Бельгийская лошадь. Бельгийские тяжеловозы (брабансоны). Испытания силы и выносливости

Тяжеловозы - лошади, отличающиеся мускулистым телом, мощной шеей и ногами. Их призванием является перевозка тяжёлых грузов, а трудолюбие и выносливость этих животных успешно используются в сельском хозяйстве. Одной из таких пород является брабансонская, получившая широкое распространение на территории Бельгии. Об особенностях этих лошадей, их характере, сфере применения и правилах ухода мы поговорим далее в нашей статье.

Историческая справка

В средневековой Европе тяжеловозные лошади использовались преимущественно в качестве рыцарских коней. А всё благодаря тому, что только такие мощные и сильные животные могли выдержать груз человеческого тела, облачённого в рыцарские доспехи и вооружённого тяжёлым оружием.

Такие кони были неспособны быстро и ловко скакать, они также не отличались выносливостью. Учёные утверждают, что в европейских странах самыми распространёнными породами тяжеловозов были брабансоны, шайры, першероны, клейдесдаль.

Множественные военные конфликты, проходившие на территории современной Бельгии, стали причиной появления различных иностранных пород, к которым относят фламандские и арденские. Селекционные работы бельгийских специалистов привели к появлению верховой лошади лесного типа, которая в дальнейшем получила название брабансон.

Такое название не стало случайным, ведь центром разведения этих лесных коней в XIX веке стала небольшая провинция Брабант. Представителей этой породы часто называют также бельгийскими тяжеловозами.

Брабансоны, в результате селекционных работ, получили отличительную характеристику - желание выживать. За чистотой породы очень строго следили, кастрируя слабых жеребцов и эксплуатируя беременных кобыл, чтобы потомство боролось за жизнь и было выносливым.

По окончании рыцарских времён необходимость в тяжеловозах стала существенно меньше, и селекционеры решили, что появилась необходимость облегчить породу, скрестив брабансонов с рысаками.

Описание и отличительные черты

Кони породы брабансон отличаются своей мощью и силой. Они коренасты, имеют объёмный корпус с короткой шеей и невысокими мощными конечностями. Высота среднего представителя породы - 168–173 см, что является невысоким ростом для тяжеловозов, которые могут достигать 190–200 см в холке.
Лошади имеют хорошую мускулатуру, массивный костяк. Вес таких тяжеловозов может составлять 800–1000 кг.

Окрас представителей брабансон чаще всего рыже-чалый с конечностями чёрного цвета, также встречаются кони соловые и рыжие, реже можно увидеть серых, гнедых и саврасых лошадей.

В конце XIX века породу разделили на 3 линии в соответствии с их внешним видом и происхождением:

  1. Первая - Gros de la Dendre, родоначальником был конь Оранж Первый, обладавший гнедым окрасом и могучим обликом.
  2. Вторая - Greys of Hainault, представителем которой был Байярд - конь, от которого берут свои корни рыжие, серые, чалые и буланые тяжеловозы.
  3. Третья - Collosses de la Mwhaigne, основателем линии стал конь Жан Первый. К этой группе относят самых мощных и сильных лошадей с очень крепкими ногами.

Знаете ли вы? Несмотря на разнообразие мастей брабансонов, встретить вороную или серую лошадь крайне тяжело.

Внешние особенности

Главной отличительной чертой брабансонов являются их сухие ноги, что подразумевает широкие пясти, сухопарые сухожилия с хорошей плотностью, хороший угол сгиба у скакательных суставов и отличный мускулистый верх. Рог копыт имеет светлый окрас, а сами они крупные, округлые и слегка приплюснутые.
Исключительно благодаря такому сочетанию характеристик, лошади этой породы могут быть столь мощными и выносливыми, переносить большие физические нагрузки.

Брабансонов можно легко узнать среди других лошадей благодаря следующим внешним особенностям:

  1. Голова. Она довольно вытянута, но при этом имеет небольшой размер. Если смотреть на тяжеловоза в профиль, кажется, что его лоб немного приплюснут, поскольку он широкий и прямой. У брабансона огромные и глубокие глаза, пухлые губы, широкие ноздри и прямые уши.
  2. Шея. Она очень мощная, широкая и короткая. Имеет небольшой изгиб и хорошо поставлена.
  3. Туловище. Могучее тело коня выглядит массивно, особенно его передняя часть. Брюхо брабансонов глубокое с округлыми рёбрами.
  4. Спина короткая без провислости.
  5. Ноги. Значительно выделяют эту породу лошадей среди других именно сухие конечности. Скакательный сустав довольно велик, если сравнивать с размером средней лошади, около 52 см в объёме, в то время как обхват запястья составляет 41 см. Внешне брабансонов легко отличить благодаря тому, что на путовых суставах и бабках ног имеются густые «чёлки». У них, как и у большинства тяжеловозов, короткие, но мощные ноги, обладающие широкой и крепкой артикуляцией.
  6. Высота в холке. Эта порода имеет средний, как для тяжеловоза, рост: около 168–173 см, во многом благодаря коротким ногам.
  7. Масть. Большинство скакунов имеют рыже-чалую, гнедую, саврасую, бурую окраску.
  8. Вес. Средний конь этой породы весит почти тонну: от 800 до 1000 кг.

Знаете ли вы? Бельгийский тяжеловоз Бруклин Суприм из города Огден американского штата Айова стал самым тяжёлым конём в мире. Рекордный вес был зафиксирован на отметке 1440 кг при 198 см в холке.

Характер

Брабансоны, несмотря на свой мощный вид, обладают очень спокойным и мягким характером. Как правило, они очень трудолюбивы и покорны. В современной жизни их часто используют в качестве помощников во время лесозаготовки, а управляют ими лишь при помощи устных команд, которым они хорошо подчиняются.
Эти лошадки очень умны и понимают, что от них требует хозяин, дружелюбно относятся к нему, за что нередко получают прозвище «дочка» или «сынок».

Представители данной породы неприхотливы к корму, им не требуются особые условия по уходу, они редко болеют.

Плюсы и минусы

Преимуществами породы брабансон являются:

  • хорошая выносливость, работоспособность и трудолюбие;
  • скороспелость: выездка жеребят начинается с 20-месячного возраста, а достигнув двух лет, лошадь уже может выполнять тяжёлую работу;
  • большая продолжительность жизни;
  • продолжительная племенная служба до 22 лет у жеребцов;
  • покладистый и дружелюбный характер.

К недостаткам породы можно отнести только небольшую скорость скакуна.

Знаете ли вы? Бельгийские тяжеловозы использовались не только для перевозки грузов, но и активно участвовали в международных выставках, завоёвывая первые места. К примеру, в 1878 году жеребец Бриллиант стал лучшим на международном чемпионате в Париже, являясь при этом прямым наследником Оранжа Первого. А в начале XX века конь Балагур был продан в США на одном из аукционов за рекордную сумму - более 47 тыс. долларов.

Сфера применения

В современном мире брабансоны имеют большую востребованность в сельскохозяйственной отрасли, причём существует тенденция к увеличению поголовья.
Этих лошадей используют на фермах и в больших городах Бельгии. Они также эффективно используются для работ на поле в России, Бельгии и США, несмотря на наличие современной техники.

Брабансонов можно встретить и при работах на лесозаготовке и лесопилке - там, где неудобно и неэффективно использовать технику. Они трудятся в Голландии, Северной Германии, Бельгии и Франции.

Брабансоны также активно используются для улучшения качеств других пород, для чего их скрещивают, к примеру, с беспородными кобылами и в результате получают хороших рабочих лошадок. Имеются также данные о том, что бельгийский тяжеловоз принимал участие в выведении таких европейских холоднокровных пород, как шайр и суффольк.

Знаете ли вы? Лошади обладают уникальным зрением. Они могут видеть предметы вокруг себя практически на 360 °, однако из-за того, что глаза у них расположены сбоку, им приходится поворачивать морду, если предмет находится ближе, чем 4 м, чтобы лучше его рассмотреть. Вблизи лошадь может чётко распознать мимику своего хозяина и его жесты.

Правила ухода и кормления лошадей

Взглянув на мощного бельгийского красавца, можно подумать, что он очень требователен в уходе и питании, однако это не так.
Следует отметить такие ключевые моменты, которые необходимо знать о содержании и кормлении лошадей породы брабансон:

  • жеребята с возраста 35–40 дней приучаются к дроблёному овсу и отрубям;
  • кони этой породы неприхотливы в питании;
  • выпас на полях с богатой растительностью исключает необходимость в подкормке концентрированными кормами;
  • могут содержаться в обычной конюшне, размер которой составляет 4х4 м;
  • этим лошадям требуется территория для свободного выпаса рядом с конюшней;
  • помещение, где живёт тяжеловоз этой породы, должно хорошо проветриваться и в нём должна проводиться регулярная уборка;
  • брабансоны могут хорошо переносить различные природные явления, в частности, морозы, благодаря толстой мышечной прослойке, густой гриве и шерсти на ногах.

Несмотря на то что пик популярности и востребованности лошадей породы брабансон был ещё во времена Средневековья, когда тяжеловозы были крайне необходимы для перевоза рыцарей с доспехами, современных представителей данной породы всё же можно встретить на фермах и лесных производствах, где они активно помогают человеку.
Благодаря своей силе, неприхотливости и доброму нраву эти лошадки становятся надёжными помощниками своим хозяевам.

Происхождение : Бельгия

Высота : 165-173 см.

Масти : преимущественно рыже-чалая, также гнедая саврасая и бурая.

Экстерьер : маленькая голова на очень мускулистой короткой шее, глубокий компактный корпус, короткие сильные ноги с густыми щетками.

Использование : тяжеловоз.

Брабансоны вобрали в себя всё лучшее от и фламандских. Брабансон или бельгийская тяжеловозная порода лошадей больше всех соответствует всем государственным стандартам, которым должны отвечать все рабочие лошади в современном мире.

Сегодня брабансоны массово распространились по территории всей Бельгии и наиболее известны, как бельгийская рабочая порода или бельгийская тяжеловозная. Это единственный тип тяжеловозов, родина которого является Бельгия. Они не очень высокие, но, несмотря на это, брабансоны становились многократными чемпионами на многих выставках.

Лошадь Брабансон

Бельгийские тяжеловозы имеют очень мощные с короткой спиной, и худые ноги с явно заметными, выступающими мышцами. Брабансоны олицетворяют мощь и силу. У них крупное всё, от головы до костей и грудной клетки. В Бельгии эти лошади считаются настоящими богатырями.

Раньше у породы бельгийских тяжеловозов в наблюдался недостаток в виде провислого поясничного отдела, но позже и этот изъян был устранён. У этих тяжеловозов очень развитые суставы на ногах, что делают их быстрыми и выносливыми при движении. Сухость ног ещё больше выпячивает мощные и большие копыта брабансонов. Шея у тяжеловозов тоже мощная и слегка выгнутая.

Брабансоны чаще встречаются , рыжего и вороного окраса. Бельгийские рабочие быстро взрослеют и уже на второй год жизни, особь полностью готова к обычным работам. К тому же они не просто долгожители. Брабансоны способны продуктивно работать до глубокой старости. Они не прихотливы к еде и уходу, обладают стойким иммунитетом. У них покладистый и спокойный нрав.

Кобылы брабансона в период крайне плодовиты, причём в основном рождаются жеребята мужского пола.


Лошадь породы Брабансон

Такая необычайная стойкость этих лошадей объясняется их жёсткими и критическими условиями содержания, которые за долгие годы воспитали в тяжеловозах непреодолимое желание жить и выживать. Бельгийцы не жалели только что родивших кобыл, которые на девятый день после вновь отправлялись на случку. Недавно родившихся младенцев очень скоро отучали от молока и прикармливали зерном и отрубями. А беременные кобылы работали наравне с другими особыми.

Для чистоты породы лошади, бельгийцы кастрировали «бракованных» жеребят, чтобы те случайно не испортили будущее потомство.

Свою эпоху Брабансон или бельгийская тяжеловозная порода лошадей начала ещё во времена правления Цезаря, но с тех пор вид брабансонов много раз подвергался изменением, что объясняется различием требований в разные временные периоды.

В XV столетии нужда в тяжёлых лошадях резко исчезла. Тогда Бельгия и другие страны стали требовать облегчения породы. Селекционеры скрещивали брабансонов с рысаками, что привело к изменению породы. Но после этого крестьяне стали жаловаться на недостаток силы и мощи усовершенствованных лошадей, тогда и появилось деление брабансонов на два типа.

Сегодня ценность этих лошадей, которые славятся своим исключительным трудолюбием, только возрастает. Бельгийские конюхи нацелены на увеличение поголовья бельгийских тяжеловозов для отечественных ферм и крупных городов. Бельгийская тяжеловозная порода лошадей лошади не только обладают рядом преимуществ, но и при скрещивании с обычными беспородными кобылами способны улучшить их потомство. После таких союзов появляются, хоть и не чистокровные, но превосходные рабочие лошади.

Бельгийские тяжеловозные породы лошадей

Первые бельгийские породы лошадей-тяжеловозов, возникли на основе массивных старинных рыцарских коней, который на протяжении веков использовались для верховой езды в постоянных рыцарских походах. В создании бельгийских тяжеловозов сыграли существенную роль экономические и географические условия Бельгии.

Развитие промышленности и создание крупных городов в условиях низкого уровня развития техники привели к отбору и разведению самых массивных лошадей, которые имели возможность буксировать тяжелые грузы для обслуживания нужд населения в крупных городах. Созданию бельгийских тяжеловозных пород лошадей помогли также обильная кормовая база и подходящий влажный климат в Бельгии.

Первоначально в Бельгии были сформировано несколько крупных тяжеловозных пород лошадей - арденнская , брабансонская и фламандская .

Арденнская тяжеловозная порода лошадей

Тяжеловозная арденнская порода лошадей была селекционированна и распространена в основном в районе Арденнских гор, откуда и получила своё название. Условия жизни в горах оказали большое влияние на развитие арденнских тяжеловозов, они были пониже, но с достаточно массивным телосложением, что позволяет им успешно справляться с трудными горными условиями и развивать большую тягловую силу. Высота в холке у этой породы лошадей колеблется от 148 до 158 см и живой вес - до 600 кг. Старинного массивного типа арденнских лошадей сейчас не существует. Вместо них разводят лошадей более легкого типа. Хотя они достаточно массивные, однако они достаточно быстрые и хорошо поддаются дрессировке. Не взыскательны к пище. В еде неприхотливы. Они обладают хорошим для тяжеловозных пород лошадей темпераментом и используются на различных видах работ.

Брабансонская порода лошадей

Брабансонская порода в настоящее время наиболее распространенна среди тяжеловозных бельгийских лошадей. По типу занимает среднюю позицию и используется для скрещивания с лошадьми фламандской и арденнской пород. Таким образом, брабансонская порода лошадей получила общее название Бельгийская тяжеловозная порода.

Фламандская порода лошадей

Фламандская порода является самой массивной из трех бельгийских пород тяжеловозов. Применяется в создании некоторых других тяжеловозных пород лошадей в мире. В последнее время количество лошадей фламандской породы сильно уменьшилось.

Фламандская порода тяжеловозов имеет следующие габариты: у жеребцов высота в холке 163 см, обхват груди примерно 210 см.

Бельгийские тяжеловозы имеют массивную голову с сильно развитой подкожной соединительной тканью, форма близка к прямоугольной, и плохо выделяются глазницы. Шея короткая, мускулистая. Тело удлиненное, с закругленной грудью. Холка низкая. Круп широкий, покатый и покрыт большим количеством мышц. Ноги этих лошадей имеют крепкие крупные кости и покрыты отличными мышцами. Кожа толстая. Сухожилия не выражены.

В результате бельгийские тяжеловозы имеют хорошие возможности акклиматизации во многих странах мира. Они являются наиболее распространенными породами лошадей-тяжеловозов. Разводятся в Центральной и Западной Европе, США, Канаде и других странах.

Бельгийские тяжеловозы видео

История породы

Брабансон (Brabant, Belgian horse, Бельгийский тяжеловоз) – одна из древнейших европейских пород-тяжеловозов, известная в Средние века как "Фландерская лошадь". Брабансона использовали для селекции таких европейских пород, как: cуффольк, шайр, а также, предположительно, для улучшения ростовых качеств ирландского тяжеловоза. Считается, что порода Брабансон изначально произошла от местных бельгийских пород, отличавшихся небольшим ростом: они были до 140 сантиметров в холке, но отличались выносливостью, подвижностью и крепким костяком.

Главным регионом разведения породы была бельгийская провинция Брабант (Brabant), от чьего названия и пошло уже название породы, однако важно отметить, что бельгийская лошадь также разводилась и во Фландрии. Благодаря своей выносливости и трудолюбию, Брабансоны, несмотря на использование в качестве кавалерийской лошади, все равно оставались преимущественно ломовой, тягловой породой.

Бельгийский тяжеловоз принадлежит к одной из самых лучших и исторически самых важных пород тяжелых лошадей, а также к наидревнейшим породам в мире.

В средние века предков этой породы называли "большие лошади". Они несли на себе тяжеловооруженных рыцарей в бой. Известно, что подобные лошади существовали в этой части Европы еще во времена Цезаря. Греческая и римская литература изобилует упоминаниями о бельгийских лошадях. Но слава бельгийской породы, называемой также фламандской лошадью, была поистине огромной в Средневековье (бронированные бельгийские воины использовали её в крестовых походах на Святую землю).

С конца XIX века порода разделилась на три главные линии, существующие и по сей день, отличающиеся друг от друга и по экстерьеру, и по происхождению. Первая линия – Gros de la Dendre (Грос де ла Дендре), была основа жеребцом Оранжем I (Orange I), лошади этой линии отличаются могучим телосложением, гнедой мастью. Вторая линия – Greysof Hainault (Грейс оф Эйнау), была основана жеребцом Байярдом (Bayard), и известна чалыми (серый с примесью другой масти), серыми, булаными (рыжые с черными или темно-бурыми хвостом и гривой) и рыжими лошадьми. Третья линия – Collossesde la Mehaigne (Колос де ла Майне), была основана гнедым жеребцом, Жаном I (Jean I), и лошади, пошедшие от него, славятся чрезвычайной выносливостью, силой и необычной крепостью ног.

В Бельгии эта порода была объявлена национальным наследием, или даже национальным сокровищем. Например, в 1891 г. Бельгия экспортировала жеребцов в государственные конюшни России, Италии, германии, Франции и Австро-Венгерской Империи.

Высокая механизация сельскохозяйственного труда несколько снизила спрос на этого великана, известного своим ласковым нравом и огромным желанием работать. Бельгийский тяжеловоз пользуется спросом в ряде областей Бельгии и в Северной Америке.

Особенности экстерьера породы

Современный Брабансон – этокрепкая, высокая и сильная лошадь. Высота в холке в среднем составляет 160-170 сантиметров, однако встречаются и лошади с ростом 180 сантиметров и выше. Средний вес лошади этой породы составляет от 800 до 1000 килограмм. Строение тела: маленькая простоватая голова с умными глазами; короткая мускулистая шея; массивное плечо; короткое глубокое компактное туловище; мускулистый сильный круп; короткие сильные ноги; твердые средней величины копыта.

Окрас преимущественно рыжий и золотисто-рыжий с черными отметинами. Можно встретить гнедых и белых лошадей.

Применение и достижения

Брабансон – чрезвычайнопопулярная фермерская лошадь, и до сих пор используется как рабочая ломовая лошадь. Животные нетребовательны к корму и уходу и не склонны к простуде. Они отличаются спокойным нравом.

Жеребцы из Бельгии импортировались во многие страны Европы для того, чтобы разводить тяжелых лошадей для производственных и сельскохозяйственных нужд.

В конце XIX века возрос спрос на эту породу. Это произошло после нескольких успешных побед Бельгийских тяжеловозов на крупных международных состязаниях. Сын Оранжа I, жеребец Бриллиант (Brilliant), завоевал победу в 1878 году на международном чемпионате в Париже, а также блистал следующие несколько лет в Лилле, Лондоне, Ганновере. А внук основателя линии Gros de la Dendre, жеребец Реве Д"Орм стал в 1900 году чемпионом мира, а еще один представитель этой линии – суперчемпионом.

Кстати, одна из самых тяжелых лошадей в мире относится как раз к породе Брабансон – это Бруклин Суприм (Brooklyn Supreme) из города Огден (Ogden), штат Айова (the State of Iowa) – гнедо-чалый жеребец, чей вес составлял 1440 килограмма, а высота в холке достигала почти двух метров – 198сантиметров.

Кроме того, в этом же штате, в начале XX века, был продан за рекордную сумму еще один Брабансон – семилетий жеребец Балагур (Farceur). Его продали за 47 500 долларов на аукционе.