызов мужу любимой женщины, а тот оба раза… доносил на потенциального противника в соответствующие инстанции!

Выбор оружия

Это право предоставлялось оскорбленному. До 18 века обычно использовалось холодное оружие – сабля, рапира, . Клинки должны были быть равноценными, одинаковой длины или с учетом роста бойцов. Были упоминания в истории и о курьезах, типа использования канделябров.

Дуэльные кодексы 19 века отдавали предпочтение пистолетам. Применяли только новые, одинаковые по характеристикам, гладкоствольные образцы.


После встречи противники могли оставить оружие себе. Но уже не имели права выйти с ним на новый поединок.
Иногда договаривались о применении нескольких видов оружия.

Выбор места

Кроме особо тяжелых случаев, этот вопрос решали сообща. Требовалось достаточно известное, но безлюдное и удаленное местечко. Поэтому имелись участки, где дуэли происходили регулярно (Пре-о-Клер в Париже или та же Черная речка).

Если обида была очень серьезной, могли использовать место, опасное для упавшего (берег моря или пропасть). Тогда даже легкая рана грозила противникам смертью.


Но это случалось нечасто, при дуэли основной целью убийство редко бывало. На поединок нельзя было опаздывать. Задержка на четверть часа считалась уклонением.

К барьеру

Еще приходилось выбирать способ проведения поединка. Холодным оружием можно было драться, стоя неподвижно, или передвигаясь, как при обычном сражении. Пистолеты давали еще лучший простор для маневра. Существовало несколько возможностей их использования.

  1. Стоять неподвижно и стрелять по сигналу с определенного расстояния (измерялось шагами).
  2. Стоять неподвижно спиной к противнику и стрелять через плечо наугад.
  3. Разойтись на определенное количество шагов, а затем по команде сходиться до определенной отметки. Выстрел можно было делать на этой отметке (барьере) или на ходу.
  4. Сходиться постепенно, делая оговоренное число остановок для выстрела. При этом каждый противник, уже выпустивший пулю, должен был дождаться, пока то же проделает второй.
  5. Зарядить только один пистолет, выбрать оружие по жребию, приставить дула друг другу ко лбам и спустить курки. Как уж судьба решит…

Были и другие варианты. Так, в Америке практиковались «охоты», когда противников с одинаковым оружием (их предварительно обыскивали) запускали в определенное место (овраг, рощу, дом). Они могли делать там все, что захотят, пока не кончатся заряды.


Так выглядит поединок Мориса Джеральда и капитана Колхауна во «Всаднике без головы». Россияне в серьезных случаях стрелялись «через платок». Расстояние определялось длиной вытянутых рук участников, взявшихся за уголки одного носового платка. Промахнуться было невозможно.

Без бюрократии никак

Этапы дуэли обязательно документировались. Вызов надо было делать прилюдно (обругав противника, бросив ему в лицо перчатку или отвесив пощечину) или письменно.

Если один человек получал несколько вызовов, проводился строгий жребий или вызванный сам выбирал себе противника (чтобы исключить расправу многих с одним). Условия проведения встречи также записывались и подписывались участниками.


Это должно было не допустить преступлений под видом поединков чести. Иногда это правило нарушалось на страх и риск участников. Чаще это делали тогда, когда собирались драться насмерть, или в эпоху запрета стычек. Бывали и замаскированные убийства – преступник вызывал заведомо слабейшего противника.

Обязательные участники

Хотя в самом сражении должны были участвовать только 2 человека, на месте, где происходила дуэль, народу обычно было немало. Свидетели надзирали за порядком и оказывали участникам помощь.

Скорая помощь

Если не предполагался обязательный смертельный исход, требовалось присутствие врача. Иногда приводили двоих – от каждой стороны. В эпоху запретов поединков договаривались, что доктора не сообщат властям истинной причины ранения своих пациентов.


Врачи должны были спасать жизнь тех, кто пострадал серьезно, и устанавливать, может ли раненый боец продолжать поединок. Ими же, нередко, констатировалась смерть…

Будьте моим секундантом

Важнейший участник дуэли – секундант. Им обычно становился лучший друг или родственник участника, причем не имеющий непосредственного отношения к конфликту.

После того, как бывал, брошен вызов, противникам не следовало общаться. Все переговоры вели секунданты (1-2 от стороны). Они же должны были проверить оружие, отмерить при необходимости расстояние и следить за соблюдением противниками правил.

Иногда из их среды или дополнительно выбирался распорядитель (самый старший и уважаемый среди секундантов или просто почтенный человек). Распорядитель проверял отсутствие нарушений, делал все необходимое для примирения враждующих, подавал сигналы к началу и окончанию схватки.


Быть секундантом было небезопасно. Антидуэльные законы наказывали их почти так же строго, как и участников. Бывали и худшие случаи. Так, в 1870 году в Париже принц Пьер Бонапарт, двоюродный брат императора Наполеона III, застрелил 20-летнего журналиста Виктора Нуара.

Юноша явился к нему в качестве секунданта своего приятеля, Паскаля Груссе (известен как друг и соавтор Ж.Верна, писатель Андре Лори). Тот вызвал принца на дуэль за грубое оскорбление корсиканских социалистов (Груссе был корсиканцем и революционером).
Дуэльный кодекс – не уголовный. Принца оправдали…

Запрет не помеха

В 17 веке в Европе дуэли обрели такой размах, что начали существенно сокращать количество дворянства. С этим связаны попытки изжить их.
Попытка, сделанная кардиналом Ришелье, достаточно известна.

Получилось у него именно то, что описано в «Трех мушкетерах» – количество схваток только возросло.

Нашелся даже нахал, что из принципа устроил дуэль прямо под окнами у грозного министра. Наглеца казнили, но дворяне продолжали драться хотя бы назло кардиналу.

Петровский устав

Петр Великий не спешил импортировать из Европы ее недостатки. Особым уставом им были запрещены поединки в России под страхом смертной казни для всех участников!

Получилось не лучше, чем у Ришелье. Дворяне все равно полагали, во многих случаях, делом чести смывать оскорбление кровью.

Закон, запрещающий поединки, неоднократно применялся, но смог лишь немного снизить их число.

В дальнейшем русские императоры неоднократно делали попытки прекратить в России эти безобразия, но с тем же успехом. Екатерина II грозила ссылать забияк в Сибирь – и лишь немного уменьшила количество схваток. Николай I был решительным противником дуэлей, но в его правление стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым.


Общество в этом вопросе не поддерживало правителей. Дуэлянтам помогали маскировать поединки, старшие офицеры норовили избавиться от подчиненных, уклоняющихся от сатисфакций, а товарищи устраивали таким обструкцию, вынуждая уходить в отставку.

Ссылка в действующую армию или разжалование в солдаты, практиковавшиеся в качестве наказания за дуэль в середине 19 века, многими воспринимались как награда, признание мужества. Такие «наказанные» быстрее прочих получали чины и ордена. Были среди императоров и поклонники дуэлей, например, Павел I.

Обязательное сражение

Император Александр III пошел другим путем. В 1894 году он отменил запреты и ввел официальные правила организации дуэлей среди офицерства. Всякий спор должен был в первую очередь рассмотреть офицерский совет. Если он постановлял, что противникам лучше помириться, они могли послушаться, а могли и нет.

Если же решалось, что схватка обязательна, отказавшийся немедленно увольнялся из армии.

Это решение увеличило число дуэлей, но не число смертей. Вообще, в России выстрел намеренно мимо, а то и в воздух, считался делом достойным.
Александровские постановления были отменены вместе с монархией.

Мало кому известно, что отлучённый после дуэли с Пушкиным, от дворянского общества Дантес, подвергся остракизму не из-за убийства известного поэта, а по причине нарушения им правил дуэльного поединка.


Дело в том, что после начала схождения и выстрела Дантеса, Пушкин, получив ранение, выронил пистолет, который упав в снег отказал. Стоит отметить, что правила дуэли запрещали, кому-либо из поединщиков менять оружие во время боя.

Но Пушкин требовал заменить пистолет и Дантес ему это разрешил. После выстрела Александра Сергеевича Дантес упал, но ранение было лёгким.

Все дело в том, что на дуэли обычно брали две пары пистолетов, при этом зачастую резервная пары была снаряжена ослабленными зарядами, для того чтобы можно было решить вопрос без крови и без ущерба для репутации.

Некоторые источники считают, что вторая пара пистолетов на этой дуэли имела именно такой заряд.

Дантес же согласился на замену оружия, тем самым поставив себя в более выгодное положение. Неизвестно знал ли он заранее о наличии ослабленного заряда, скорее всего, догадывался, но, тем не менее, разрешил использование такого оружия. За что впоследствии и поплатился.

Один из известных случаев вызова на дуэль дворянина разночинцем опять же связан с Дантесом, именного его впоследствии вызвал на дуэль мещанин, но убийца Пушкина отказался от вызова на законных основаниях.

Заключение

В правовом государстве разрешать личные конфликты с помощью оружия не положено. Но все же многие жалеют об исчезновении дуэлей, поскольку такой способ требовал от спорщиков решимости и ответственности.

Видео

Традиция дуэли зародилась в Новое время в среде западноевропейской аристократии. У таких поединков был строгий регламент. Он определялся кодексом - сводом общепринятых правил. Дуэль в России была перенята в ее классическом европейском виде. Государство долгое время боролось с этим обычаем, объявляя его незаконным и преследуя тех, кто, невзирая на запреты, шел стреляться или драться с противником холодным оружием.

Кодекс

Общепринятый кодекс устанавливал поводы и причины поединков, их виды, порядок проведения, отклонения и принятия вызова. Каждая дуэль в России соответствовала этим правилам. Если человек нарушал данные установки, он мог оказаться обесчещенным. Существовало несколько национальных кодексов. Различия между ними были несущественными.

Первым дуэльным кодексом можно считать французский документ 1836 года. Его издал граф де Шатовильяр. На основе этого кодекса строились аналоги в других странах, в том числе и в России. Другим важным общеевропейским сводом правил стал сборник, который в 1879-ом выпустил граф Верже. Самым известным российским отечественным документом такого плана являлся Дурасовский кодекс 1912 года. Согласно правилам, из которых он был составлен, и организовывались дуэли в России. 19 век стал периодом обобщения данных традиций. Поэтому кодекс был известен каждому дворянину и офицеру еще до появления его дурасовской редакции. Издание 1912 года было лишь набором рекомендаций, подкрепляющим общеизвестные обычаи.

Традиция классической дуэли Нового времени считается преемницей западных рыцарских турниров Средневековья. В обоих случаях сражение считалось делом чести с определенным ритуалом, от которого не отходил ни один из противников. были упразднены в XVI столетии в силу того, что привычная экипировка противников устарела и стала неэффективной. Именно тогда зародилась пешая дуэль, достигшая вершины своей эволюции в XIX веке.

Оружие

Первоначально дуэли в России, как и в других странах, велись исключительно с помощью холодного оружия. Это были клинки, которые аристократы или военные по обыкновению носили с собой. Такими видами оружия являлись рапиры, мечи, кинжалы. Если это был судебный поединок (распространенный только в Средние века), то выбор зависел от решения суда. На него влияло в том числе и сословие противников. В случае когда соперники не принадлежали к «благородным» слоям общества, они могли сражаться и вовсе на топорах или дубинках.

Даги и щиты перестали использоваться в XVII веке. В то время стремительно развивалась техника фехтования. Большую роль в бою стала играть скорость атаки. Вследствие этого начался массовый переход на рапиры, которые были уже исключительно колющим, а не рубящим оружием.

В XVIII веке, когда дуэли в России понемногу становились повсеместной традицией в армии, все больше стали распространяться однозарядные курковые пистолеты. Использование огнестрельного оружия многое изменило в традиции поединков тет-а-тет. Теперь на результат боя не влияла физическая подготовка или возраст его участников. Холодное оружие требовало большего количества навыков. Если один дуэлянт отличался искусным фехтованием и лучше защищался, он почти ничем не рисковал. В бою с пистолетами все, напротив, решал едва ли не слепой случай. Даже плохой стрелок мог убить своего противника, для этого достаточно было большей удачливости.

Каноничность и экзотика

Многие дуэли в России 19 века намеренно проводились с использованием идентичной пары пистолетов (специально изготовленных и до малейших деталей похожих). Все эти факторы максимально уравнивали шансы противников. Единственным отличием подобных пистолетов могли быть порядковые номера на стволах. Сегодня дуэль в России помнится только как пеший бой. Однако подобный формат возник далеко не сразу. Раньше него были популярны огнестрельные дуэли, в которых противники сидели верхом на лошадях.

Более редкими были поединки, где использовались винтовки, ружья или карабины. Тем не менее зафиксированы случаи применения и длинноствольного оружия. Некоторые бои были еще более экзотическими. Известна дуэль в России, когда противники (штабс-капитан Жегалов и пристав Цитович) использовали медные канделябры, так как один из участников не мог ни фехтовать, ни стрелять.

Вызов

Традиционно дуэли начинались с вызова. Поводом для него становилось оскорбление, когда человек считал, что имеет право вызвать своего обидчика на поединок. Данный обычай был связан с понятием чести. Оно было достаточно широким, а его трактовка зависела от конкретного случая. При этом материальные споры об имуществе или деньгах решались в дворянской среде в судах. Если потерпевший подавал официальную жалобу на своего обидчика, он уже не имел права вызывать того на дуэль. В остальном поединки устраивались из-за публичных насмешек, мести, ревности и т. д.

Важно и то, что оскорбить человека, согласно понятиям той эпохи, мог только равный ему по социальному положению. Именно поэтому дуэли проводились в узких кругах: между дворянами, военными и т. д., но нельзя было представить сражение между мещанином и аристократом. Если младший офицер вызывал на поединок своего начальника, последний мог без урона для своей чести отклонить вызов, хотя известны случаи, когда подобные бои все-таки организовывались. В основном, когда спор касался людей из разных социальных слоев, их тяжба решалась исключительно в суде.

В случае оскорбления кодекс рекомендовал спокойно потребовать от обидчика извинений. В случае отказа следовало уведомление о том, что к противнику прибудут секунданты. Вызов мог быть письменным (картель) или устным. Хорошим тоном считалось обратиться к обидчику в течение первых суток после оскорбления. Затягивание вызова не одобрялось.

Нередки были случаи, когда человек оскорблял сразу нескольких людей. Правила дуэлей в 19 веке в России в таком случае устанавливали, что вызвать на дуэль обидчика мог только один из них (если вызовов поступало несколько, удовлетворялся только один на выбор). Данный обычай исключал возможность расправы над обидчиком усилиями множества лиц.

Виды оскорблений

Кодекс делил оскорбления на три типа согласно степени тяжести. Обычные обиды причинялись словами и задевали только самолюбие дворянина. Они не касались репутации или доброго имени. Это могли быть язвительные высказывания, публичные выпады против внешнего вида, манеры одеваться и т. д. Тяжкие оскорбления наносились неприличным жестом или словом. Они затрагивали репутацию и честь. Таковым могло быть обвинение в лживости или нецензурная брань. Подобные поступки, как правило, приводили к дуэлям до ранения или до первой крови.

Наконец, кодексом регламентировались оскорбления третьей степени. К таковым причислялись агрессивные действия: броски предметами, пощечины, удары. Одинаково расценивались подобные осуществленные или незавершенные по каким-то причинам оскорбления. К ним же причислялась измена жены. Если оскорбленный отвечал аналогичным оскорблением в сторону своего обидчика, он не лишался своего права назначить дуэль. Однако были и нюансы. Если оскорбленный отвечал более тяжким оскорблением (например, давал пощечину в ответ на легкую насмешку), то оскорбленной стороной становился обидчик, который получал право назначать дуэль.

Действующие лица

Только сами дуэлянты, их секунданты, а также врач могли присутствовать на дуэли в России. 19 век, правила которого строились на общепринятых принципах, считается эпохой расцвета этой традиции. Поздний кодекс запретил вызывать на дуэль ближайших родственников. Например, нельзя было сражаться с родным братом, но можно было с двоюродным. Также запрещались дуэли между должниками и кредиторами.

Участниками боя не могли становиться женщины, а также мужчины с серьезными увечьями или болезнями. Существовал и возрастной ценз. Не приветствовались вызовы пожилых людей старше 60 лет, хотя случались и исключения. Если оскорбляли человека, не способного или не имевшего права участвовать в дуэли, его мог заменить «покровитель». Как правило, такими людьми становились ближайшие родственники.

Честь женщины теоретически мог защищать с оружием в руках любой вызвавшийся мужчина, особенно если оскорбление было нанесено ей в общественном месте. При неверности жены к супругу на дуэли оказывался ее любовник. Если изменил муж, его мог вызвать родственник девушки или любой другой пожелавший мужчина.

Секунданты

Классические правила дуэлей на пистолетах предполагали, что между вызовом и самим боем оскорбитель и оскорбленный не должны общаться и встречаться друг с другом. Для ведения переговоров назначались секунданты, которые и организовывали приготовления к поединку. В качестве них кодекс рекомендовал выбирать людей с незапятнанной репутацией и равным социальным положением. Секунданты ручались своей честью за то, что дуэль будет соответствовать нормам кодекса и организована при равных условиях для соперников.

Считалось неправильным, когда за организацию поединка бралось заинтересованное лицо. Именно поэтому дуэли в России, правила которых были обязательны для всех сторон, запрещали назначать секундантом близкого родственника. Полномочия «правой руки» определялись тем, кто участвовал в поединке. Дуэлянт мог разрешить секунданту действовать полностью по своему усмотрению или даже принять мир от секунданта оскорбившего его человека. Как правило, помощники только передавали сообщения, исполняя функции курьеров.

Если доверенным лицам не удавалось договориться о мире, начиналось обсуждение технических деталей предстоящего столкновения. От их соглашения зависело, будет ли дуэль смертельной или только до первой крови, каково будет барьерное расстояние (если это были пистолетные дуэли). В России кодекс разрешал обращаться к уважаемому с обеих сторон человеку, чтобы он мог быть третейским судьей, в случае если секунданты не могли договориться об условиях дуэли. Решения такого лица принимались противниками без возражений. Один из двух секундантов брал на себя еще одну важную функцию. Он распоряжался на самой дуэли (отдавал команду стрелять и т. д.). Врач на поединке нужен был, во-первых, для констатации ранений или смерти, а во-вторых, для помощи получившим увечья.

Ход боя

Как правило, дуэли происходили в уединенных местах и рано утром. Время прибытия противников было строго определенным. Если участник опаздывал больше чем на 15 минут, его соперник мог уйти с места дуэли, а задержавшийся в таком случае признавался отклонившимся и лишенным чести.

В начале поединка секунданты еще раз предлагали закончить конфликт миром. В случае отказа они объявляли заранее оговоренные правила дуэли. В России были запрещены извинения перед последним барьером. Тот, кто начинал колебаться, когда распорядитель уже объявил начало дуэли, признавался трусом. Противники стреляли или атаковали друг друга холодным оружием после команды одного из секундантов. Он же объявлял дуэль оконченной. Поединок завершался после использования пистолетов, ранения или смерти (в зависимости от договоренностей) одного из участников от колющего оружия.

Если в итоге дуэлянты оставались живы, в конце они жали друг другу руки. Обидчик при этом приносил свои извинения. Такой жест уже никак не унижал его, так как честь была восстановлена поединком. Извинения после поединка считались лишь данью традиции и нормой кодекса. Даже когда дуэли в России отличались жестокостью, секунданты вслед за окончанием боя обязательно составляли подробный протокол случившегося. Он заверялся двумя подписями. Документ был необходим для подтверждения того, что дуэль прошла в полном соответствии с нормами кодекса.

Дуэли на холодном оружии

Стандартные варианты проведения дуэлей устоялись в аристократической среде к XIX столетию. В первую очередь характер поединка определялся использовавшимся оружием. Дуэли в России в 18 веке проводились на и рапирах. В дальнейшем этот общепринятый набор сохранился и стал классическим. Чаще всего использовалось идентичное оружие, но при согласии сторон каждый противник мог воспользоваться собственным клинком.

Дуэли с применением холодного оружия могли быть подвижными или неподвижными. При первом варианте секунданты размечали длинную площадку или дорожку, на которой разрешалось свободное движение бойцов. Допускались отступления, обходы и другие приемы фехтовальной техники. Неподвижная дуэль предполагала, что соперники размещались на расстоянии удара, а бой велся стоявшими на своих местах дуэлянтами.

Оружие держалась в одной руке, а вторая оставалась за спиной. Нельзя было бить противника собственными конечностями. Также запрещались захваты вражеского клинка. Бой стартовал после сигнала, данного секундантом-распорядителем. Только этот человек имел право незамедлительно прекратить сражение по первому же требованию. Данный принцип был одним из важнейших для любой дуэли в России. 19 век, правила которого сегодня кажутся удивительными, закладывал в людей понятия о чести, и именно они запрещали ослушиваться распорядителя, даже если им был секундант противника.

В случае когда соперник ронял свое оружие, его визави прекращал бой и ждал поднятия клинка. Дуэли до ранения или до первой крови останавливались после первого попадания. Затем свое слово говорил врач. Если он заключал, что ранение слишком тяжелое для продолжения боя, дуэль завершалась.

Поединки на пистолетах

В XIX веке в доме каждой дворянской семьи обязательно хранился парный комплект пистолетов. Держался он для вполне конкретной цели. Огнестрельное оружие доставалось после вызова на дуэль. Такие пистолеты были однозарядными. При этом использовались только те, которые еще не применялись и считались необстрелянными. Данное правило было необходимо для того, чтобы не дать ни одному из противников заметного преимущества.

Знакомый пистолет сразу давал стрелку определенную фору. Она была тем сильнее, что в XIX столетии огнестрельное оружие изготавливалось в основном индивидуально, и каждый экземпляр отличался уникальными характеристиками. Использование парных пистолетов разрешало эту проблему. Участники прибывали на место поединка со своими нетронутыми парными наборами. Правила дуэлей на пистолетах в России гласили, что выбор между комплектами делался с помощью жребия.

По распространенной традиции дуэлянты, использовавшие огнестрельное оружие, делали только по одному выстрелу. Довольно часто в результате таких залпов никто не погибал или даже не получал ранения. Даже в таком случае дуэль считалась оконченной, а честь - восстановленной. Противники вовсе не жаждали расправиться друг с другом. В то же время намеренный (или даже демонстративный) выстрел мимо цели вообще мог расцениваться как оскорбление. Известны случаи, когда такие жесты приводили к новой дуэли.

Реже применялась практика, при которой секунданты договаривались о поединке до первого ранения. В этом случае, если выстрелы никого не задели, пистолеты заряжались вновь до тех пор, пока кто-то не попадал в соперника. При новой попытке секунданты могли сократить дистанцию между противниками и тем самым увеличить риск для дуэлянтов.

Виды огнестрельных дуэлей

Как и правила дуэлей с холодным оружием, нормы для огнестрельного предполагали возможность неподвижного поединка. В таком случае противники вставали на расстоянии в 15-20 шагов друг от друга. Выстрелы могли совершаться одновременно по команде распорядителя или по очереди, определявшейся случайным жребием.

Наиболее распространенным в России был подвижный поединок с барьерами. В этом случае между противниками размечалась специальная дорожка. Ее границы отмечались препятствиями, в качестве которых могли использоваться любые крупные предметы. После команды распорядителя соперники начинали сходиться, двигаясь навстречу друг другу. Остановившись у барьера, дуэлянт совершал выстрел.

Расстояние от 15 шагов в России считалось «миролюбивым». На таком отдалении стрелки редко попадали в цель. Это было «благородное расстояние». Однако, несмотря на его мнимую безопасность, в 20 шагах Александр Пушкин. Также практиковались дуэли вслепую. В таком поединке мужчины совершали выстрелы через плечо, стоя друг к другу спиной.

Некоторые дуэли устраивались по принципу русской рулетки. К ней прибегали в случае непримиримой вражды между стрелками. Противники вставали на расстоянии 5-7 шагов. Из двух пистолетов заряжался только один. Оружие распределялось по жребию. Таким образом, соперники максимально увеличивали риск и случайность исхода. Жребий предоставлял равные шансы, и именно на этом принципе основывались правила дуэлей на пистолетах. Кодекс также включал в себя поединок «дуло в дуло». Разница с предыдущим заключалась только в том, что заряжались оба пистолета. Подобные выяснения отношений нередко заканчивались гибелью обоих стрелков.

Наиболее жестокие поединки заставили западных европейцев воспринимать российские дуэли XIX столетия «узаконенным убийством». На самом деле государство долгое время боролось с этой традицией. Дуэлянты нередко лишались званий и попадали в ссылки.